Большой урожай в Казахстане в текущем году стал закономерным следствием политики государства по поддержке конкурентоспособных сегментов экономики и усилению ее экспортного потенциала. Поддержав в свое время сельчан, государство превратило зерновое хозяйство в одну из доходных статей республиканского бюджета. Ведь благодаря реализации излишков сельхозпродукции страна заработает порядка 3 млрд долларов. А это не только престиж и «пальма лидерства» в мире по экспорту злаковых культур и муки, но и реальная возможность поднять уровень жизни сельчан. Впрочем, нынешний рекордный для республики урожай, который побил советские показатели, – это еще и стимул для развития смежных отраслей. Так, по оценкам экспертов, модернизация транспортной инфраструктуры, элеваторных мощностей и увеличение вагонного парка позволят нашей стране нарастить производство зерна до 40 млн тонн. |
Зерновое хозяйство нашей страны является наиболее ярким примером системной заботы государства о селе. Достаточно сказать, что с 2007 года наша страна стала лидером в мире по производству муки и вошла в первую десятку экспортеров зерна. И в этом огромная заслуга главы государства Нурсултана Назарбаева, который с момента обретения независимости всегда откликался на проблемы хлеборобов, а отрасль в целом держал на особом контроле.
В советское время Казахстан гордился, когда собирал миллиард пудов зерна – 16 млн тонн. Шум стоял на весь СССР, к уборке привлекали все население: сельчан, студентов, военнослужащих. Конечно, в эпоху независимости тоже было немало издержек и ошибок при ликвидации колхозно-совхозной системы и приватизации земли. Но зато с тех пор в нашей стране изменилось главное – получив право собственности на землю и плоды своего труда, крестьянин почувствовал себя реальным хозяином на земле. А как гласит мудрая пословица, чья земля – того и хлеб.
Возьмем для сравнения нынешний юбилейный год – речь идет о реальном урожае в 25 млн тонн, или свыше полутора миллиардов пудов. По состоянию на 27 сентября, по словам министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, хлеб убран с 80 процентов площадей – собрано 20,2 млн тонн. Замечательно, что при этом средняя урожайность на 100 процентов выше прошлогодней – 15,8 центнера с гектара.
Правда, на севере, являющемся основной житницей страны, из-за погоды зерно поздно вызрело и уборочная продолжится в октябре. Но уже сейчас очевидно, что даже при худшем развитии событий страна уже полностью обеспечена как фуражным, так и продовольственным зерном, а экспортный потенциал может составить 8–10 млн тонн. И что важно, нет того самого ажиотажа с мобилизацией города и армии на уборку – это верный признак того, что крестьянство стало самостоятельным. Как-то незаметно сельчане научились сеять без команды райкома партии и убирать урожай без помощи студентов.
Главное, о чем беспокоятся сейчас хлеборобы и руководство страны, – как сохранить такой щедрый урожай и выгодно его продать за рубеж, чтобы фермеры сумели получить адекватную плату за свой нелегкий труд.
Правда, в этом году возникла проблема нехватки мощностей элеваторов для хранения рекордного урожая – 22 млн 559 тыс. тонн против нужных 25 млн. Но, как утверждают сами фермеры, зерно можно хранить и под снегом, если оно сухое. Однако если удастся быстро организовать реализацию нового урожая, то и эти 2,5 млн тонн можно устроить на зимовку в зернохранилище.
Как известно, в этом году в ряде крупных стран – экспортеров зерна также наблюдался хороший урожай пшеницы. В том числе и у соседей – в России, к примеру, будет собрано порядка 90 млн тонн. Все это снижает мировые цены по сравнению с засушливым 2010 годом. Поэтому государство проводит политику закупа пшеницы по ценам выше рыночных.
Как сообщил министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков, АО «НК «Продкорпорация» по состоянию на 27 сентября заключило договоры на закуп 1,3 миллиона тонн пшеницы из 5 миллионов тонн запланированного госзакупа из расчета 25 тыс. тенге (около 168 долларов. – Ред.) за тонну.
На заре независимости были такие горячие головы, которые заявляли, что наше сельское хозяйство бесперспективное, поскольку находится в основном в зоне рискового земледелия. Поэтому нечего тратиться на его поддержку. Но, как говорится, купец – торгом, поп – горлом, а мужик горбом хлеб добывает. А страна, которая не хочет достойно платить своим крестьянам, будет платить втридорога иностранным.
Частная инициатива вместе с разумной политикой государства дали свои плоды, которые мы пожинаем сегодня. Хотя нам далеко до лучших образцов эффективного ведения сельского хозяйства, не будем забывать, что со времени освоения целинных и залежных земель в Казахстане не прошло и полвека. И если сравнивать времена с периодом коллапса начала 90-х годов, то динамика роста внушительная. Самое главное – уже сейчас страна по производству зерна и муки превзошла лучшие советские показатели.
В условиях никаких цен на углеводороды, являющиеся основным источником природной ренты, государство долгое время не могло позволить себе полноценное финансирование жизненно важных программ по развитию агросектора. Поэтому упор был сделан на традиционно сильные отрасли. Но с животноводством в 90-е был полный завал по причине огромного количества дешевого мяса и мясопродуктов из Китая и импортной птицы.
А вот с целиной случай особый. Несмотря на низкую урожайность, мы производим зерно с высоким содержанием клейковины и микроэлементов. Это связано с климатическими условиями в регионах севера страны. И если мука из мягкой пшеницы отличается превосходными хлебопекарными качествами, то из сортов твердой пшеницы получаются высококачественные макаронные изделия. Кроме того, у нас при выращивании пшеницы используется очень мало агрохимикатов, и поэтому наша пшеница на Западе ценится еще и как экологически чистая.
Основными направлениями в области развития земеледелия были определены обеспечение продовольственной безопасности страны, повышение производительности труда, высокая конкурентоспособность продукции на внешнем и внутреннем рынках. А также дальнейшее наращивание экспортного потенциала аграрного сектора. Приведем такие цифры: при условии реализации оптимистичного плана Минсельхоза – продать 10 млн тонн на внешнем рынке – мы можем получить доход порядка 3 млрд долларов США.
В целом политику государства в сфере земледелия за минувшие 20 лет можно считать успешной. Избранные инструменты поддержки стимулировали процесс внедрения в производство новых технологий. Улучшался генетический потенциал растений: доля высеваемых кондиционных семян увеличилась с 53 проценов в 2001 году до 99,5 процента в 2010 году! При этом доля семян 1–2-го класса выросла до 80,1 процента, а высоких репродукций – до 86,7 процента.
Очень своевременной стала программа субсидирования урожайности и качества продукции растениеводства: из республиканского бюджета в 2007–2010 годах на эти цели выделено 66,6 млрд тенге. Это позволило обеспечить агротехнологический цикл производства приоритетных сельскохозяйственных культур за четыре последних года в среднем на 18,8 млн га.
Важным фактором повышения производительности отрасли является применение передовых технологий. Скажем, в 2011 году зерновые культуры с применением влагоресурсосберегающих технологий возделывались на площади 11,6 млн га, или на 70 процентах от посевной площади зерновых культур. Что в 2,3 раза больше по сравнению с 2007 годом.
О стабильности отрасли можно судить по тому важному факту, что даже в самые неблагоприятные годы Казахстан производит зерна в количестве, достаточном для обеспечения продовольственной безопасности страны, и всегда остается еще несколько миллионов тонн на продажу за границу. Так, с 2006 по 2010 год среднегодовой объем производства зерна составил 17 млн тонн, что на 2,4 млн тонн, или 16,4 процента, больше уровня предыдущих пяти лет.
Как показал урожай 2011 года, слабым звеном остается транспортная инфраструктура. По оценкам экспертов, решение этого вопроса позволит нашей стране производить до 40 млн тонн зерна в год и экспортировать до 15 млн. Ну и, как известно, значительная часть зерновых пойдет на ускоренное развитие животноводства – в этой отрасли Казахстан также планирует выйти на передовые позиции в мире.
Что же делается в этой сфере? В настоящее время уже работают зерновые терминалы в портах Актау и Баку. В 2010 году введен в эксплуатацию зерновой терминал в иранском порту Амирабад с пропускной способностью 500–700 тыс. тонн зерна в год. Тем самым завершено создание транспортно-логистической системы для экспорта зерна на очень перспективный рынок Ирана и стран Закавказья.
С целью повышения экспорта казахстанского зерна и муки в страны Центральной Азии и Ирана введен в эксплуатацию элеваторный комплекс с мельницей на станции Бейнеу – Мангистауская область. Железнодорожная линия Узень – Горган свяжет Казахстан (через территорию Туркменистана) с Ираном и позволит увеличить транзитный и экспортный потенциал казахстанского зерна до 3 млн тонн. В дальнейшем этот очень важный стратегический проект позволит напрямую связать Казахстан со странами Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии.
Оценивая успехи в денежном измерении, скажем, что за 2006–2010 годы от реализации зерна и муки на экспорт поступило 7,6 млрд долларов, что в 3,3 раза выше показателя предыдущих пяти лет. Очевидно, что быть «целинной державой» не только почетно, особенно когда мир сталкивается с хрупкой продовольственной безопасностью, но и выгодно. Поскольку позволяет не только заработать деньги на экспорте зерна, но и поднять уровень жизни сельчан, а это порядка 44 процентов населения страны.
Бек АРГЫНОВ, Астана
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.964 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |