Рычагов по сдерживанию цен со стороны государства на самом деле совсем немного – пять. Каждый из них хоть единожды, но применялся в Казахстане, за исключением одного – пошлин. Традиционно и экспортные, и импортные пошлины были в нашей стране минимальными. Лишь вступление в Таможенный союз заставило поменять старую политику попустительства. Зато пошлины выросли в разы. Во всяком случае, на некоторые группы товаров. Но не это, а попытка сравняться со страной в экономическом плане более дерзкой стала причиной всех сегодняшних бед. Это и цены на бензин, и растущие цены на прочие продукты. Это вздорожавший импорт, к которому мы так привыкли. Коммунальные услуги, тарифы за которые растут не по дням, а по часам – фигурально, конечно. Кто теперь заменит все то, что мы имели раньше? Осилим ли мы конкуренцию со своими «тамосоюзниками»? |
Цены растут, и этот процесс, кажется, остановить уже просто невозможно. И все-таки есть правила рыночной экономики, когда цены определяются спросом, предложением и конкуренцией. Со спросом и предложением вроде бы все понятно. Оба фактора на отечественном рынке в принципе уравновешены. Но вот третье – конкуренция… С этим параметром дела обстоят, прямо скажем, не важно. А потому государству приходится прямо или косвенно влиять на цены. Для этого есть несколько исторически выверенных рычагов. С некоторого времени Казахстан стал использовать даже те из них, которые раньше игнорировались. Правда, достижения от их применения скорее разочаровывают потребителя, чем радуют.
Цена государства
Начнем с тарифов, так как это очень актуально для сегодняшнего дня, учитывая последние шаги нашего правительства. По сути, тариф представляет собой пошлину или налог, который взимается с единицы определенного вида товара, поставляемого в страну. Очевидно и влияние тарифов на устанавливаемую цену. Товар, который подвергается тарифу, естественно, будет стоить дороже.
Обычно правительство обращается к тарифам в тех случаях, когда хочет поддержать какую-то отечественную отрасль. После вступления в Таможенный союз наше правительство ввело тариф на ввозимые в страну иномарки. Этот тариф имел место и ранее. Но сейчас он получил статус незыблемости. При этом конкретно для Казахстана никакого полезного качества он не несет. По сути, из чувства солидарности и в соответствии с межгосударственными соглашениями он поддерживает российскую автомобильную отрасль.
Многие экономисты уже сейчас критикуют этот шаг. Все дело в том, что в долгосрочной перспективе это может отрицательно сказаться на покупателях. Начнется все с того, что многие люди, желавшие приобрести иномарку, будут вынуждены покупать вместо нее автомобиль российского производства. Спрос на них резко вырастет. Итогом станет рост цен. Для определенной группы потребителей автомобили станут просто недоступны.
То же касается и остальных групп товаров, импортные пошлины на которые выросли в результате вхождения Казахстана в Таможенный союз. Мы не в ту струю попали, мягко говоря. В России эта политика действует уже многие годы. У нас же она ранее не применялась. А между тем, согласно экономической теории, предполагается введение таких мер госрегулирования цен лишь на том этапе, когда страна имеет адекватную базу, способную пусть даже в перспективе, но заменить импорт конкурентным продуктом. В нашем случае все пошло вне плана. Китайские брюки подорожали вдвое, а местных не оказалось, обувь выросла в цене на 250 процентов, а местной… тоже нет. И так далее. Список бесконечен.
Freeze price
Замораживание цен может применяться как к экономике в целом, так и к отдельным отраслям. Делается это для того, чтобы ослабить последствия роста темпов инфляции, внести какую-то стабильность в цены, которые не дают потребителям свободно вздохнуть. Периодически замораживание цен можно наблюдать там, где присутствуют монополии.
В целом замораживание цен в какой-то мере защищает не только потребителей, но и способствует тому, чтобы не появился черный рынок.
Но вот хлеб, предположим, у нас по фиксированной, то есть замороженной цене. При этом правительство совершенно не в состоянии реагировать на повороты с ценообразованием в смежных отраслях, касающихся производства главного продукта страны. К примеру, в позапрошлом году выросла в цене мука, и магазины опустели. Сейчас растут в цене бензин, электроэнергия, газ. Кто это предупреждает? Вырастет ли хлеб в цене? Никто не предупреждает. Вероятней всего, как в случае с девальвацией – сюрприз будет…
Макси-фактор
Может сложиться и такая ситуация, что в каких-то конкретных регионах на определенную продукцию можно устанавливать определенные предельные наценки. Например, когда в Казахстане предприняли попытку унять гонку цен на бензин. Ввели предельные цены для розничных продавцов. Но оптовики – нонсенс – остались за бортом регулирования. Теперь мы оказались в эпицентре последствий этого необдуманного шага. Бензин – тупо – выбыл с рынка.
Это в Алматы благодаря усилиям «Самрук-Казыны» с топливом проблемы исчезли. А в остальных регионах все по-прежнему. Бензин либо по талонам, либо в очередях. Таксист в Актау на «Тойоте Королла» пожаловался, мол, 80-м заправился. Благо машина новая – терпит. Но другого-то нет.
Чтоб не сдох…ть
Данный метод активно применяется при установке цен на продукцию монополистов. Изначально определяется предельный норматив рентабельности, на которой они могут работать. Тут сразу же заметен минус данного метода, который заключается в том, что это «стопорит» повышение эффективности предприятия. Ведь при снижении издержек ему тоже придется понизить цену, а значит, особого смысла в том, чтобы биться над проблемой снижения издержек, нет. Тут лучшим примером может служить сфера коммунальных услуг. В их интересах растить издержки, потому что это их прямая прибыль. И именно с их подачи появились разговоры, что отечественная инфраструктура изношена на 70 процентов. А чтоб восстановить, с субъективной точки зрения, нужно повысить тарифы. Одно следует из другого.
Такое слово – НЕТ
Квота – это одна из форм протекционизма. Ее суть заключается в том, что на некоторое время ограничивается импорт того или иного товара. Например, импорт сахара. Обычно квоты устанавливаются для того, чтобы поддержать отечественных производителей. Но не всегда. Когда попытались ввести квоту на ввоз сахарного тростника, резко выросли цены на сахар. К счастью, обошлось.
Таким образом, что бы ни делалось нашим государством, все почему-то боком выходит. А происходит это сначала от отсутствия конкуренции, а в конце – от отсутствия понимания. Дело в том, что Казахстан по планетарным меркам очень большая страны. Наши регионы развиваются далеко не одинаково. Если в Алматы – благоденствие, то, к примеру, в Таразе или Актау – выживание. Если в Астане успешно решаются жилищные проблемы, то в остальных регионах это проблемой вовсе не является. Там бы на хлеб хватило, и то хорошо.
Алексей ХРАМКОВ, Актау – Тараз – Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.260 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |