В 2011 году алматинцы вдохнули более 170 тысяч тонн опасных для здоровья веществ. И один из загрязняющих факторов воздуха – некачественный бензин. В связи с многочисленными сигналами от населения природоохранная прокуратура Алматы инициирует проверку городских АЗС. |
Алматы стал городом аллергиков – об этом казахстанские врачи говорят уже давно. Рак легких – еще один бич южной столицы. Город находится в низине, плохо проветривается. К тому же он перегружен автотранспортом – только в Алматы зарегистрировано более 500 тысяч единиц! Выхлопные газы от машин составляют 80 процентов в общем объеме всех загрязняющих веществ – это официальные данные природоохранной прокуратуры г. Алматы.
Даже страшно представить, чем дышат горожане! Результаты ежедневного мониторинга состояния воздуха южной столицы регулярно появляются на официальном сайте Казгидромета. Если посмотреть статистику за последние три года, можно увидеть, как в разные месяцы, годы меняется содержание взвешенных веществ (пыли), диоксида серы, оксида углерода, фенола и различных металлов.
А если взять пробу выхлопных газов в месте их выброса, например, позади проехавшего автобуса старой модели или заправленной «левым» бензином машины, прибор может показать наличие фенола, сернистого ангидрида и других опасных веществ – такой эксперимент мы уже проводили несколько лет назад!
А ведь тот же сернистый ангидрид обжигает слизистые, при высоких концентрациях вызывает удушье и даже отек легких. Мышьяк накапливается в костном мозге, вызывая болезни желудка, почек, рак кожи, легких…
Кто бодяжит бензин?
По данным Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК, в 2011 году департаменты комитета в разных городах страны провели 261 проверку предприятий, реализующих нефтепродукты. Из них в 173 случаях установлены нарушения. По итогам проверок дан запрет на реализацию 317 партий продукции на внушительную сумму – 413 миллионов 435 тысяч 167 тенге! Виновных оштрафовали почти на семь миллионов тенге. Но стало ли легче дышать?
Департамент Комитета техрегулирования по г. Алматы проверил 37 субъектов, реализующих нефтепродукты. Из них нарушения выявили на 25 АЗС. Запрещено к реализации 20 партий нефтепродуктов на сумму 78 миллионов тенге.
– Как показали проверки, некоторые АЗС продают некачественное топливо с заниженным октановым числом. Сейчас мы пытаемся выяснить, на какой стадии происходит разбавление топлива – у оптовых покупателей или у конечных реализаторов? – рассказывает старший помощник природоохранной прокуратуры г. Алматы Талгат УРАЖАНОВ.
Опасная близость
Сегодня в Алматы 183 автозаправочные станции. Кто позволил строить автозаправки рядом с жилыми домами, местами массового скопления людей, в центре города? – еще один вопрос, который регулярно задают алматинцы. Ведь это источник повышенной опасности!
Некоторые АЗС вообще стоят впритык к жилым домам. И чего ждать, случись тут пожар?
А если землетрясение? Зачем нам такие «бомбы» рядом с жилыми многоэтажками? Кто дает разрешение на их открытие?
Где хотели, там и строили
Еще в 2008 году проводилась проверка всех городских АЗС, и выяснилось: у всех владельцев заправочных станций имелись госакты на землю, целевое назначение земли тоже соответствовало тому, что было заявлено в госакте. Были и заключения чеэсников, пожарных, Госсанэпиднадзора…Оказалось, многие получили разрешение на строительство еще в 90-е годы. Может, тогда нормы были мягче или разрешение на постройку АЗС было проще получить, но ряд автозаправок оказался построен почти впритык к другим зданиям.
– У всех алматинских АЗС есть документы, согласованные с органами Госсанэпиднадзора, ЧС. Другое дело, надо проверять законность этих разрешений! – продолжает Талгат Уражанов. – Ведь по нормам технологического проектирования автозаправочных станций строение (жилой дом, магазин и так далее) от источника выброса АЗС – колонки или резервуара – должно находиться более чем за 50 метров!
И что теперь делать? Сносить заправки, построенные в опасной близости к домам, или махнуть на них рукой? Ведь у владельцев АЗС все разрешающие документы на руках, как и заключение специалистов! Пример: АЗС на Жарокова – Сатпаева, резервуары которой находятся рядом с тротуаром, проезжей частью, кафе, не соблюдая положенные 50 метров. Опять же, у владельца все документы в порядке. Отыскать крайних в подобных ситуациях практически невозможно, говорит помощник прокурора. Но ведь на всех разрешающих документах стоят подписи вполне конкретных людей!
Нарушителей «законсервировали»
– В Алматы были случаи, когда АЗС строили вообще без заключения специалистов?
– Были случаи, когда заправки работали без заключения государственной экологической экспертизы. Либо нарушили обязательные требования. Например, если АЗС находится вблизи жилого сектора, то на ней должен быть знак, запрещающий заправку грузового транспорта и автобусов. Но такого знака на многих АЗС не было. Далее, по нормам подземные емкости АЗС не должны превышать 100 кубических метров. Но были случаи, когда хозяева устанавливали емкости и 150, и 200 кубических метров. В таких ситуациях были приняты меры, нескольким АЗС пришлось законсервировать свои емкости.
– Не кажется ли вам, что 50 метров между автозаправкой и девятиэтажным домом – слишком мизерное расстояние?
– Эти нормы разработаны Комитетом по делам строительства Министерства экономики и торговли РК в 2002 году. Вопрос по пересмотру норм адресуйте в данный комитет… Наверное, следует ужесточить законодательство в области ЧС.
Надеемся, ближайшая проверка автозаправок наконец-то поставит все точки над «i» в данном вопросе. Никто не спорит – развивать бизнес нужно, но не ценой же здоровья людей! Что касается действующих норм, мы готовы пригласить к диалогу их разработчиков и всех, кому небезразлична безопасность горожан.
Анна ЛИ, Алматы
Сайт газеты «Караван» Время загрузки страницы 0.467 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |