Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


С единым оператором будет только хуже



С единым оператором будет только хуже

 

Нужен или нет зернопроизводителям единый оператор по экспорту зерна? Этот вопрос стал предметом дискуссии между мажилисменом Ромином Мадиновым и главой Минсельхоза Асылжаном Мамытбековым на заседании парламента в минувший понедельник. Министр с депутатом не согласился. Мы же решили выяснить мнение самих сльхозпроизводителей.

 


По мнению депутата Ромина Мадинова, создание единого оператора по экспорту зерна позволит исключить, во-первых, продажу пшеницы по демпинговым ценам, а во-вторых, сегодняшнюю ситуацию, когда «наши казахстанские партнеры устраивают настоящую драку за вагоны, потому что их реально не хватает, а все хотят отгрузить (зерно на экспорт) в октябре-ноябре». Депутат уточнил, что его предложение касается только плановой отгрузки за рубеж.

Однако министр сельского хозяйства Асылжан Мымытбеков идею депутата мажилиса не поддержал, заявив, что все в мире отходят от этого качестве примера министр привел решение Канады). По мнению главы Минсельхоза, гораздо лучше, когда экспорт регулирует рынок, а помощь государства аграриям «должна заключаться в развитии инфраструктуры, устранении различных барьеров, иногда — удешевлении транспортировки зерна за рубеж».

На чьей стороне непосредственные участники рынка, выясняли наши региональные корреспонденты.

 

Кузница миллиардеров

Павлодарские фермеры к идее создания единого оператора по экспорту зерна относятся настороженно. Что вполне понятно, поскольку сельчане на своем опыте хорошо знают, чего стоят заявляемые с высоких трибун благие намерения. Поэтому мнение о проекте мажилисмена Романа Мадинова у них двоякое. Единый общенациональный зерновой пул — это хорошо. Но только если его целью действительно является наведение порядка на рынке зерна и защита интересов производителей.

- Мы ведь сегодня зерно напрямую на экспорт продавать не можем в силу различных причин. И почти все производители торгуют через посредников, которые, естественно, берут свою маржу, — пояснил глава КХ «Вильгельм» Качирского района Павлодарской области Александр Вильгельм. — Поэтому создание единого оператора на рынке я считаю делом неплохим. Но только в том случае, если он будет работать честно и защищать интересы крестьян, отстаивая для них хорошую цену.

В то же время все прекрасно понимают: если в Казахстане появится еще одна монополия, типа «Продкорпорации», то ничего хорошего крестьянам ждать не придется. Глава одного из крупнейших зерносеющих хозяйства Павлодарской области — ТОО им. Абая — Николай Миллер в предложении г-на Мадинова видит попытку навязать производителям зерна жесткий диктат.

- Польза от такого диктата будет только тому, кто этот диктат осуществляет. Это же то же самое будет, что и «Продкорпорация», — уверен Николай Миллер. — Как захотят, так и будут делать. Захотят дать нам цену в 25 тысяч тенге — дадут. Не захотят — дадут другую. Нас никто не спросит, и наши затраты никто учитывать не будет. Создавая монополиста в сфере экспорта зерна, мы просто делаем очередного миллиардера.

По мнению директора ТОО им. Абая, мировой рынок зерна слишком сложен и многогранен для того, чтобы пытаться играть на нем через монополистические структуры и ценовой диктат. Единственно правильным путем по развитию зерновой отрасли в стране Николай Миллер считает здоровую рыночную конкуренцию.

 

Зачем оператор? Вагоны давай!

Аграрии из Восточного Казахстана, как выяснилось, тоже больше поддерживают профильного министра, нежели мажилисмена.

- У нас есть сейчас один из крупнейших игроков — «Продкорпорация», который, грубо говоря, всех крестьян ставит в неприличную позу. И закупочные цены у нас тоже устанавливает, по большому счету, «Продкорпорация». А если будет единый оператор — будет еще хуже, на мой взгляд, потому что чиновники будут ставить зернопромышленникам больше препон, — рассказал один из хлебопромышленников Восточно-Казахстанской области.

Кроме того фермер, пожелавший не называть свое имя, уверен: насущных проблем хозяйственников новый колосс тоже не решит.

- Если у нас будет единый оператор, вагонов не станет больше. Проблема в том, что железнодорожными путями, по которым зерно отправляется на экспорт, у нас владеет Российская Федерация. Она, разумеется, всегда старается быстрей «спихнуть» свое зерно. В урожайные годы россияне и украинцы забивают своим зерном Черноморские порты, не хватает мощностей и инфраструктуры.

По мнению зернопромышленников, вместо создания единого оператора по экспорту зерна необходимо развивать инфраструктуру в Казахстане, строить железные дороги, по которым можно будет экспортировать зерно, увеличить в 2—3 раза численность вагонов для перевозки зерна.

- Повторюсь, что проблема при экспорте зерна кроется даже не в количестве трейдеров, а в количестве вагонов, — подчеркнул наш собеседник.

 

С оператором будет стимул

А вот глава крестьянского хозяйства «Мар-Эль» Западно-Казахстанской области Марат Асанов идею мажилисмена поддерживает. Он считает, что если государство создаст единого оператора по экспорту зерна, это поможет решить многие проблемы крестьянских хозяйств.

- Если будет единый оператор и государство установит единую цену, то у крестьянина будет резон засеивать свои поля пшеницей. Будет стимул: сельхозтоваропроизводитель будет знать примерную прибыль.

Сейчас же фермерам приходится только раскошеливаться — и это по итогам хорошего года!

- Буквально вчера мы сдавали зерно по 19 тысяч тенге за тонну. Другие крестьяне — у кого есть возможность, сдают зерно на хранение до лучших времен. Но это накладно. На хлебоприемных предприятиях хранение одной тонны пшеницы стоит 7 тенге в день. Сдал 100 тонн — 700 тенге в день заплати. А сколько его держать придется?.. Мы-то сеяли, думая, что цена на зерно будет как в прошлом году — 25—27 тысяч за тонну. Доходило и до 30 -35 тысяч, потому что зерна было мало. В этом году для нас цена в 25 тысяч была бы достаточной, чтобы покрыть все и получить хоть какую-то прибыль. Поэтому и насеяли, — дал расклад Марат Асанов.

Главное, считает глава КХ «Мар-Эль», это продумать механизм работы оператора.

- Предположим, «Продкорпорация» будет оператором, государство выделит энное количество миллиардов или миллионов. Нужно подумать о квотах для каждой области. ЗКО, например, нельзя сравнивать с Костанаем, потому что у нас зона рискованного земледелия.

 

Короткий поводок для зерновиков

Аграриев из Жамбылской области идея Ромина Мадинова навела на мысль о возврате к плановой экономике.

- Практически мы это уже проходили во времена советской власти, — напомнил руководитель крестьянского хозяйства «Берик» Айдар Кадырханов. — Колхозы собирали зерно в общий котел, а государство потом распоряжалось, сколько отправить на экспорт, сколько оставить для собственных нужд. Но сегодня крестьяне вряд ли согласятся с подобной политикой. Ведь закипят страсти по поводу закупочной цены.

Далеко за примерами ходить главе КХ не пришлось: нынешний урожайный год продемонстрировал положительные стороны рыночной экономики:

- В этом году сложилась следующая ситуация: на севере пшеницу продает по низкой цене, тогда как на юге жамбылцы экспортируют товар в Узбекистан и Кыргызстан по очень выгодной цене — 25 тысяч тенге за тонну. А новый пул зерновиков либо другая организация вряд ли установила бы такую цену. Так что не пойдут наши крестьяне на очередной сомнительный эксперимент.

В свою очередь крестьянин их Актюбинской области Масакпай (он решил сохранить анонимность) был крайне возмущен предложением депутата Мадинова. Аграрий считает, что таким образом власть не только не решит проблему, но и лишит мелких и средних собственников возможности реализовывать свою продукцию за пределами страны, в первую очередь в России, Узбекистане, Туркмении.

- Если данное предложение вступит в силу, то сотни, а может, и тысячи предпринимателей от сельского хозяйства окажутся на грани банкротства, потому что реализовывать самостоятельно свою продукцию они не смогут, — нарисовал печальную картину фермер. — Если будет оператор, то цены станут фиксированными независимо от вложенных средств, не учитывая условия, в которых выращивалась эта продукция. Собственник будет терпеть убытки, потому что выращивать пшеницу в Актюбинской области намного труднее, чем в северных областях Казахстана, и себестоимость ее выше, чем себестоимость продукции из целинных областей страны.

Крестьянин полагает, что единый центр станет монополистом — «вроде «Казахтелекома» в сфере связи» и будет диктовать свои условия. По мнению Масакпая, это показывает, что в стране назревает экономический кризис: доходы от продажи нефти и газа и других природных ресурсов не устраивают правящую элиту, и теперь они намерены посадить на короткий поводок и зерновиков.

Мнения собирали Александр БАРАНОВ, Андрей ЕФИМОВ, Наталья САДЫКОВА, Алла ЗЛОБИНА, Евгений СКОРОБОГАТОВ

 

Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 24
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.369 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>