Обществу нужны не «красивые» цифры о снижении преступности или повышении процента раскрываемости, а объективная картина, которая могла бы объяснить суть происходящих в стране криминогенных процессов, передает пресс-служба Мажилиса РК. Об этом заявил сегодня председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе на Правительственном часе на тему: «О состоянии правопорядка и основных направлениях деятельности органов внутренних дел». |
Из доклада министра, результатов работы органов внутренних дел и представленных материалов видно, что МВД ведет большую работу по основным направлениям своей деятельности и устранению недостатков и упущений.
Министерство, как известно, представляет наиболее крупный и многоотраслевой правоохранительный орган, деятельность которого затрагивает многие сферы жизни общества.
Поэтому и проблем, и критических замечаний по деятельности органов внутренних дел высказывается немало.
В частности, особую озабоченность вызывает рост преступности и обострение криминогенной обстановки в стране. Подтверждением этому являются цифры, озвученные сегодня министром.
Безусловно, на рост преступности влияют социально-экономические и другие факторы. Кроме того, одной из причин «роста» стало внедрение Единой системы регистрации всех типов заявлений и сообщений.
Если ранее некоторые виды преступлений часто укрывались в погоне за показателями раскрываемости, то с введением новой системы регистрации полицейские в этом не заинтересованы, тем более значительно ужесточены наказания за укрытия преступлений.
Надо всегда помнить, что за каждым заявлением стоят человеческие судьбы. Гражданин, обратившийся в полицию, должен быть уверен, что его права будут защищены должным образом.
Обществу нужны не «красивые» цифры о снижении преступности или повышении процента раскрываемости, а объективная картина, которая могла бы объяснить суть происходящих в стране криминогенных процессов.
Поэтому до населения следует довести полную информацию о существовании системы электронной регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в режиме «on-line».
В этой связи, Министерству необходимо продолжать совершенствовать работу по обеспечению объективности регистрации и учета каждого заявления, сообщения граждан о преступлениях.
Все мы знаем, что борьба с преступностью, в том числе и среди несовершеннолетних, не может обойтись без профилактической работы.
В Казахстане по сравнению с другими странами СНГ по данному вопросу создана достаточно солидная правовая база.
Действуют Законы «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» (2004 г.), «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» (2004 г.), «О профилактике бытового насилия» (2009 г.), «О профилактике правонарушений» (2010 г.).
Однако статистика неумолимо свидетельствует об увеличении обращений граждан и росте преступлений. Это говорит о том, что правоохранительные органы пока еще проигрывают в вопросе профилактики правонарушений.
В этой работе задействован еще не весь потенциал правоохранительных органов, местных исполнительных органов, хозяйствующих субъектов, организаций и общественных объединений.
Недостаточна еще опора на население, в особенности на молодежь. От уровня и состояния профилактики правонарушений среди подростков, во многом будет зависеть в последующем и уровень криминализации в обществе.
Поэтому институт «школьных инспекторов» следует дальше развивать и совершенствовать.
Необходимо совместно с другими заинтересованными госорганами дальше развивать сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и совершивших уголовно наказуемые деяния.
Необходимо укреплять институт «участкового инспектора полиции». Сейчас это наиболее приближенный к населению сотрудник полиции, а в сельских регионах иногда единственный представитель власти.
Необходимо расширить категорию подучетных лиц и усилить ответственность за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Для этого следует внести соответствующие поправки в законы «О профилактике бытового насилия» и «О профилактике правонарушений».
Основной акцент следует сделать на последовательной модернизации правовой основы профилактики правонарушений, совершенствовать правовые инструменты.
Как отметил председатель, ужесточение наказания за совершение преступлений, связанных с организованной преступностью, экстремизмом, терроризмом и наркобизнесом, принесли свои плоды.
Вместе с тем, Министерству следует изучить новые подходы по борьбе с этими видами преступлений, в том числе и с учетом последних интеграционных процессов.
На криминогенную ситуацию, безусловно, влияет и так называемая «уличная преступность».
В направлении охраны общественного порядка органами внутренних дел проводится большая работа.
Полагаем, необходимо и в дальнейшем продолжать работу по внедению систем видеоконтроля на улицах и общественных местах.
Министерству совместно с местными исполнительными органами следует решить вопрос об установке камер видеонаблюдения в жилых районах и местах массового скопления граждан.
Кроме того, по словам, Р. Мукашева, важной задачей органов внутренних дел является антитеррористическая деятельность.
Последние годы стали серьезным испытанием для всех правоохранительных органов страны в деле борьбы с терроризмом.
Правоохранительные органы впервые на практике столкнулись с целой серией организованных террористических актов в крупных городах нашей страны.
Самоотверженные действия сотрудников полиции, ценою своей жизни остановивших террористов, никогда не будут забыты.
Однако, наличие жертв, как из числа сотрудников полиции, так и населения, свидетельствует о проблемах в служебно-боевой подготовке полицейских к действиям в условиях кризисных ситуаций.
Поэтому Министерству необходимо принимать все меры для повышения боеготовности, организации обучения личного состава, внедрения современных специальных средств нелетального действия.
Участившиеся чрезвычайные происшествия в исправительных учреждениях свидетельствуют о проблемах в обеспечении правопорядка и поддержании режима содержания осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Необходимо отметить, что Казахстан принял международные обязательства против пыток и других жестоких видов обращения и наказания. Одним из обязательств является создание национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается Мажилисом. Данный механизм будет заключаться в системе регулярных посещений исправительных учреждений Уполномоченным по правам человека, общественными наблюдательными комиссиями и общественными объединениями.
Кроме того, в рамках находящегося в Мажилисе законопроекта «О Внутренних войсках» принципиально изменяется организационная структура Внутренних войск.
Принятие законопроектов позволит улучшить ситуацию в этой сфере.
В свою очередь Министерству внутренних дел необходимо совершенствовать работу по обеспечению прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных в уголовно-исполнительной системе.
Улучшение экономического благосостояния граждан привело к росту автотранспорта в стране.
Негативной стороной данного явления стало увеличение дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием общественного транспорта.
Вызывает обеспокоенность большое количество пострадавших. Только за 10 месяцев текущего года на дорогах страны зарегистрировано свыше 11 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Погибли более 2 тысяч и ранены свыше 13 тысяч человек.
Принятые меры в части обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе посредством ужесточения законодательства за нарушение правил дорожного движения и установления устройств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения дали свой положительный результат.
Однако, для решения этой проблемы необходимо изучить международный опыт, усилить профилактику дорожно-транспортных происшествий, активизировать работу по пропаганде безопасности дорожного движения, внедрять современные интеллектуальные средства надзора за дорожным движением, проанализировать вопросы организации дорожного движения, в том числе путем совершенства транспортной инфраструктуры.
Полагаю, что ожидаемый законопроект о дорожном движении поможет решить наболевшие вопросы в этой сфере.
Очень актуальна проблема документирования населения, поскольку обеспечение населения документами, позволяет человеку идентифицировать свою личность при реализации конституционных прав и обязанностей.
Полагаем, что одобренный Мажилисом и направленный на рассмотрение в Сенат законопроект «О документах, удостоверяющих личность», а также законопроект «О персональных данных» позволят решить некоторые проблемы в сфере документирования и создадут дополнительные правовые основы для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.
В этой связи, мы полностью поддерживаем инициативу МВД по открытию двух филиалов центра документирования в Шымкенте и Актюбинске.
Также очень правильно, что мы переходим на специализированные ЦОНы по регистрации автотранспорта, выдаче государственных номеров, водительских удостоверений.
Это социально важные вопросы, которые, я полагаю, найдут поддержку у населения страны.
Министр в своем докладе затронул вопросы миграционного контроля, являющиеся важными для любого государства, поскольку касаются государственной безопасности.
Неутешительные цифры совершенных иностранцами преступлений на территории нашей страны свидетельствует о недоработках в сфере миграционного контроля.
Данную проблему, также следует рассматривать и с учетом интеграционных процессов, в которые вовлечен Казахстан.
Полагаю, недавно поступивший в Мажилис проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции» позволит повысить эффективность миграционного контроля за пребыванием иностранцев в стране.
Одной из важной составляющей деятельности каждого государственного органа, в том числе и правоохранительного, является его кадровый состав.
В Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года, Президент установил комплекс задач, в том числе и по модернизации правоохранительной системы.
Решение поставленной задачи также включало проведение переаттестации всего личного состава правоохранительных органов.
Проведенная переаттестация позволила Министерству очистить свои ряды от недобросовестных и некомпетентных сотрудников.
Теперь Министерство сможет сосредоточить свои усилия на вопросах повышения профессионального уровня и психологической устойчивости полицейских, улучшения их физической и огневой подготовки.
Как отмечалось в Послании, следующим этапом модернизации будет рассмотрение вопросов увеличения денежного довольствия и расширения соцпакета поддержки в отношении работников правоохранительной системы, а также их технического оснащения.
Полагаю, что вопросы улучшения социального положения сотрудников полиции будут решены законопроектом «Об органах внутренних дел», который в скором времени мы ожидаем.
Отдельно хотелось бы остановиться на законопроектной деятельности Министерства. Законопроекты, разрабатываемые МВД, затрагивают вопросы общественного порядка и безопасности.
Особую обеспокоенность вызывает проблема слабой подготовки законопроектов, вносимых на рассмотрение в Парламент.
По этой причине, отдельные законопроекты были кардинально переработаны на стадии рассмотрения в Мажилисе. Для примера достаточно назвать законопроекты «О профилактике бытового насилия», «О профилактике правонарушений», «О персональных данных».
Одной из причин неудовлетворительного качества законопроектов является не всегда согласованная позиция Министерства с другими государственными органами, а также структурных подразделений самого Министерства.
Полагаем, что Министерству внутренних дел, следует укрепить юридическую службу отдельным подразделением, которое будет заниматься только законопроектной деятельностью.
Как известно, в Республике Казахстан предстоит глобальная перестройка уголовного судопроизводства.
В рамках разработки проектов Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов прорабатывается новая модель уголовного судопроизводства, прежде всего досудебного производства.
Предусматривается упрощение уголовного процесса, упразднение доследственной проверки, изменения процессуальных функций не только следователей, дознавателей и оперативников, но также прокуроров и судей.
Надеемся, что предстоящие новеллы позволят органам внутренних дел улучшить деятельность в осуществлении предварительного следствия и дознания.
В заключение хотелось бы отметить, что от слаженной и качественной работы органов внутренних дел зависит общественный порядок и безопасность нашего государства.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 2.139 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |