Первое, что отмечают зарубежные гости, посетившие нашу страну, – это особое гостеприимство нашего народа и безопасность пребывания туристов в Казахстане. В этом отношении Казахстан выгодно отличается от тех же наших соседей – киргизов и узбеков. Улучшается инфраструктура туризма, строятся дороги, возводятся новые гостиничные комплексы. |
Вместе с тем иностранцев отпугивают наши цены. И здесь мы Узбекистану и Киргизии определенно проигрываем.
О плюсах и минусах развития международного туризма в Казахстане, о недостатках, существующих в этой отрасли, как и о вероятных направлениях прорыва, обо всем этом, как и о многом другом, шел заинтересованный разговор на семинаре в Алматы, с участием иностранных экспертов.
Своим мнением на этот счет делится участница семинара Дагмар Шрайбер, эксперт по развитию экотуризма… По ее словам, у Казахстана древняя история. И было бы прекрасно, если бы для гостей из других стран на различных сценических площадках разыгрывались бы какие-то театрализованные постановки из прошлой жизни, рассказывающие о любви, о войнах, о жизни древних номадов. По словам Дагмар, есть у Казахстана и еще один дополнительный плюс. Европа перенаселена, европейский турист стремится побывать наедине с природой, чтобы рядом не было поднадоевших туристических групп и гидов. И Казахстан, с его огромными и малонаселенными просторами, европейскому гостю такую возможность предоставляет. Древняя история, археологические раскопы и прекрасные дикие природные ландшафты – вот что может обеспечить приток в нашу страну массового зарубежного туриста.
А вот что думает следующий наш собеседник, Иозеф Шмаус, эксперт-аналитик по маркетингу международного туризма.
Литер-Неделя: Сегодня в горах, недалеко от Алматы, предполагается строительство горнолыжного комплекса. Чтобы те же европейцы и представители азиатских стран могли выбираться зимой на отдых в нашу страну. Как вы расцениваете перспективы такого туризма?
И.Ш.: Я знаю, что в предгорьях Алматы собираются развивать горнолыжный туризм. Но этим оказывается очень большое давление на экологию. Поэтому в подобных случаях у нас в Германии к делу подключается общественность. Политик не может сказать: «Все, мы у себя так решили, и так будет». Следует общественное обсуждение. Обычно за такими проектами прячутся чьи-то интересы. Кто-то хочет делать очень большие деньги. Но в обществе должен соблюдаться баланс интересов. И еще один немаловажный аспект – это экономический, который необходимо учитывать. Окупится данный проект или деньги будут выброшены на ветер? Ведь в том же Китае и Малайзии есть свои горнолыжные комплексы, как и в Европе. Поэтому возникает вопрос: кто приедет сюда, в удаленный Казахстан? Все эти моменты необходимо принимать во внимание.
В данном случае самый оптимальный вариант – это создание современного горнолыжного комплекса для самих граждан Казахстана и в том числе для жителей города Алматы. Рассматривая иностранных гостей лишь в качестве дополнительного источника доходов.
Литер-Неделя: А какие еще шаги на сегодня необходимы для дальнейшего развития туризма в нашей стране?
И.Ш.: Модель развития туризма в любой стране, в любом регионе строится на основе государственно-частного партнерства. И Алматы здесь не исключение. То есть государство, в данном случае акимат города Алматы, должно отыскать либо финансовые ресурсы, либо предоставить в управление туристическим операторам какую-либо коммунальную собственность, для того чтобы в городе появился свой туристический центр. Государство, и это общепризнанно, плохой собственник. Но когда государство идет рука об руку с бизнесом, это другое дело. Предприниматель досконально разбирается в тех вопросах, которые составляют сферу его личных интересов. Он знает, что такое туризм, он знает, как привлекать иностранцев в свою страну, что делать для улучшения ее имиджа.
На семинаре прозвучало хорошее предложение: создать международный центр туризма здесь, в Алматы, на базе гостиницы «Жетысу», где будет сконцентрирована вся информация по городу и области. И тогда любой иностранный турист, приезжающий в Алматы, обращаясь в центр, может получить бесплатно полную информацию, на основе которой он покупает себе конкретные продукты: путешествия, туры, номера в гостиницах и отелях.
Литер-Неделя: А почему именно «Жетысу»?
И.Ш.: Эта гостиница является участником международной программы «Путешествие по Великому шелковому пути». Вместе с тем международный туризм – это ее специализация. К ней привязано около тридцати туристических объектов. И мы хотели бы использовать данный объект в подобных целях, создав ядро развития международного туризма в Алматы на базе этой гостиницы.
На фундаменте такого городского центра необходимо создавать кластер, куда привлекаются абсолютно все туристические компании, рестораны и гостиницы региона. И здесь важно осознать: для того, чтобы привлекать в Казахстан туристов, нельзя ограничиваться проведением одних только туристических ярмарок, проходящих раз в году. Надо присутствовать на этом рынке постоянно. У того же города Алматы должны быть свои, широко развернутые представительства в Германии, США, Японии, других развитых странах.
Ну а поскольку это государственно-частное партнерство, то у крупных компаний Европы и Азии появляется доверие к такой структуре. Ведь если участвует государство, то оно соблюдает определенные стандарты, дает гарантии безопасности. И в этом случае зарубежные туроператоры не боятся отправлять сюда большой поток туристов.
Система работает эффективно еще и потому, что объединяются в одну структуру усилия всех туристических компаний Алматы и Алматинской области. Поодиночке каждая ваша компания слабая, а вместе – они сила. Здесь работает именно такой принцип. Казахстану необходимо широко открыть двери для зарубежных гостей. Одновременно с этим создавая благоприятные условия для развития туризма. Тот же казахстанский чиновник часто не предполагает, что надо сделать, чтобы привлечь иностранцев. И частные структуры в этом смысле проявляют себя значительно эффективнее.
Словом, сама суть идеи заключается в том, чтобы Казахстану выходить на международный рынок туризма не единичными, слабыми туристическими компаниями, а объединенной туристической структурой, поддерживаемой государством. И тогда появляются все предпосылки, чтобы работать на хорошем международном уровне.
Литер-Неделя: Какие у Казахстана перспективы в области развития туризма?
И.Ш.: Здесь надо разделять, о каком туризме мы говорим. Существует туризм пляжный, на берегах морей и озер. На этот вид туризма Казахстан претендовать не может. Но у вас есть свои преимущества – нетронутая природа, горы Джунгарского Алатау, Заилийского Алатау. В мире становится популярным экотуризм. Экотуризм и туризм по Шелковому пути – вот два направления, по которым вы могли бы работать.
Литер-Неделя: Судя по вашим словам, без поддержки государственных структур сам частный бизнес не сможет в полном объеме заявить о себе на рынке международного туризма?
И.Ш.: Государство, условно говоря, отвечает за стратегию и законодательную часть развития туризма. За стандарты и гарантии безопасности. Но оно не может выступать продавцом на рынке. Государство получает налоговые отчисления. Или государство может выступать в качестве акционера, получая свои проценты от развития туристического бизнеса. Но основной доход, разумеется, страна получает от развития рынка услуг. Эти деньги идут в города. Плюс растет занятость, создаются новые рабочие места. Государство тем самым решает социальные вопросы.
Литер-Неделя: На основе опыта каких мировых туристических центров вы выдаете свои рекомендации?
И.Ш.: Нами принят за основу опыт таких городов, как Гонконг, Берлин и некоторые города Америки. В мире существует некая общая схема развития туризма, учитывающая в то же время отдельные особенности стран пребывания иностранцев. И это рабочая модель, уже доказавшая свою эффективность. Поэтому не надо думать, что у тех же арабов или турков, где развит туризм, мозги заправлены особым образом. То, что могут они, с таким же успехом можете развивать и вы.
Серик МАЛЕЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.635 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |