Автор: Алия БАССАРОВА
|
Казахстанским общеобразовательным учебным заведениям приходится выживать. Их руководители признаются: государственного финансирования в школах катастрофически не хватает, спасают положение лишь школьные фонды, куда родители ежегодно и даже ежемесячно сдают определенную сумму.
В одном из прошлых номеров в материале «Вычитать и умножать учат в школе.....» «Взгляд» писал, что в учебных заведениях Казахстана процветает добровольно-принудительная благотворительность.
В публикации упоминалось несколько школ республики. Однако откликнулась на статью лишь одна — алматинская гимназия №60.
Нашего корреспондента пригласили на экскурсию в это учебное заведение, провели по классам и показали, на что в действительности уходят деньги, которые сдают родители.
Председатель общественного объединения «Знание» Александра Абдулина встретила нас в холле школы и сразу же повела по классам, показывая, что конкретно за десять лет ее работы в этой должности было сделано в гимназии с помощью фонда.
- Из тех трех тысяч, которые ежемесячно сдают родители, идет доплата преподавательскому составу. Поэтому школа и считается лучшей не только в районе, но и в городе. Учителя дорожат своим рабочим местом и, соответственно, качественно преподают предмет детям, - поясняет Александра Равильевна. — Из средств фонда мы поощряем не только педагогов, но и учеников. В конце каждого года проводим слет отличников и активистов, особо отличившимся выдаем премии за хорошую учебу и общественную активность в размере от 500 до 2 000 тенге.
Мы заходим в корпус, где дети учатся с первого по третий классы. Везде чувствуется свежий ремонт, стоит новая мебель, у стен — приятный бледно-розовый оттенок.
- Когда я посмотрел, какие нам парты выделили из департамента образования, то был в шоке, — делится впечатлениями один из родителей. — Детям сидеть было неудобно, так как высота парт не выдерживала никакой критики. Естественно, что мы от них отказались сразу и закупили на средства фонда другие, более качественные.
Дальше заходим в класс биологии, где за последними партами живописно расположились кованые композиции. Здесь и различные растения, и животные, а вдоль стен класса установлены террариумы. Преподаватель Валентина Егоровна сразу поясняет, что кованые фигуры обошлись школьному фонду в две тысячи долларов.
- Из бюджета на все это я никогда не дождусь средств, — заявила она.
Дальше по плану — библиотека и столовая, где мебель и литература также приобретены за счет школьного фонда.
- Мы ведь и сад свой содержим, и забор новый вокруг школы поставили, все это за счет нашего фонда.
Школа держится практически только на взносах родителей, это факт. Но у нас, естественно, сдают не все. С матери-одиночки, как вы понимаете, никто денег не требует. А вот от департамента образования никакой помощи в денежном отношении нет. Только могут обязать провести подписку на газеты да детский журнал «Веселые ребята»...
«Лимоном» их не удивишь
Чиновники из Министерства образования обычно миллионами ворочают, распределяя каждому учебному заведению в республике по паре «лимонов». Однако на деле оказывается, что на эти средства можно лишь в школах дыры латать, да и то с переменным успехом.
Обойдя всю школу, ваш корреспондент направился в кабинет директора гимназии Шарапат Избасаровой. Главный вопрос, который вертелся на языке: куда уходят деньги, которые выделяет Министерство образования и науки? Ведь каждый раз высокопоставленные чиновники оперируют огромными суммами, а в школе все делается за счет родительских взносов. Почему?
- Средства выделяются только на заработную плату и коммунальные услуги. В общей сложности каждой школе ежегодно выделяется 2 млн 346 тенге, — пояснила директор школы. — Еще дают деньги на мел, тряпки, моющие средства, перчатки и бумагу. Больше ни на что. Представьте, а у нас учатся 1 600 детей. Каждую неделю мы меняем лампочки, смесители, недавно дверь в туалете выбили, пришлось заменить. Это же дети. Здесь нам ничего не выделяется. Мы должны сами все ремонтировать. Если в семье четверо детей, родители знают, что трудно, в доме постоянно что-то приходится менять, потому что ломается. А в школе более полутора тысяч детей.
- А как выглядит процесс? Вы сами пишете в департамент образования ходатайство о том, что вашей школе необходимо в этом году столько-то средств на определенные нужды, или там самостоятельно принимают решение, какую сумму выделить школе в текущем году?
- Нет, Минобразования само выделяет одинаковую сумму на каждое учебное заведение. К примеру, в нашем районе есть школа №37, там учатся всего 300—400 детей, а у нас 1 600 человек. Но на это никто не обращает внимания. Финансирование для всех равное.
- Чем объясняется такой подход? Ведь логики здесь никакой.
- Финансирование средних учебных заведений не должно превышать 20 месячных расчетных показателей.
- Хорошо, но хоть что-то вы все-таки делаете в школе на выделенные из бюджета средства?
- Представьте себе, первый год мы крышу отремонтировали, она сильно протекала. На второй год канализацией занялись. С самого основного, необходимого, естественно, начинали. На то, чтобы сделать нормально всю канализацию, у нас бюджетных средств не хватило. Мы попросили у родителей — то есть взяли средства из школьного фонда. У нас было два миллиона тенге, а в итоге мы потратили на канализацию шесть миллионов.
- На сайте Министерства образования есть информация о том, что школам выделяются средства на проведение капитального ремонта в здании.
- Я не знаю, что там у них на сайте написано, но в нашей школе ни разу не проводили капитальный ремонт. Его делают в тех учебных заведениях, которые были построены в 50—60-е годы. До нас еще просто не дошла очередь, нам надо еще немного, с десяток лет отработать, видимо. Один раз к нам приходил аким, посмотрел на школу и спросил: «А зачем вам капитальный ремонт? У вас и так все хорошо». Но это «хорошо» только благодаря родителям. К примеру, спортивный зал мы обустроили с их помощью, взяв средства из школьного фонда. На ремонт и оборудование ушло около одного миллиона тенге. В позапрошлом году отремонтировали столовую. В прошлом начали делать окна. В текущем году тоже продолжим эту работу, потому что окна рассыпаются на глазах. Просто так считать деньги хорошо, а когда коснешься, когда даже по мелочам миллионы уходить начинают, тогда призадумаешься.
Действительно, бюджет кроят на три года, каждый раз идет недоосвоение средств, и их перекидывают на другие программы. Но почему же главой Минобразования не поднимается вопрос об увеличении планки в 20 МРП, которую выставили для всех общеобразовательных учреждений?
От неосвоенных средств школам ни жарко, ни холодно
«По итогам полугодия сумма неосвоенных бюджетных средств увеличилась с 3,7 до 6,8 миллиарда тенге», — заявил глава Министерства образования Бахытжан Жумагулов в начале сентября.
Тогда же министр образования и науки сказал, что с ремонтом в средних учебных заведениях республики все обстоит, как говорят, путем. Да и строительство, как оказалось, тоже идет полным ходом.
«Мы повсеместно ведем капитальный и текущий ремонт в общеобразовательных учебных заведениях, где на выделенные из бюджета средства приводятся в порядок котельные, кровли, проводятся сантехнические, электромонтажные и внутренние работы, а также сейсмоусиление зданий и многое другое», — пояснил он.
По информации Бахытжана Жумагулова, в текущем году за счет республиканского бюджета запланировано строительство 142 объектов образования на 50 млрд тенге, в их число вошло и строительство 70 школ. К 1 сентября уже введены и функционируют три общеобразовательные школы.
- При нашем министерстве создана межведомственная комиссия для организации мониторинга контроля за ходом и качеством строительства и ремонта школ, которая ежемесячно отслеживает освоение средств республиканского бюджета и ход всех работ. Но вместе с тем у нас не освоено 6,8 млрд тенге, — заключил глава Министерства образования.
- Эти бы средства да в нужное русло, — сетует председатель общественного фонда «Знание» Александра Абдулина. — Мы ведь не раз уже просили чиновников от образования сделать сайт или хотя бы страничку на портале департамента, на которой было бы показано, сколько средств выделяется на ту или иную школу и на какие конкретно цели расходуются деньги. А то ведь родители тоже новости смотрят, где чиновники миллионы озвучивают. И то, что большая часть — это заработная плата преподавателей и оплата за коммунальные услуги, никто не говорит. Почему-то этот факт умалчивается. Если больше денег в школы не хотят выделять, то пусть хотя бы сделают таблицу, где будет четко показано, сколько в итоге выделяется средств на мел и на тот же ремонт школы.
Источник: Деловая газета «Взгляд» №35 (217) от 12 октября 2011 года
Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»
Время загрузки страницы 0.237 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |