Идти в театр, даже не научившись ходить. В Алматы, по праву носящем звание культурной столицы Казахстана, формируется новое поколение театралов. Оставив в прошлом педагогическую градацию, когда на кукольный спектакль можно идти с трех лет, а в ТЮЗ – с пяти, родители прививают своим детям любовь к искусству с колыбели. И получается: интерес, внимание, усидчивость и полное растворение в происходящем на сцене. Похоже, театр юному зрителю просто необходим. Как отмечают работники храма искусства, проблема алматинских театров в их количестве. Имеющиеся просто не могут сегодня охватить всю аудиторию, а потому все спектакли – буквально нарасхват. То же было и с премьерой музыкального представления «Бременские музыканты», которой отметил свой новый сезон Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Натальи Сац. Старая добрая классика, пусть и с флером мультшедевра советских времен, тепло была принята и детьми, и их родителями. |
Вчера закончился третий день премьерного показа нового музыкального представления «Бременские музыканты», которым Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац будет щеголять в новом сезоне. Много музыки и танцев, акробатические номера, отличные костюмы, смотрибельные декорации и убедительная игра взрослых, которым нужно обмануть детей, – это все, ради чего стоит идти в театр. Особенно, если театр детский. Ведь здесь спрос со служителей храма искусства возрастает в разы. Но «Бременских…» стоит посетить еще и из чувства легкой ностальгии. В пору экспансии чуждых нам персонажей хороший тон мудрых родителей – дать детям лучшее, то есть классику.
Спектакль по пьесе самого лучшего из всех существующих Шерлоков Холмсов Василия Ливанова был поставлен в алматинском ТЮЗе заграничным режиссером. Однако это не дебютное сотрудничество. «Круговорот» режиссеров в театрах бывшего СНГ – явление привычное и вполне одобряемое людьми искусства. Свежие мысли, новый взгляд, другой подход – и спектакль становится ограненным бриллиантом. Так, заслуженный артист Республики Таджикистан Султан Усманов занимается подобной «ювелиркой» в Алматинском ТЮЗе уже шестой год. Его видение всем знакомых «Бременских музыкантов» отлично вписалось в стиль театра и, стоит отметить, полюбилось зрителю. Надо сказать, оно гораздо ближе к совместному произведению Василия Ливанова, Юрия Энтина, Геннадия Гладкова и Инессы Ковалевской, нежели к первоисточнику братьев Гримм. Который, к слову, и взрослым-то читать страшновато – сплошной террор с расчлененкой.
Этот спектакль, впрочем, с тем же успехом его можно назвать и мюзиклом, потому как без музыки Геннадия Гладкова «Бременские…» уже совсем не то, относит своих старших зрителей в милое прошлое. Тогда это мульт-представление было вызовом его создателей прилизанным и идеологически выдержанным мультфильмам – от стилизованного под «Битлз» квартета зверей до сверхкороткого платья принцессы. Теперь шалость стала классикой. И в спектакле нового театрального сезона вполне органично звучат «Дайте, что ли, карты в руки – погадать на короля» и «А, как известно, мы народ горячий и не выносим нежностей телячьих…». Так же гармонично соседствуют с ними и акробатические, практически цирковые номера воспитанников СДЮШОР № 9 и акробатика шоу-балета «MODES».
– В этой пьесе обилие тем, – отмечает режиссер-постановщик Султан Усманов. – Есть не только линия любви Трубадура к Принцессе. В спектакле мы поговорим с детьми об отношениях отцов и детей, о людях искусства, о дружбе и преданности.
Словом, как бы ни спешило время, от одной из своих основных функций – прививать любовь к прекрасному и воспитывать человека в человеке – театр не отошел и отворачиваться не собирается. Школой жизни был, школой и останется. Это можно судить по возрасту зрителей, замеченных на премьере: многие из тех, кто с интересом смотрел за развитием сюжета, вряд ли могут самостоятельно ходить. И хотя «Бременских…» вряд ли назовешь пьесой для подростков, на их строгий суд алматинским театрам тоже есть что представить. Как отмечает директор Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Н.Сац Наталья Горобец:
– Настоящее театра мы видим каждое воскресенье, когда в наши кассы стоят очереди родителей, бабушек и дедушек. Мы видим, что театр нужен, востребован и таким останется и в будущем. Ведь театр для детей и юношества – это союз художника и педагога. И сегодня мы стремимся вернуть тот набор ценностей, который мы в свое время утратили. Это понятно тем, кто часто сейчас контактирует с детьми, подростками, которые недополучили разумного, доброго и вечного. Это – полностью вина взрослых, которую мы, детский театр, стараемся искупить.
Есть ответ у служителей храма искусства и на вопрос о кажущейся «замшелости» используемых для постановок произведений, об отсутствии пьес по произведениям современных авторов, которые могли бы заманить детей в театр.
– Дефицит современных детских произведений мы ощущаем и отлично понимаем, что дети хотят видеть на сцене спектакли прежде всего о себе. Они растут, берут примеры, и, если видят хотя бы частичку себя в герое, он станет им близок. Мы бы с удовольствием ставили у себя спектакли по произведениям современных авторов, но не видим их, – продолжает Наталья Горобец. – Об этом говорят не только в детских театрах, но и во взрослых тоже. И неспроста нет этих произведений современников, я думаю. Потому что настоящая драматургия должна быть проверена временем. А те современные проблемы, которые хотят поднять в драматургии, может, еще не вызрели в обществе.
Юлия Зенг, фото Сергея Ходанова, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.236 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |