Создание единой валюты предположительно станет третьим этапом в экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана. |
Автор: Наталья НАПОЛЬСКАЯ
27.03.2010
Создание единой валюты предположительно станет третьим этапом в экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана. Таможенный союз (ТС) уже действует с начала текущего года, а в 2012-м планируется установить Единое экономическое пространство (ЕЭП). Готовы ли наши страны вести общий семейный бюджет?
Напомним, в 1993 году Российская Федерация отправила советские деньги на свалку истории, заявив о введении новой нацвалюты — российского рубля. Несмотря на соглашение об объединении валютных систем, подписанное правительствами двух стран, Казахстан в последний момент был насильственно выдавлен из рублевой зоны.
Таким образом, наша республика стала одной из последних в СНГ, запустивших в оборот национальную валюту. 12 ноября 1993 года вышел указ президента РК «О введении национальной валюты Республики Казахстан», а через три дня казахстанские деньги появились в обращении. Своя банкнотная фабрика появилась в республике в 1995 году, первая же партия тенге была напечатана в Англии, а первые монеты чеканили в Германии.
Тенге, который долгое время является лицом Казахстана на международном рынке, сделал финансовую систему РК независимой и в какой-то степени более устойчивой, нежели в других государствах постсоветского пространства. Для той же России всегда было важно контролировать соседей, а, как известно, лучший способ — это правильный экономический инструмент.
Попытка номер...
В середине прошлого года предложение создать единую валюту для стран Шанхайской организации сотрудничества, куда входят Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан, выдвинул Нурсултан Назарбаев. Еще раньше он говорил о необходимости создания общей денежной единицы в рамках ЕврАзЭС (Казахстан, Россия, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан).
Выступая на Международном экономическом форуме СНГ, российский вице-премьер Игорь Шувалов заявил о возможном переходе на принципиально новую валюту, которая станет аналогом евро, действующего в зоне Евросоюза. При этом не исключается, что единой валютой может стать денежная единица одной из стран ТС.
Государственный секретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин также не раз поднимал этот вопрос на различных саммитах. При этом он считает, что введение единой валюты актуально не только для России, Белоруссии и Казахстана, но и для всех государств постсоветского пространства. По мнению политика, есть все предпосылки для реализации проекта.
Казахстанское правительство пока никак не комментирует этот вопрос в отличие от экспертов, у которых на этот счет уже сложилось определенное мнение.
Казахстан хуже Греции?
Российские финансовые аналитики категорично заявляют, что для их страны в подобном преобразовании не будет никаких преимуществ, скорее всего, оно негативно отразится на российской экономике. Некоторые из них и вовсе считают, что угроза экономической нестабильности исходит именно от Казахстана. Так, директор по консультационной работе Российского центра фискальной политики Александр Дерюгин в интервью информационному агентству «БалтИнфо» сравнил нашу страну с Грецией, причем не в лучших ее проявлениях.
- Вспомните Грецию — это государство не обладает сильной экономикой, однако кризис там повлиял на всю Европу и ослабил евро. Примерно то же самое может происходить у нас. Проблемы, например, в Казахстане будут сказываться и на российской экономике, — отметил эксперт.
Казахстанские специалисты считают, что установление Единого экономического пространства потенциально может создать конкуренцию таким мировым сообществам, как США, Евросоюз и Китай. А грамотное управление ТС приблизит день, когда наши страны смогут не просто, покорно опустив голову, соглашаться с мировыми лидерами, а стать одними из них.
Интеграция — не Горгона
По мнению заместителя директора Центра анализа общественных проблем Каната Берентаева, сейчас проводится активная политика дискредитации ТС и ЕЭП. Под маской защиты национальных интересов и сохранения суверенитета страны определенные круги разыгрывают вокруг гипотетической наднациональной валюты трагедию.
Критики ТС отмечают, что его стратегия является идеологической, политической и экономической ошибкой и необходимо сделать все, чтобы немедленно приостановить процессы интеграции. В подтверждение своих слов они приводят аргументы о том, что это союз бедных стран, который породит больше проблем, чем их решений.
Также существует мнение, что ТС выгоден исключительно России, Казахстану же уготована роль сырьевого придатка, поскольку отечественная продукция как была, так и останется неконкурентоспособной с российскими и белорусскими товарами. А введение общих таможенных пошлин приведет только к росту цен на товары народного потребления и продукты питания.
Канат Берентаев, напротив, придерживается мнения, что ТС может оказаться более выгодным и принести добрые плоды.
- Жители наших стран являются приверженцами одних и тех же морально-этических ценностей, — рассуждает он. — Достаточное знание друг друга обеспечит предсказуемость поведения в той или иной ситуации, а обоснованность ожидания выгод от интеграции подкреплена исторической памятью. Само по себе общее языковое, образовательное, научно-техническое, культурное пространство является основанием для реальной интеграции.
Новое — всегда лучшее
Сейчас все расчеты между странами Содружества ведутся в долларовом эквиваленте, а платежи — через американские и западноевропейские банки. Соответственно, комиссионные оседают у посредников, а проведение траншей занимает несколько дней. Потери от таких операций исчисляются миллиардами долларов. Создание же единой платежно-расчетной системы позволит проводить расчеты напрямую.
К тому же и нестабильная позиция доллара держит всех в напряжении. Идея глобализации пришлась бы тут как нельзя кстати, но на сегодняшний день это нереально. Как вариант подходит наднациональная валюта. Причем, как предлагает Канат Берентаев, создавать ее следует не на основе российского рубля, а на базе некой расчетной единицы, которая бы высчитывалась, например, из прожиточного минимума.
- Во-первых, при этом исключаются валютные спекуляции, — говорит экономист. — Перевод рубля в тенге и наоборот осуществляется через расчетную единицу, следовательно, вы можете приобрести приблизительно одинаковый набор товаров и услуг. Во-вторых, сохраняется самостоятельность в проведении макроэкономической политики, в частности денежно-кредитной, так как решение о дополнительной эмиссии в одной стране не может прямо воздействовать на другую через валютный курс. Изменится только курс той или иной национальной валюты по отношению к расчетной единице, а ее покупательная способность останется постоянной. В-третьих, сохранятся все национальные валюты, так что переделывать банкоматы и терминалы не придется.
Президент Института экономических исследований при Министерстве экономики и бюджетного планирования Жамиля Бопиева считает, что в спокойные времена создание наднациональной валюты негативно отразится на экономике Казахстана, но в случае очередного кризисного витка это может стать опорой для нас. По словам Бопиевой, единая валюта позволит смягчить инфляционные угрозы, снизить проблемы ликвидности и увеличить возможность взаимопомощи.
Вопрос о том, насколько выгодно Казахстану, имеющему более либеральную налоговую и финансовую системы, обладающему огромными и востребованными на рынке полезными ресурсами, а также сформировавшему золотовалютные резервы, вступление в единую с Россией валютную зону, остается открытым.
У нас в запасе есть еще десять лет
У стран Евросоюза полный переход на новую экономическую систему, включая обновленную валюту, занял порядка 20 лет. Эксперт Магбат Спанов убежден, что для Казахстана, России и Белоруссии этот процесс также займет не один год.
- Введение единой валюты — это достаточно отдаленная перспектива, потому что у нас еще нет как такового Таможенного союза. Этот вопрос можно ставить, когда будут нормально функционировать Единое экономическое пространство, налогообложение и вообще культура.
У нас есть пример единой валюты — это ЕС. И, глядя на это, можно сказать, что введение единой валюты — это частичная потеря суверенитета любой страны.
Все заявления о скором нововведении просто нереальны. На мой взгляд, на это потребуется по крайней мере лет 10. Так что до 2020 года данный вопрос окончательно не решится.
Ни Белоруссия, ни тем более Россия не согласятся на какие-то ограничения.
А вообще я считаю, что самая устойчивая валюта на сегодняшний день — это юань. Доллар пока сохраняет свои позиции, и в ближайшее время, я думаю, он даже будет усиливаться, особенно по отношению к евро.
Ну а на вопрос, как лучше хранить сбережения, у меня стандартный ответ: нужно это делать в трех валютах — национальной, евро и долларах. И по возможности покупать акции компаний. Это позволит минимизировать потери, если одна из валют обрушится. Но это совет только для тех, у кого есть деньги.
Тем же, у кого нет денег, а есть небольшие сбережения (в моем понимании это до $3—5 тыс.), на эти деньги лучше осуществить свои мечты — купить что-нибудь, о чем давно мечтаете, съездить куда-нибудь отдохнуть.
В недвижимость сегодня тоже вкладывать ненадежно — непонятно, что произойдет с ценами завтра. Единственное, остаются акции отрасли нефти и газа.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №11 (147) от 26 марта 2010 года
http://www.zakon.kz
Время загрузки страницы 0.189 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |