Несмотря на то, что наше государство светское, в последние годы наблюдается тенденция усиления роли религии в жизни общества. В целях координации деятельности государственных органов в сфере государственно-конфессиональных отношений в этом году было создано Агентство Республики Казахстан по делам религий. Данным государственным органом был разработан законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Его рассмотрение депутатским корпусом сопровождалось широким обсуждением в обществе, а также в отечественных и зарубежных СМИ. Обо всем этом, в том числе и о некоторых положениях вступившего в силу нового закона, наша беседа с председателем Агентства по делам религий Кайратом Лама Шарифом. |
– Кайрат Кайырбекулы, закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» вступил в силу. Какими будут следующие действия агентства?
– Перед нами стоит задача провести грамотную и целенаправленную работу по внедрению норм закона в жизнь. Предстоит реализовать ряд важных мер.
Прежде всего, необходимо провести перерегистрацию религиозных объединений, которые обязаны в течение одного года со дня введения в действие настоящего закона внести соответствующие изменения в свои учредительные документы. По истечении указанного срока юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие требованиям указанного закона, ликвидируются в судебном порядке по обращению Министерства юстиции РК.
В этих целях мы сейчас работаем над внесением изменений в соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру регистрации (перерегистрации) религиозных объединений.
Сегодня перед территориальными органами юстиции и Агентством по делам религий стоит задача совместно с областными и районными акиматами выяснить правомочность деятельности 4514 религиозных объединений. Некоторые из них были созданы еще в 1980-е перестроечные годы, а остальные по инициированию всего 10 человек в рамках старого закона от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».
Большую работу предстоит провести акиматам, поскольку все мероприятия по перерегистрации религиозных объединений и их деятельности в новых условиях начнутся в регионах. Кроме того, в регионах активизирована деятельность местных советов по связям с религиозными объединениями.
– Бурно обсуждается введение нового порядка регулирования миссионерской деятельности. Сколько на данный момент в Казахстане миссионеров и какие перемены грядут в их деятельности в связи с принятием нового закона?
– По состоянию на 1 октября 2011 года в Казахстане количество зарегистрированных иностранных миссионеров составляет 310 человек. Из них 124 миссионера от Римско-католической церкви, 90 протестантов, 48 исламских проповедников, 42 миссионера являются представителями Русской православной церкви, 5 раввинов представляют иудаизм и один миссионер, проповедующий буддизм.
В целях реализации нового закона и регулирования деятельности миссионеров агентством совместно с Министерством внутренних дел РК также разрабатываются правила осуществления миссионерской деятельности на территории Республики Казахстан.
С принятием данного документа мы сможем сформировать систему мер социальной профилактики и противодействия деструктивному влиянию некоторых нетрадиционных религиозных организаций на процесс духовно-нравственного развития казахстанского общества.
– Зачастую можно услышать такое понятие, как «традиционные для Казахстана религии». Что вкладывается в это понятие?
– Традиционность подразумевает сохранение обрядов и обычаев, переданных нам от наших предков. К признакам традиционных религий можно отнести признание исторической этнокультурной преемственности, социокультурного доминирования в обществе.
Деление на традиционные и нетрадиционные религии существует во многих странах. Например, в Италии все религии подразделяются на католические и некатолические. В Латвии религии подразделяются на так называемые нетрадиционные религиозные организации и религиозные конфессии. В Бельгии также есть классификация признанных и непризнанных религий. Согласно конституции Швейцарии, каждый кантон сам определяет отношения с религиозными организациями. Как правило, к числу признанных относятся католики, остальные религиозные организации могут получить указанный статус при выполнении ими определенных условий. В Португалии существуют четыре категории религии: церкви и религиозные общины, имеющие корни в этой стране, религиозные корпорации, частные корпорации, незарегистрированные ассоциации. В Словакии религиозные организации делятся на зарегистрированные религиозные группы и гражданские ассоциации. Соответственно, права и обязанности религиозных объединений в этих странах четко регулируются и не предполагают пролонгации. В Литве, которая в настоящее время председательствует в ОБСЕ, четко разделены традиционные и нетрадиционные религиозные общины.
В казахстанском обществе религия чаще всего понимается не только как мировоззрение, но и как часть культурного наследия и образа жизни человека. Поэтому ислам в нашей многонациональной стране является традиционной религией для более 10 млн казахов, 457 тыс. узбеков, 225 тыс. уйгур, 205 тыс. татар, 97 тыс. турок, 85 тыс. азербайджанцев, 52 тыс. дунган, 38 тыс. курдов, 36 тыс. таджиков, 32 тыс. чеченцев, 23 тыс. кыргызов, 17 тыс. башкир, 15 тыс. ингушей и представителей других национальностей, которые в совокупности составляют 70% населения Казахстана.
Второй по численности верующих конфессией в Казахстане является православие. Сегодня православными христианами себя считают свыше 3 млн 700 тыс. русских, 333 тыс. украинцев, 66 тыс. белорусов, 5 тыс. болгар, которые составляют 25% населения. Во многом благодаря объединяющей роли ислама и православия на территории Казахстана сохранилось уникальное единство и многообразие национальных культур населяющих его народов.
В настоящее время в многонациональном Казахстане свыше 34 тыс. поляков, 5 тыс. литовцев называют своей традиционной религией католицизм. Традиционным вероисповеданием для 178 тыс. казахстанских немцев мы признаем лютеранство, которое возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке. По данным национальной переписи населения 2009 года, в Казахстане проживает около 4 тысяч евреев, национальной религией которых является иудаизм.
Таким образом, в результате многолетнего взаимодействия ислама, православия, католицизма, лютеранства и иудаизма в нашей стране сложился баланс интересов, в рамках которого эти традиционные религии и конфессии наладили взаимный диалог и каналы социального взаимодействия. Этот баланс интересов верующих стал фундаментом стабильности и толерантности всей конфессиональной сферы жизни казахстанского общества. Следует отметить, что лидеры вышеперечисленных мировых и традиционных религий каждые три года собираются в Астане на свой религиозный саммит, инициатором и вдохновителем которого является глава нашего многоконфессионального государства Н. А. Назарбаев.
– Свободу вероисповедования часто путают с прозелитизмом. Можно ли ставить знак равенства между ними?
– Прозелитизм – это процесс активного обращения населения в иную веру, направленный на отчуждение человека от привычных ему жизненных ценностей. Эта деятельность осуществляется за счет огромных финансовых вливаний извне, разрушая фундамент традиционной духовности, отвергая культурное наследие коренного народа.
Прозелитизм не одобряется мировыми религиями. Это подтверждается и в священном Коране следующим аятом: «У вас своя вера, у меня – своя вера».
В настоящее время в 42 странах мира относительно некоторых религиозных групп существует запрет на прозелитизм, а в 33 странах прозелитизм запрещен вообще. В 36 странах мира существуют ограничения на переход из одной религии в другую, в 50 странах существуют отличия в правовом статусе религиозных лидеров, в отношении к разным религиозным доктринам, в 40% стран – ограничения на печать и распространение религиозной литературы.
С момента распада Советского Союза на территорию нынешних стран СНГ из-за границы начали прибывать миссионеры различных религиозных вероисповеданий. Это объясняется тем, что во времена, когда новые независимые государства переживали смутные и тяжкие времена, распространители чуждой идеологии спешили расширить ряды своих сторонников и использовали для этого все ресурсы, в том числе и религию.
В «старых» демократических обществах деятельность миссионерских организаций, может быть, не так уж и опасна. Однако в трансформирующемся, неокрепшем обществе появляются дополнительные проблемы, способствующие ослаблению солидарности и потере нравственных ориентиров. Именно в этой связи многие страны СНГ стали регулировать данный вопрос согласно законодательному порядку.
Так, в Узбекистане прозелитизм и миссионерство запрещены в законодательном порядке. Проповедь какого-либо учения на улице и раздача религиозной литературы приводит к штрафу, а при повторном нарушении нарушитель несет уголовную ответственность. На территории Армении запрещается «душеловство», то есть прозелитизм, в целях повышения роли Армянской апостольской церкви. В этом контексте следует подчеркнуть, что конституция Греции также запрещает прозелитизм. В 1978 году кнессет Израиля принял закон, запрещающий всякую миссионерскую деятельность, направленную на обращение евреев в христианство. И таких примеров много.
Наибольшую озабоченность казахстанских экспертов и теологов вызывает усиление в республике деятельности деструктивных религиозно-мистических и оккультно-мистических учений нового поколения. Нередко, прикрываясь маской религиозного и культурного просвещения, секты активно проникают в светские и государственные учреждения страны, в системы образования и культуры. При этом особую опасность представляет то, что ряд иностранных миссионеров исповедует нетрадиционные учения, запрещенные во многих зарубежных странах.
Поэтому Агентство по делам религий будет предупреждать и пресекать на всей территории Республики Казахстан деятельность религиозных объединений, направленную против основ конституционного строя и безопасности нашего государства.
– А что у нас делается для информирования населения о деятельности деструктивных религиозных течений?
– Для информирования населения о негативном влиянии деструктивных религиозных культов в 2009 году была создана Ассоциация центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений. В настоящее время в состав ассоциации вошли 19 центров помощи пострадавшим, расположенные во всех крупных городах Казахстана.
Для повышения религиозной грамотности населения, особенно молодежи, ассоциацией и ее региональными центрами проводится активная информационно-разъяснительная работа в высших, средних специальных и средних учебных заведениях республики, а также издаются методические пособия, брошюры и буклеты, изготавливаются видеоматериалы разъяснительно-профилактического характера с участием самих пострадавших и их близких.
Проводятся конкурсы, выделяется государственный социальный заказ для проведения информационно-разъяснительной работы, оказания бесплатной психологической и юридической помощи через работу неправительственных организаций.
В ассоциации и центрах помощи действуют телефоны доверия, по которым обратившиеся граждане получают бесплатные консультации психологов и юристов. За первое полугодие 2011 года в ассоциацию поступило свыше 500 обращений граждан.
Аналогичная работа проводится Фондом поддержки исламской культуры и образования, основной задачей которого является пропаганда и разъяснение населению, особенно молодежи, ценностей традиционного ислама ханафитского мазхаба суннитского толка.
– Каким образом закон регулирует вопрос распространения религиозной литературы?
– Могу сказать однозначно, что распространение религиозной литературы вне установленных законом мест недопустимо. Все уличные лотки будут ликвидированы, а попытки распространения религиозной литературы на улицах, по квартирам и домам будут строго пресекаться. Для этого акиматами сейчас разрабатывается порядок предоставления специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы.
Будет обеспечен жесткий заслон проникновению в страну экстремистской литературы. Мы заложили в закон нормы, предписывающие религиоведческую экспертизу для всех ввозимых информационных материалов религиозного содержания, что также будет способствовать решению данного вопроса.
– Продолжая разговор о традиционных для Казахстана религиях, не можем не задать один из самых неоднозначных вопросов: можно ли считать призыв к молитве – азан – нарушением прав людей, проживающих поблизости?
– Хотелось бы обратить внимание и прессы, и общественности на то, что претензии по поводу азана относятся не к факту, а к громкости его звучания в раннее утро.
Призыв к молитве является неотъемлемой частью исламской атрибутики в совершении верующими богослужения, равно как и звон колоколов в православии.
Также хотелось бы отметить, что в соответствии с «Гигиеническими нормативами уровней шума и инфразвука в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденными приказом министра здравоохранения от 3 декабря 2004 года № 841, нормы проникающего шума в помещения жилых комнат квартир с 23.00 до 7.00 установлены от 30 до 45 децибел (единица измерения громкости звука). А потому проверка и установление факта нарушения шумового режима входит в компетенцию органов санитарно-эпидемиологического надзора и должна устанавливаться в каждом конкретном случае отдельно.
Руководство Духовного управления мусульман Казахстана уже провело разъяснительную работу со своими официальными представителями в регионах по снижению мощности громкоговорителя во время его использования.
– Что можно сказать о проводимой агентством работе в области предотвращения распространения идей религиозного экстремизма?
– В целях дальнейшего укрепления стабильности в религиозной сфере Агентством по делам религий совместно с Духовным управлением мусульман и при поддержке местных исполнительных органов сформированы информационно-пропагандистские группы. В их состав вошли сотрудники агентства, муфтията, ученые-исламоведы, представители НПО и Фонда поддержки исламской культуры и образования.
На встречах с населением обсуждались вопросы сохранения межэтнического и конфессионального согласия, религиозной толерантности, роль традиционных религий в жизни общества, принимаемые меры по недопущению идеологической экспансии извне сомнительными религиозными течениями. Кроме того, поднимались проблемы повышения религиозной грамотности и улучшения просветительской работы.
Большая работа развернута в СМИ. Она направлена на предотвращение и профилактику распространения идей религиозного экстремизма и противоправной деятельности деструктивных религиозных течений.
– За взрывы в Атырау взяла на себя ответственность некая исламистская группировка «Джунд аль-Халифат», которая ранее выступила за прекращение действия нового закона. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Всем известно, что терроризм – это устрашающая форма политической борьбы, сопровождающаяся угрозами и актами насилия в отношении общества с целью наведения страха, ужаса, подрыва и ослабления существующего государственного строя.
Для США теракты в сентябре 2001 года стали полной неожиданностью. Теракты невозможно предугадать, потому что причины, побуждающие людей сделать подобные шаги, каждый раз новые. Если в одних странах причиной становится социальная несправедливость, то в других – религиозные мотивы, а в третьих – политическая борьба.
Горьким уроком непредсказуемости терактов могут служить события, произошедшие в Норвегии в конце июля этого года. Норвегия – крупнейший производитель нефти и газа в Западной Европе, а США занимают первое место в мире по внутреннему валовому продукту. Следовательно, вешать ярлык неблагополучности на страны, в которых произошли теракты, нельзя, равно как, и делать прогнозы.
Что касается упомянутой исламистской группировки в нашей стране, то расследованием ее деятельности занимаются уполномоченные правоохранительные органы. Есть заявление Генпрокуратуры по итогам расследований взрывов в Атырау.
Силовые структуры достаточно четко сработали и в Таразе. Несмотря на то, что в центре города им противостоял вооруженный фанатик, они остановили его, не допустив жертв среди мирного населения.
Могу с уверенностью сказать, что у государства есть силы и возможности, чтобы противостоять любым проявлениям экстремизма и терроризма.
Но все же одними силовыми методами эту проблему не решить. Важнейшее значение имеют превентивные меры противодействия. И, на наш взгляд, самый надежный и эффективный заслон – это отсутствие социальной базы поддержки для распространения экстремистских идей, отвержение их массовым общественным сознанием. В обществе нужно сформировать атмосферу неприятия проявлений религиозного экстремизма и фанатизма. Убежден, что только так можно в корне переломить ситуацию, выбить почву из-под ног террористов и радикалов.
– Поделитесь планами?
– Религия – это сфера, которая требует постоянного внимания и кропотливой работы. Поэтому впереди у нас много дел. Во-первых, хочу рассказать о скором выходе первого номера обновленного журнала «Государство и религия». На его страницах мы размещаем статьи и выступления представителей государственных структур, научной общественности, религиозных деятелей. Журнал будет выходить ежеквартально. Его тематическая наполненность позволит нам вести широкую работу, как среди молодежи, так и среди экспертного сообщества.
Кроме того, разрабатывается веб-сайт www.din.gov.kz. Название происходит от казахского и арабского слова «дін», означающего «религия». Мы планируем здесь размещать не только информацию об агентстве, его структуре, основных направлениях работы, но и полезные ссылки, которые могут использовать как простые граждане, так и государственные служащие. К примеру, там будут данные по религиозной литературе, не прошедшей религиоведческую экспертизу. Это облегчит работу таможенной службы, а также поможет гражданам при покупке религиозной литературы за рубежом.
Одним из важнейших мероприятий в текущем году станет проведение первого форума религиоведов Казахстана, который состоится 16 ноября в Астане. В его работе примут участие представители религиозных объединений, известные казахстанские ученые-религиоведы, общественные деятели, средства массовой информации. Надеюсь, что форум будет способствовать интеграции отечественных ученых и экспертов в этой области в вопросах изучения проблем религиозной сферы.
Беседу вела Айман ТЫНЫШБАЕВА, Астана
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.313 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |