Пить или не пить – в нашей стране каждый решает сам. У законодателей другой выбор – найти ограничительные рамки, которые могли бы удержать казахстанцев от вредных пристрастий. Животрепещущая тема о государственной монополии на алкоголь обсуждалась вчера на парламентской площадке. Автор идеи мажилисмен Владимир Нехорошев видит в госмонополии на алкогольном рынке способ борьбы за здоровье нации и пополнения госказны «пьяными» деньгами. Сам он, по его собственному признанию, ни капли не пьет вот уже 20 лет. – Посмотрите, травят народ, чем попало, – возмутился депутат в кулуарах заседания за «круглым столом», где обсуждался пакет поправок в законодательные акты по вопросам государственной монополии. – Я как-то на экспертизе был, у меня волосы дыбом встали. Какая там «Белуга», завоешь, как белуга, от того, что в этих бутылках. Законотворец считает, что заслоном на пути низкопробного зелья к прилавкам станет четко установленный государственный стандарт качества водки. Госмонополия на алкогольном рынке в том или ином виде существует в некоторых странах ближнего и дальнего зарубежья. В Болгарии – на производство и торговлю. Во Франции и Германии – на оптовую продажу бренди. В Беларуси – на производство. Владимир Нехорошев предложил воспользоваться опытом союзника по Таможенному альянсу, где алкогольная отрасль находится под жестким государственным контролем. И на оптовый рынок допущен только десяток компаний, поставляющих в торговую сеть импортные дары Бахуса. |
Однако у экспертов есть сомнения в целесообразности подобного шага. Президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана Амиржан Калиев считает, что алкогольная проблема в нашей стране связана с теневым контрафактом и пьянством. При этом, по официальным данным, с каждым годом казахстанцы ведут все более трезвый образ жизни. Как сообщила на августовском заседании Национального координационного совета по охране здоровья министр здравоохранения Салидат Каирбекова, за последние три года употребление горячительных напитков в республике снизилось на 9 процентов. Обнадеживающая статистика и у самого Амиржана Калиева: если в 90-е годы у нас производилось порядка 100 млн литров ликероводочной продукции в год, то нынче эти объемы снизились до 65–70 млн.
А вот от государственной монополии на спиртное, по мнению главы «КазАлко», проиграют не только водочные короли, но и само государство.
– Если мы введем госмонополию, то казахстанская госпродукция станет неконкурентоспособной по сравнению с российской, – уверен Амиржан Калиев. – Более того, бюджет потеряет в виде налогов огромные средства. Государство ежегодно получает от частных производителей порядка 20 млрд тенге от оборота алкогольной продукции.
Как бы то ни было, пока поправки в законодательные акты по вопросам государственной монополии не вышли из стен парламента, «ход мысли» депутата Владимира Нехорошева оставляет возможность для дальнейшего обсуждения эффективности методов и средств наведения порядка на алкогольном рынке.
Светлана АБДРАШИТОВА
Сайт газеты «Экспресс К»
Время загрузки страницы 0.381 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |