Переходный национальный совет празднует победу, лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи убит наемниками на своей же родине. Его более чем сорокалетнее правление закончилось. По мнению многих аналитиков, теперь Ливию ждут большие перемены и, возможно, не в лучшую сторону. Эксперты не спешат ставить точку в ливийской операции сил НАТО. Представитель Переходного национального совета секретарь Али Тархуни обратился к руководству альянса с просьбой остаться в Ливии, как минимум, еще на месяц. |
Судя по всему, обращение к НАТО продиктовано боязнью новых лидеров за свое будущее. Как известно, сразу после убийства Муаммара Каддафи лидеры ливийских исламистов заявили о том, что отныне страна будет жить по законам шариата.
Непонятно, как поведут себя в сложившейся обстановке племена? Большинство племенных лидеров явно не собираются признавать диктат исламистов. Но в равной степени многие из них не приемлют и «западных марионеток». Иными словами, в итоге горстка ливийских интеллигентов-либералов рискует получить настоящую демократию в виде «войны всех против всех».
Знакомый сценарий
По мнению казахстанского политолога Султана АКИМБЕКОВА, в Ливии осуществится афгано-иракский сценарий:
– Специфика Ливии в том, что в основе ее организации находятся племена варфалла, зинтан, каддафийя и другие, всего до сотни. Запад хочет, чтобы они не делили страну не только на три части – Киренаику, Триполитанию и Феззан, но и на территории отдельных племен. Значит, будет реализовано нечто вроде иракского или афганского сценария, когда в парламенте представлены все племена, которые будут вынуждены договариваться друг с другом. Для этого есть мощное основание – нефть. Парламент и будет нужен для относительно справедливого разделения доходов от ее продажи. Следовательно, нового Каддафи точно не будет. Кому на Ближнем Востоке было выгодно падение Ливии? В первую очередь суннитским арабским монархиям, у которых всегда был антагонизм с Каддафи со всей его псевдосоциалистической риторикой. Кроме того, падение Ливии открыло дорогу для давления еще на один осколок арабского социализма – Сирию, где у власти находятся шииты-алавиты, что также отвечает интересам суннитских монархий.
Придется договариваться
Политолог Расул ЖУМАЛЫ, бывший глава дипломатической миссии Казахстана в Ливии в 2006–2007 годах, говорит о множестве рисков для будущего Ливии:
– Есть риск того, что стабильность не скоро наступит в этой стране и что Ливия сохранит свою государственность в нынешних границах. Сейчас, когда единственная цель, которая объединяла повстанцев – уничтожение Каддафи, – исчезла, есть много препятствий к тому, что эта разрозненная масса людей, племен, политиков может договориться и занять единую позицию. У них разные взгляды на то, каким путем должна идти Ливия. Начиная с религиозных радикалов и заканчивая еврофилами, сторонниками ориентации на Запад. Плюс деструктивное влияние внешних сил как отдельных держав с нефтяными интересами, так и террористического интернационала, в том числе «Аль-Каиды».
Эти события имеют глобальные последствия, в том числе и для таких стран, как Казахстан, у которого есть нефтяные интересы. А потому надо анализировать, делать выводы. Возможно, и извлекать какие-то уроки. Ведь буквально еще год назад никто абсолютно не мог предположить, что такие беспорядки начнутся, скажем, в Египте, Тунисе или Ливии.
Авторы: Наталия БУРАВЦЕВА, Жанар КАНАФИНА
Сайт газеты «Караван» Время загрузки страницы 0.257 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |