Дистанционное обучение, а именно так авторы проекта планируют организовать работу с его участниками, сегодня является едва ли не единственным способом для людей с особыми потребностями получить образование. Инклюзивное обучение, которое должно открыть детям-инвалидам двери всех образовательных учреждений – от детского сада до вузовской скамьи – у нас пока внедрено лишь формально. На деле ограниченные в физических возможностях молодые люди просто не могут попасть в учреждения. Так, сегодня ЕНТ – реальный и порой единственный шанс получить грант на высшее образование для ребят-инвалидов – в Алматы сдают лишь самые настойчивые представители этой категории граждан. Школы в стремлении не портить показатели просто не «приглашают» их принять участие в тестировании и, конечно, не организовывают их подготовку. Поэтому проект по подготовке к ЕНТ едва ли не единственный шанс для молодежи с особыми потребностями открыть дверь в большой мир и, если повезет, построить свою карьеру. |
Для этого в течение года педагоги одного из алматинских вузов будут выходить на связь с будущими абитуриентами – давать материал и требовать отдачи. Организация дистанционного репетиторства и участие в нем – бесплатны. Цель проекта – помочь молодым людям с инвалидностью поступить в вуз. Тем, у кого получится, подарят выданный на старте нетбук. Неожиданно, но новость о скором старте проекта пока не вызвала ажиотажа среди его непосредственных адресатов.
Правда, в проект, который пока можно назвать экспериментальным, смогут войти только двадцать желающих. Но и этого количества участников организаторам пока набрать не удалось – на сегодня свои кандидатуры для рассмотрения предоставили только семнадцать человек. В оргкомитете проекта считают, что низкая активность его адресатов связана с тем, что информация о нем была размещена в отечественных социальных сетях. А люди, ограниченные в физических возможностях, не всегда имеют бесперебойный доступ к Интернету. Так, еще на стадии подготовки проекта его организаторы выяснили, что компьютер и выход в Сеть был только у одного из семнадцати подавших заявки. Впрочем, тем значимее будет проект для его участников – ведь в ходе его ребятам не только выдадут нетбуки, но и обеспечат Интернетом с адекватной скоростью. Техникой и связью вузовский проект поддержали профильные компании благодаря спонсорским средствам. Сам же проект стал возможным благодаря поддержке Министерства труда и социальной защиты, Алматинского управления занятости и социальных программ, а также Программы развития ООН Казахстана.
Итак, чтобы стать участником проекта, а значит, обладателем его гранта, необходимо подтвердить наличие группы инвалидности (в дистанционной подготовке к ЕНТ участвуют люди, чье заболевание не требует специального оборудования для занятий), хорошей успеваемости за год, а также иметь навыки обращения с компьютером. Изначально планировалось, что в проект войдут ребята из фокус-группы с хорошей успеваемостью. Однако низкая активность в стремлении стать грантообладателем проекта исключила возможность конкурса. Все нынешние участники проекта – ученики одиннадцатых классов. Сейчас они проходят обучение на дому, потому что не могут посещать школу на равных со здоровыми детьми. Индивидуальный график занятий и упор на самостоятельную подготовку делают и в этом проекте, но дистанционные технологии открывают новые возможности обучения. А за низкую успеваемость грантообладателей могут и отчислить из проекта.
– Центр дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями мы создали в прошлом году, – рассказывает директор центра, проректор по науке университета «Туран» Светлана Исламгулова. – Экспериментальная группа, с которой мы работали в прошлом году, показала неплохие результаты. Хотя были и особенности (до этого мы работали исключительно с теми, у кого есть дома компьютер и выход в Сеть), и проблемы. Одна из них – низкая мотивация у некоторых ребят к обучению. Не все из адресатов нашей помощи прошлого года смогли показать себя на ЕНТ. Но некоторых к тестированию не допустили школы. Понятно почему – школы не хотят портить показатели. Часто наши дистанционные студенты «пропускали» занятия по болезни или ленясь, не веря в успех. Поэтому в этом году мы подключили и психологическое сопровождение участников проекта на протяжении всего года его реализации. В этом нам помогут педагоги нашей кафедры психологии и студенты-волонтеры, откликнувшиеся на идею.
Но авторы идеи отмечают: дать старт социальному проекту – все равно что начать разматывать клубок проблем. И участие в ЕНТ, которое является, к слову, неотъемлемым правом всех казахстанских школьников, только начало. Мало подготовиться к тестированию, считает Светлана Исламгулова, нужно в вуз на тестирование еще попасть – организовать транспортировку людей с особыми нуждами (например, инвалидов-колясочников), завезти их в аудиторию.
– На сегодня ни один вуз Алматы, где обычно проходит тестирование, не готов принять студентов с ограниченными возможностями, – сетует наша собеседница. – Проблемы все те же – пандусы, лифты, аудитории, туалеты. И не только. Даже если «особые» ребята наберут нужное количество баллов, это не означает, что они могут претендовать на получение гранта. Их сегодня дают на технические специальности, нужные экономике страны, а наши ребята хотят идти на учет и аудит, переводческое дело, интернет-журналистику. То есть туда, где они, соизмеряя свои возможности, могут реализоваться. Чтобы эти проблемы были решены, говорить о них нужно громко, ведь люди об этом не знают или не хотят знать. У нас на улицах не видно инвалидов и не потому, что их нет. Просто они не могут подчас выйти из дома. А ведь государству было бы экономически выгоднее устроить жизнь этих людей, чтобы они могли содержать себя и свою семью, стать равноправными членами общества.
Юлия ЗЕНГ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.711 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |