Идея правового государства, фундаментом и основой которого является Конституция (от латинского constitutio - устройство), выдвигалась еще в древности античными мыслителями. |
В учениях греческих философов Сократа, Платона, Аристотеля обозначены важнейшие теоретические проблемы становления правового государства.
Так, Аристотель в своей книге «Политика», говоря о человеке и государстве, вывел такую формулу их взаимоотношения: «Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо».
Римскими юристами были выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху. Римское право, являясь системой рабовладельческого права Древнего Рима, уже включало в себя частное право и публичное право. Содержало стройную, разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав.
Таким образом, дорога к современным конституциям начала ториться в древности. Предтечей же действующих ныне конституций явились Декларация независимости и Конституция США, принятые
4 июля 1776 года после окончания Северной Америкой войны за независимость. В Основном Законе Соединенных Штатов Америки впервые в истории был законодательно закреплен свод положений о правах человека.
Следующим важным этапом конституционного строительства стало принятие 26 августа 1789 года Учредительным собранием Франции Декларации прав человека и гражданина, в которой закреплены основополагающие права и свободы: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах…ст.I»; «Цель каждого государственного союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Ст. II»; «Только закон может запретить действие, наносящее вред обществу…ст. V» и другие. Всего семнадцать статей.
Вслед за декларацией была принята и Конституция.
Не могу не привести и такой факт, который не всегда упоминается в истории конституционного права: в 1794 году Тадеушом Костюшко был издан Палавецкий универсал - первая польская конституция и, кстати, первая европейская конституция. Но так как Польша, находясь в сфере влияния великих держав, была оккупирована, у этой конституции был недолгий век.
Если же говорить о Казахстане, то, видимо, нужно начать со средних веков. Как известно, точкой отсчета в становлении казахской государственности принято считать появление в 1456 году Казахского ханства. Наибольшего расцвета оно достигло в XVII веке, при хане Тауке (1687 - 1717 гг.). К этому периоду ученые относят возникновение и закрепление правовой базы казахского общества - свода законов «Жеті Жарғы» («Семь установлений»). Этими правилами регулировались земельные, военные, судебные, семейные отношения; в них также оговаривались наказания за уголовные преступления. Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебные функции исполняли бии-родоправители. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и даже хан. В «Жеті Жарғы» нашло место то, что закреплено в Основном Законе Казахстана.
Но чтобы четче увидеть свои истоки, обратимся вновь к истории нашей страны, а если точнее, ее советскому периоду. В 1936 году Казахская АССР была преобразована в союзную республику, что нашло закрепление в Конституции СССР.
На основе и в соответствии с Конституцией СССР был разработан проект Конституции Казахской ССР. Десятый чрезвычайный Всеказахский съезд Советов, проходивший в конце марта 1937 года, принял конституцию Казахской ССР, состоящую из 11 глав. 20 апреля 1978 года Верховный Совет Казахской ССР принял новую Конституцию, состоящую из 10 разделов и принятую по образцу Конституции СССР 1977 года.
С обретением независимости конституционное строительство продолжалось. Первая Конституция суверенного Казахстана была принята 28 января 1993 года на девятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан XII созыва. Как акт высшей юридической силы она заложила основы строительства национально-государственной независимости. Однако необходимо отметить, что как акт высшей юридической силы первая Конституция независимой страны носила двойственный характер. С одной стороны, Конституция способствовала дальнейшему проведению рыночных и демократических преобразований, с другой - вызывала споры и нестабильность власти, а именно ее законодательной ветви из-за неотрегулированности вопроса о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти. Некоторые принципиальные формулировки, содержащиеся в Основном Законе и касающиеся характера государственности, проблем языка, частной собственности на землю и вопросов гражданства, стали предметом все более нарастающего внимания и факторами социальной напряженности. Что и послужило толчком к конституционной реформе.
Текст новой Конституции Республики Казахстан был принят на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. Ему предшествовало широкое обсуждение среди общественности страны и зарубежных экспертов. Если обратиться к статистике, то всего в Казахстане состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более трех миллионов граждан. В рамках этих обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний к проекту. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.
Общие контуры государственности Казахстана четко обозначены в первой статье Основного закона, гласящей, что «Республика Казахстан утверждает себя светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
По новой Конституции Казахстан определился как унитарно-целостное государство. Главным в характеристике унитарного государства является то, что оно не имеет внутри себя иных национально-государственных или автономных образований. Унитарность предполагает единое гражданство, законодательство, систему государственной власти.
Конституция Казахстана юридически поддерживает сильную президентскую форму правления, тем самым в стране создан устойчивый и преемственный институт сильной государственной власти.
Но время не стоит на месте. Новые конституционные поправки, принятые Парламентом весной 2007 года по представлению Главы государства, открыли широкие возможности для активизации всего политического процесса в Казахстане.
Подводя итог всему сказанному, можно прийти к выводу, что конституционное строительство в Казахстане идет успешно и направлено на благо всех его граждан. Соблюдение же Основного Закона страны - это не только долг каждого из нас, но и фундамент межнационального согласия и дальнейшего успешного развития страны. Мы все ответственны за сохранение ценностей, провозглашенных нашей Конституцией, 16-ю годовщину которой мы недавно отметили.
Сайт газеты «Юридическая газета»
Время загрузки страницы 0.913 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |