В ситуации, сложившейся вокруг Закона о государственных закупках вообще и театров в частности, нюанс на самом деле далеко не один |
Вера Ляховская, Алматы
Объявление на электронном портале: «Театру срочно требуется: леса – 8 кубометров; шелка – 40 метров; аптечек обыкновенных – 4 штуки». Казалось бы, в чем тут проблема? Магазинов и предприятий, способных удовлетворить потребности любой постановочной группы, пруд пруди. Но есть нюанс! С 1 января культурные учреждения практически не имеют возможности приобрести необходимые для постановки спектаклей материалы. Вето на здоровые деловые отношения с поставщиками наложил новый Закон о государственных закупках.
В ситуации, сложившейся вокруг Закона о государственных закупках вообще и театров в частности, нюанс на самом деле далеко не один. Во-первых, в законе сказано, что под его нормы не подпадают только объекты интеллектуальной собственности. Спектакль, конечно, является интеллектуальной собственностью. А вот материалы, сырье, оборудование, словом, все то, что необходимо для того, чтобы он состоялся – нет. Значит, руководители театров должны в начале года составить годовой план по госзакупкам, хотя предвидеть, какие материалы будут нужны художнику по костюмам летом или приглашенному режиссеру осенью, невозможно. Спектакли делаются не на конвейере, и количество «метров, кубометров, штук» постоянно меняется.
Во-вторых, изменились правила проведения госзакупок. Раньше театр работал с поставщиками, что называется, в бумажном варианте. Теперь же все переведено в режим электронных закупок. Театр дает заявку на сайт: «атлас бордовый, 30 метров». Поставщик цепляется за слово «бордовый», а потом выясняется, что ткани нужного оттенка у него нет. Предоставить же, как раньше, образец театр не может. Электронные закупки вообще поставили крест на деловых отношениях с очень многими компаниями мелкого и среднего уровня. Крупные компании в театрах не заинтересованы, поскольку объемы заказов достаточно скромные. А частным предпринимателям невыгодно работать в системе электронных закупок, потому что для этого им нужно зарегистрироваться, собрать кучу документов (не бесплатно, естественно), получить электронный ключ… В придачу они должны принять в штат нового сотрудника, который будет заниматься только госзакупками. Такие расходы могут себе позволить только большие предприятия. Поэтому сегодня больше 90% поставщиков, которые работали с театрами ранее, отсечены от госзакупок. Получается, театр, как в том кавказском тосте, «имеет желание купить дом, но не имеет возможности». Средств на покупки достаточно, а вот желающих продать – единицы.
В-третьих, система государственных закупок создана для экономии бюджетных средств. В масштабах государства так оно и выходит. А вот в масштабах того или иного театра получается все наоборот. План закупок на год составляется с учетом цен, предоставленных прямыми поставщиками и производителями. Но «трехкопеечные» театральные объемы их не интересуют. Приходится прибегать к посредникам, услуги которых обходятся в несколько раз дороже и занимают в несколько раз больше времени.
В итоге тысяча и один нюанс вылился в одну большую проблему. Театральное производство парализовано. Постановочные планы находятся под угрозой срыва.
- Раньше постановочный план включал в себя пять спектаклей в год. Сейчас - четыре. И я очень сомневаюсь, что мы и его выполним, - говорит директор Русского театра драмы имени Лермонтова Юрий Якушев. - 8 апреля должна была состояться премьера спектакля «Вишневый сад» по Чехову. Готовность цехов на сегодняшний день – 5%. Так что премьеру придется отложить. Отодвигается на осень «Горячее сердце» Островского, которое должен ставить российский режиссер. Сейчас мы вынуждены работать, как в 90-е годы. Ищем пьесу, под которую получится подогнать старые декорации, костюмы и реквизит, латаем и перелицовываем все что можно.
Карагандинский академический театр музыкальной комедии, задумав постановку детской сказки, не мог ждать у моря погоды. Старые костюмы переделали, та же участь постигла и декорации. Но цеха – не бездонная бочка.
- Скоро перешивать и переделывать будет нечего, - сетует директор театра Амантай Ибраев. - Я просто ума не приложу, что делать.
- Ситуация доходит до абсурда, - поддерживает коллег директор Казахского академического театра оперы и балета имени Абая Куаныш Уразгалиев. – Тендер на поставку крепдешина выиграл поставщик из Семея. Он звонит и спрашивает: «А что такое крепдешин?». Такая же история приключилась с проволокой для балетных пачек. Сначала оформят заявку а потом задают вопрос: «Какую именно вам надо проволоку?». А если привезут не то, что нужно, по закону мы имеем право подать на него в суд. Мы бы сами уже давно все купили! И это, кстати, касается не только костюмов, декораций и реквизита, но и любых хозяйственных мелочей, вплоть до «Туалетного утенка». Скоро к нам приезжают постановщики из Германии ставить оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер». И как мы будем работать? Я понимаю, что идет борьба с коррупцией, но не до такой же степени? В конце апреля для постановки «Ромео и Джульетты» должен приехать Юрий Григорович. Полным ходом идут репетиции, которыми руководят его ассистенты. И это счастье, что мы успели многое закупить для этого спектакля еще в прошлом году. Приложим все усилия, чтобы премьера не сорвалась. Я недавно был в Москве и рассказал о сложившейся ситуации коллегам. Они посмеялись…
Директора театров пытались принять меры. Они обратились к депутатам от культуры с просьбой вынести эту крайне злободневную тему на обсуждение в парламент. Вопрос ставился так: «Возможно ли внести в Закон о государственных закупках изменения и дополнения, которые вывели бы из этой системы постановочную часть?». Депутаты от культуры инициативу поддержали и начали проводить определенную работу. Но результаты пока неважные.
- Те поправки, которые мы предлагали, были отклонены. Ждать каких-либо изменений пока не приходится, - говорит Юрий Якушев. – Мы просим одного: приравнять постановочную часть к объекту интеллектуальной собственности, дав тем самым возможность закупать все необходимое самим, минуя систему госзакупок. И все встанет на свои места! Мы сразу увеличим постановочный план. В лучшие времена мы ставили и по шесть спектаклей в год. Проблема тогда была лишь в нехватке рабочих рук. Сейчас об этом остается только вспоминать.
Присутствуют во всей этой истории еще и моральные аспекты. Никому нет дела до творческой реализации актеров. А ведь найдется очень немного профессий, представители которых готовы за те же деньги работать больше. Если в пяти-шести спектаклях в год можно было бы занять большое количество народных заслуженных и молодежи, то теперь многим придется потесниться. Не обрадуются и зрители, не увидев в положенный срок афиши, извещающие о долгожданной премьере или увидев новый спектакль в старом обличье. Но об этом и подавно никто не задумывается…
http://www.izvestia.kz/
Время загрузки страницы 0.402 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |