Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Модернизация ЖКХ: коммунальный рай или большой распил?



Модернизация ЖКХ: коммунальный рай или большой распил?

 

Модернизация ЖКХ: коммунальный рай или большой распил?По всему Казахстану идёт массовый ремонт многоэтажек. Жильцам он приносит восстановленные в рассрочку дома, а ремонтным фирмам – невиданный ранее объем заказов.

Многоэтажные миллиарды


Модернизация – самое популярное слово в лексиконе чиновников. Она, если им верить, проходит практически во всех сферах. Даже ржавые трубы в подвалах теперь не меняют – их модернизируют. Точнее, если вы сами поменяете трубы и покрасите дверь в подъезде, то это ремонт. А если то же самое будет сделано по правительственной программе – это уже модернизация.

Недавно Агентство по делам строительства и ЖКХ отчиталось на совещании в кабмине о том, как продвигается одна из самых социально чувствительных в стране программ - модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Продвигается, она, надо сказать, семимильными шагами. Бюджетные миллиарды летят со свистом. Всего на этот год выделено 7,4 миллиарда тенге. Всё пошло на ремонт многоквартирных жилых домов. На начало ноября ремонтировалось 398 домов. Освоено было 3,2 миллиарда тенге. Это очень много, если учесть, что программу модернизации ЖКХ утвердили только 30 апреля, а деньги выделили ещё позднее. Времени же на отработку финансовых и правовых механизмов ремонта домов вообще оставалось в обрез. Хотя они на самом деле важнее, нежели сама программа модернизации ЖКХ. Ведь государство не финансирует ремонт за свой счёт: оплачивать его могут только собственники. Государство лишь помогает им при помощи двух механизмов.

Первый состоит в том, что деньги из республиканского бюджета идут в акиматы, а оттуда – в социально-предпринимательские корпорации (СПК). Потом КСК или другой орган управления кондоминиума заключают договор на ремонт многоквартирного дома, и собственники квартир оплачивают только 15% его стоимости. Остальное погашает СПК.

Но не безвозмездно. Владельцы квартир каждый месяц делают отчисления, постепенно расплачиваясь с СПК.

Второй механизм отличается только тем, что деньги из республиканского бюджета местным властям передаются не как целевые трансферты, а как кредиты. И передаются они для оплаты ремонта не СПК, а специализированной уполномоченной организации – она же генподрядчик для ремонта домов. Но для жильцов, в принципе, схема аналогичная: они разово оплачивают только 15% стоимости ремонта, а остальное погашают ежемесячными платежами.

Свой каприз за ваши деньги

Иными словами, оба механизма дают людям возможность сделать текущий и капитальный ремонт в многоквартирных домах в рассрочку. Сама идея превосходная.

Она дает шанс привести, наконец, дома в порядок. Ведь если свои квартиры народ  худо-бедно ремонтирует и старается поддерживать в порядке, то починкой крыш, заменой труб, покраской фасадов занимаются у нас только в крайних случаях - не как правило, а в виде исключения. Но дьявол кроется в деталях. А особенно в таком щекотливом деле, как ремонт. Недосыпал цемента в раствор – и всё посыпалось.

В программе ЖКХ оглашены общие схемы финансирования ремонта многоквартирных домов. А деталей в ней нет. В том числе, таких важных, как определение стоимости ремонта (а что может быть важнее?) и гарантии качества ремонта. Прочих нераскрытых нюансов, связанных с выбором подрядчиков, заключением договора, приёмом работы, ещё больше. По-хорошему, все это требовало тщательной доработки, обсуждения с КСК, общественностью. Как-никак программа рассчитана на срок до 2020 года. К тому же финансируют ремонт, в конечном итоге, владельцы квартир. Но чиновники с ними ничего обсудить не удосужились.

По итогам совещания, где рассматривалось исполнение программы модернизации ЖКХ, премьер-министр Карим Масимов поручил акимам провести дополнительную информационную и разъяснительную работу по механизмам ремонта домов. Такая постановка вопроса не может не удивлять. Вообще-то эта программа предусматривает, что к финансированию модернизации ЖКХ будет привлечено 95,5 миллиарда тенге из личных средств  граждан. И такая сумма даёт владельцам квартир право на то, чтобы им не разъясняли уже принятые решения, а сначала с ними посоветовались. Иначе же это будет похоже на ситуацию, когда вы нанимаете бригаду отделочников, а они сами за вас решают, что стены в вашей «двушке» будут фиолетовыми, потолок - жёлтым, и пол надо сделать из черного мрамора, купить который непременно стоит в фирме, принадлежащей брату бригадира.

Пропаганда не греет

Помимо ремонта, разворачивается еще одна масштабная кампания - термомодернизация, то есть утепление домов. Это намного более сложный и более затратный процесс, поэтому тщательная проработка здесь ещё важнее. Однако подход к ней такой же, как и к ремонту: главное - начать, а потом разберёмся. В программе модернизации ЖКХ сказано: «Пропаганда энергосбережения среди населения является основой успешной реализации программы». Да какая может быть пропаганда? Неужто чиновники считают, будто народ против того, чтобы отапливать квартиры, а не атмосферу? Уговаривать утеплять дома никого не нужно. Дело-то совсем в другом – в стоимости и в экономическом эффекте.

Вкладывать деньги в термомодернизацию имеет смысл только тогда, когда будет реальная экономия энергии и когда она окупит затраты.

Поэтому пропагандировать ничего нужно. Нужно просто показать людям экспертные расчёты – какие потери тепла есть в доме сейчас, какими технологиями и насколько предлагается их уменьшить, сколько это будет стоить и когда окупится. Но вместо этого чиновники объясняют населению всё на пальцах, а потому недоумевают – ишь какие несознательные пошли граждане, не хотят отстёгивать на термомодернизацию.

Мероприятия по энергосбережению нельзя превращать в кампанейщину. Это на самом деле очень сложный технологический процесс. Не случайно он включен в Госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР). Причем в ней предусмотрено, что должны быть «доступные базы данных, содержащие информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации». Вот что действительно нужно, а не «пропаганда».

Кроме того, в Программе ФИИР предусмотрено создание эффективной системы заинтересованности потребителей энергоресурсов в инвестировании в энергосбережение.

Так почему не создается эта система?

Встречают по фасаду - провожают по трубам

Тем не менее, правительство предпочитает воспринимать все недоработки как досадные мелочи. Как щепки, которые летят, когда рубят лес, то бишь делают самое важнее дело – ремонт многоквартирных домов. По всей стране слышны победные реляции о починенных крышах и отремонтированных подвалах. До конца года будет отремонтировано 562 многоквартирных дома. Из них часть уже принята, и жильцы, по сообщениям чиновников, довольны. И этим пользуются как главным неопровержимым аргументом: мол, невзирая на мелкие недостатки, процесс обновления ветшающих многоквартирных домов успешно пошёл.

Вот только не рановато ли судить об успешности? Критерий эффективности модернизации – это вовсе не количество отремонтированных домов и объём освоенных средств. Ремонт делается не для освоения денег, а для того, чтобы крыша не текла, трубы не лопались, тепло из подъездов не выходило. Давать оценку ремонту сразу после его завершения просто наивно. Нужно обождать хотя бы эту зиму, а потому уже говорить – правильно ли потратили деньги или нет.

Что же касается самого процесса ремонта, то на фоне общего «одобрямса» поступают и реалистичные отзывы. Чаще всего люди говорят о таких нарушениях, как непрозрачность сметы на ремонт, отсутствие технической экспертизы (обследования), которая бы установила, какой ремонт нужен и требуется ли он вообще. Например, домам «прописывают» дорогостоящую покраску фасадов, которая им не по карману.

Конечно, свежевыкрашенные дома радуют глаз акимов, и проверяющим из правительства есть что показать. Но ведь платить-то приходится собственникам.

Так, может, ремонт всё-таки делают для освоения средств?

А про фундамент-то забыли

Чиновники и сами признают, что модернизация ЖКХ сопряжена, как принято говорить, с «отдельными недостатками и перегибами на местах». В частности, глава Агентства по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин отметил, что не во всех регионах страны созданы жилищные комиссии, которые принимают решения о техническом состоянии домов, ряд акиматов приступил к ремонтным работам без подписания договора с жильцами.

Ну и как вам этот отдельный недостаток – «ряд акиматов приступил к ремонтным работам без подписания договора с жильцами»?! Это примерно то же самое, что сдать дом, но с отдельным недостатком: забыли фундамент положить. И это никакое не преувеличение. Договор с жильцами, которые являются собственниками дома и конечными плательщиками средств за ремонт – это правовой фундамент, без которого проведение ремонта прост немыслимо.

Понятно, что чиновник торопятся «освоить» средства, но не такой же ценой!

Что интересно, сейчас принято всех, кто пытается разобраться в обоснованности процедур по ремонту, осаживать упрёками в неблагодарности. Дескать, государство пошло им навстречу, начало по всей стране масштабный ремонт, который не делался годами и даже десятилетиями, а они ещё и недовольны. Но всё это лирика. А факты в том, что ремонт делается на деньги собственников. Да, государство помогает и организационно, и финансово – через кредитование местных органов власти. Но давайте вспомним, что такое государственные финансы. Это деньги не членов правительства и не руководителей от ЖКХ. Это деньги налогоплательщиков, причём как тех, в чьих домах делается ремонт, так и тех, кто не имеет к нему никакого отношения. Так что попрекать госпомощью народ не стоит.

Не наводите тень на коммунальный плетень

Если посмотреть на программу модернизации ЖКХ с чисто экономической точки зрения, то получается простая вещь. Государство, используя административные рычаги, создаёт на рынке массовый спрос со стороны населения на ремонтные услуги. И это, как нам обещают, только начало. С каждый годом объемы ремонта и, соответственно, размер денежных потоков будут только увеличиваться. Причём все, говоря о перспективе, забывают одну деталь. В программе ЖКХ предусмотрено, что со временем роль СПК возьмут на себя банки второго уровня, а роль генподрядчика – предпринимательские структуры. Иными словами, и финансировать ремонт домов, и организовывать его будут частные конторы. И контролировать этот процесс собственникам станет ещё труднее.

Чиновники любят ссылаться на то, что модернизация домов - это идея президента. Хотя он говорил буквально следующее: «Поручаю правительству проработать механизм стимулирования, накопления, софинансирования, ремонта и восстановления общего имущества». То есть глава государств вообще-то не поручал чиновникам: как можно быстрее начинайте ремонт, даже не спрашивая согласия жильцов, осваивайте деньги, а там разберёмся. Так что тень на плетень наводить не нужно. Глава государства, напротив, поставил во главу угла разработку механизма. Этого механизма власти толком не сделали, зато деньги уже вовсю осваивают.

Автор: Сагит ОСПАНОВ, экономический обозреватель «МК в Казахстане», Астана

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 5
Работа на дому


Время загрузки страницы 3.277 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>