Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Кулмухаммад кажы МАХАНБЕТ: Аллах не повелевает приносить в жертву людей



Кулмухаммад кажы МАХАНБЕТ: Аллах не повелевает приносить в жертву людей

 

Кулмухаммад кажы МАХАНБЕТ: Аллах не повелевает приносить в жертву людей Близится Курбан айт – один из самых больших мусульманских  праздников, олицетворяющий собой такие идеалы нравственного и духовного совершенствования, как милосердие, сострадание, терпимость, добро, любовь к людям. Как правильно встретить и провести его – рассказывает главный имам Центральной мечети Алматы Кулмухаммад кажы МАХАНБЕТ.

Zakon.kz: – Уважаемый имам, в эти дни мои друзья совершают хадж. Они говорят, что обязательное для правоверных мусульман паломничество в Святую Мекку завершается именно трехдневным праздником Курбан айт. Это так?


К. М.: – Да, это действительно так. Курбан айт или, как его называют – праздник жертвоприношения  является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, и отмечается в десятый день двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа. Суть Курбан айта заключается не просто в жертвоприношении, а, прежде всего, в благодарении Всевышнему Аллаху и в искуплении грехов. Преддверие и ночь перед этим праздником называют днем и ночью Арафат. Это благословенная ночь и к ней надо относиться с почтением. В день Арафат мусульманам следует держать пост и раскаиваться, тогда им будут отпущены грехи их. По этому поводу в одном из хадисов говорится,  что тому, кто постится в день Арафат, прощаются грехи двух лет –  прошлого и будущего года.

Zakon.kz: – Воспринимается ли в Казахстане Курбан айт как один из главных праздников?

К. М.: – Безусловно, это один из главных религиозных праздников, неотъемлемая часть богатейших духовных и  морально-нравственных ценностей нашего народа.  Курбан айт поощряет и способствует проявлению любви и уважения мусульман друг к другу, терпимости, состраданию и милосердию, заботе о близких… Он учит уметь прощать, жить в дружбе и согласии, стремиться к взаимопониманию и к взаимопомощи. Все это объединяет людей, создает добрую атмосферу созидательности, совершенствования, взаимообогащения. Ну а главное, этот праздник учит нас быть благодарными Всевышнему Аллаху за все, что Он нам дает, остановиться и задуматься о бытие, смысле жизни, мироздании, раскаяться в том, что что-то не так сделал в этой жизни. То есть  Курбан-айт – особенный день, он дает шанс быть прощенным Всевышним Аллахом и получить благословение на благовидные богоугодные дела. Поэтому люди в этот день пребывают в приподнятом праздничном настроении, накрывают в своих домах праздничный дастархан, ходят в гости к друзьям, родственникам, соседям, дарят подарки, помогают бедным,  сиротам, занимаются  благотворительностью, посещают могилы близких родных, читают суры из Корана, мирятся…

В этот день верующие идут в мечеть и совершают там праздничную молитву, приносят жертвоприношение – Курбан-шалу.  Он совершается ради Всевышнего Аллаха, поэтому две трети мяса жертвенного животного желательно раздать бедным, сиротам, малоимущим, чтобы Всевышний был доволен вашей щедростью, бескорыстным желанием помочь ближним, проявлением божественных качеств. В   Коране сказано, «помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде».

Zakon.kz: – Уважаемый имам, многим и особенно вегетарианцам, не совсем понятен смысл такого жертвоприношения. Расскажите, пожалуйста, более подробно об этом  обряде.

К. М.: – Слово «адха» на арабском языке означает «приближение», а по шариату – жертвенное животное, которое приносят в жертву в день айта и в последующие два дня с намерением приблизиться к Всевышнему Аллаху. Вообще в исламе жертвоприношение начинается со времен пророка Ибрахима. В Коране сказано, что у него родился сын Исмаил, и когда он достиг работоспособного возраста, Ибрахиму приснился сон, как будто он по внушению Аллаха закалывает сына в жертву. Об этом он рассказал сыну и праведный сын ответил: «О, мой отец! Делай то, что твой Господь повелел тебе. Если так угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым». И когда, предавшись воле Аллаха, Ибрахим намеревался заколоть сына, Аллах остановил его, Он  убедился в настоящей их вере в себя и повелел вместо сына принести в жертву барана.

Отец и сын достойно прошли испытание, посланное им Господом миров, и с тех пор обряд жертвоприношения ради Аллаха стал обязательным, традиционным. В Коране говорится, «Мы определили каждой общине верующих обряды жертвоприношения и велели поминать имя Аллаха над жертвенными животными при заклании в благодарность за то, что Он им даровал из верблюдов, коров и другого скота. Аллах, который установил для вас и для них обряды жертвоприношения – Единый Бог».

Аллах не нуждается в наших жертвоприношениях, это нужно самому человеку, который тем самым исполняет волю Аллаха, становится богобоязненным, боголюбивым, богопослушным, поклоняется Ему,  возвеличивает Его за то, что Он наставил его на путь праведный, прямой. Об этом Всевышний Аллах в Коране сказал так: «Знайте же, поистине Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние – важна ваша богобоязненность и искренние намерения». Один из аятов гласит, «Возноси молитву только своему Господу и закалывай жертвенных животных».

Zakon.kz: – Всем ли мусульманам обязательно надо делать жертвоприношение?

К. М.:  –  Жертвоприношение предписано делать тем, кто в состоянии это сделать. В сунне есть хадис, который передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто в состоянии принести жертвоприношение, и не сделает этого, пусть не приближается к месту, где мы совершаем намаз». Тот, кому предписано совершать жертвоприношение, должен, во-первых,  быть мусульманином; во-вторых, во время Курбан айта не являться путником; в-третьих, обладать определенным минимумом денежных средств, которые должны быть свободны от долгов и повседневных нужд.

Zakon.kz: – Когда конкретно можно приступать к обряду жертвоприношения?

К. М.: –  Время жертвоприношения наступает в первый день Курбан айта сразу после праздничной молитвы в мечетях, а она в этом году начинается в 8:10 утра, и длится до наступления времени намаза магриба в третий день праздника. В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: «В этот день наше первое дело – совершение  праздничного намаза, потом возвратиться и принести жертвоприношение. Кто поступит так, тот последует нашей сунне. А кто совершит жертвоприношение до праздничного намаза, то это не будет являться жертвоприношением». Кто не успел принести жертвоприношение сразу после праздничной молитвы, может сделать это в последующие дни Курбан айта.

Праздничная молитва, как и пятничная, является коллективной, ее не следует проводить в одиночестве, после нее мусульмане поздравляют друг друга и желают благословенного празднества.

Zakon.kz: – Каких животных можно принести в жертвоприношение, а каких нельзя?

К. М.: –  Можно овец и коз не моложе годовалого возраста. Можно шестимесячных ягнят, но это в том случае, если они по весу равны годовалым овцам. А козы обязательно должны быть годовалые. Также можно принести в жертвоприношение крупнорогатый скот, допустим, корову, но не моложе двухгодовалого возраста и пятилетних верблюдов.

Каждый человек может принести в жертвоприношение барана или козу. А жертвоприношение одного крупнорогатого скота или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей из семи человек, и каждый из них должен сделать на то искреннее намерение. Мусульмане должны лично присутствовать в процессе жертвоприношения, а если кто-то по уважительным причинам не сможет это сделать, то может передать свои  полномочия другому со словами: «Сделай жертвоприношение за меня», но оплату за животного должен произвести сам поручитель, а не тот, кого он попросил это сделать.

Что касается животных, которых нельзя приносить в жертвоприношение, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал: «Животные, негодные к жертвоприношению, являются те, у которых есть признаки явной слепоты, болезни, которые не могут самостоятельно ходить, хромают и сильно худые».

Ученые мазхаба добавили к этому еще такие признаки, как слепота одного глаза, истощение, отрезанные уши или хвост (или если их не было с самого начала), отсутствие большинства зубов, изломанные рога, хоть один, хоть оба.

Zakon.kz: – Есть ли какие-то особые правила или требования к совершению обряда жертвоприношения?

К. М.: –  Каждый мусульманин перед жертвоприношением должен сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, хорошо заточите свои ножи и закалывайте животное, не мучая его».

Жертвенное животное кладут привязанным на бок, повернутым головой в сторону кыблы и произносят следующий аят, как дуа: «Поистине, мои молитвы, благочестие, повиновение и поклонение Аллаху при моей жизни и добрые дела, с которыми я предстану перед Аллахом после смерти, – все это направлено к Аллаху – Создателю всего сущего. Поистине, Он – Тот, кто заслуживает поклонения и повиновения Ему! Нет у Аллаха никаких сотоварищей». Животное режут, произнося «Бисмилляхи, Аллаху Акбар».   Одну часть жертвенного мяса полагается оставить для своей семьи, вторую часть отдать   бедным соседям, а третью раздать как садака (милостыня).  Шкуру, молоко, голову и ноги жертвенного животного ни в коем случае нельзя продавать, это запрещено.

Zakon.kz: – Многие горожане и особенно дети испытывают шоковое состояние при виде забоя жертвенных животных, это зрелище, скажу Вам, не из приятных. Нельзя ли сделать так, чтобы этот ритуальный обряд не совершался во дворах многоквартирных домов и на детских площадках, не травмировал психику наших детей?

К. М.: –  Насколько я знаю, сейчас в Астане и других городах акиматы отводят специальное место для организованного проведения жертвоприношений в Курбан айт, а также для продажи скота населению, парковки грузовых автомобилей, доставляющих домашних животных.

В Алматы тоже запрещено проводить обряды жертвоприношений в общественных местах и жилых массивах и за этим будет следить санитарно-эпидемиологическая служба. У нас забой жертвенных животных будет проводиться на скотных рынках, где есть специальные убойные площадки и на территории мечетей, нам это городские власти разрешили, сделали исключение, но при этом предъявили определенные требования по обустройству специальных площадок для забоя животных. Эти места должны находиться на специально огороженной территории  и такие места у нас есть почти во всех мечетях.

Zakon.kz: – В Южном Казахстане идут жуткие слухи о человеческих жертвоприношениях, якобы накануне Курбан айта будут похищены и принесены в жертву семьдесят детей. Прокуратура уверяет жителей, что это выдумки хулиганов и призывает не верить слухам. Хотелось бы услышать Ваше мнение.

К. М.: –  Согласен, это беспочвенные, необоснованные слухи. Нам, представителям духовенства,  неизвестны факты убийств и похищения людей, детей по религиозным мотивам. Думаем, компетентные правоохранительные органы разберутся в этом и дадут адекватную оценку.

Население Казахстана должно знать, что в жертву можно приносить только животных – баранов, коз, крупный рогатый скот, верблюдов. Аллах не повелевает приносить в жертву людей.  Когда Аллах повелел Пророку Ибрахиму принести в жертву его сына Исмаила, это было сделано в качестве испытания на покорность, и когда Пророк Ибрахим был уже готов выполнить повеление Всевышнего, Аллах остановил его и ниспослал ему барана для жертвоприношения и спас жизнь Исмаилу.

Приносить в жертву людей, детей рассматривается как убийство невинных душ, а убийство невинных душ является очень большим, тяжким грехом. Аллах сказал, кто убьет человека, тот подобен убийце всего человечества. Мусульмане никогда не пойдут на такое преступление, а те, кто распускает такие слухи, никакого отношения к исламу не имеют. Ислам – религия мира, добра, терпимости и созидания, она не приемлет насилия ни в какой форме.

Торгын НУРСЕИТОВА

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 18
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.261 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>