Существует мнение, что сегодня назрела необходимость в совершенствовании отечественного законодательства, регламентирующего вопросы религии. С 1992 года и по сей день в стране действует закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединений», многочисленные недостатки которого очевидны для любого специалиста. На смену ему ожидается принятие нового закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Своим мнением о рассматриваемом в парламенте законопроекте делится директор карагандинского Центра религиоведческо-психологическо-правовой консультации Николай Мерзляков. – С общими положениями законопроекта я в целом согласен. Что касается плюсов этого документа, то он отличается более системным подходом к сохранению духовной безопасности граждан. В нем усматривается желание законодателя оградить население от негативных воздействий, в частности, от распространения экстремистских учений. Например, я с одобрением отношусь к статье 8 «Миссионерская деятельность». В ней вопрос миссионерства выступает значительно более проработанным: предполагаются более жесткие меры контроля, с обязательной регистрацией лиц, занимающихся этим видом религиозной деятельности. Кроме того, принятие нового закона повлечет за собой внесение положительных изменений в некоторые законодательные акты республики, касающиеся вопросов религиозной деятельности. Возьмем, к примеру, кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения». Предлагается следующее: медицинские и фармацевтические работники не будут принимать в расчет религиозные убеждения пациента, если эти убеждения могут повлечь за собой ущерб для жизни и здоровья больного. Для ясности напомню о ситуации со «Свидетелями Иеговы», которые в силу своих верований отказываются от переливания крови. |
Также следует отдельно упомянуть закон «О правах ребенка в Казахстане», который дополнят пунктом о недопустимости проведения религиозных обрядов и церемоний в детских организациях. А из закона «О государственном имуществе» предположительно будет исключен порядок передачи имущества религиозным объединениям в безвозмездное пользование. Это позволит сгладить широко распространенную проблему, когда, прикрываясь благими намерениями, секты завладевают квартирами и прочей недвижимостью своих легковерных прихожан.
Однако над некоторыми положениями законопроекта еще предстоит серьезно поработать. Почему я так говорю? Для объяснения затрону тему статуса религиозных объединений. По действующему ныне законодательству для образования такого объединения – неважно какого уровня, местного или республиканского – достаточно лишь волеизъявления десяти совершеннолетних граждан. А в проекте нового закона дело обстоит иначе: согласно статье 12, в Казахстане могут создаваться религиозные объединения либо местного, либо регионального, либо республиканского статуса, но, например, местными религиозными объединениями признаются те, которые организованы по инициативе не менее 50 граждан республики. Да, приверженцы христианства и ислама легко наберут необходимое количество людей на местах. Но ведь они являются представителями мировых религий, существующих больше двух тысяч лет. Сложнее будет, скажем, представителям лютеранства, которых в Казахстане очень мало.
Кроме того, я бы добавил в законопроект положение о том, чтобы республиканские организации имели право самостоятельно создавать местные и региональные представительства на территории своего действия.
Также у меня есть некоторые замечания по статье 6 законопроекта, регулирующей работу религиоведческой экспертизы. Одним из оснований проведения данной экспертизы является ввоз информационных материалов религиозного содержания, но за исключением тех, которые предназначены для личного пользования. Получается, я могу ввезти в страну несколько сотен томов, заявить, что приобрел эту библиотеку исключительно для себя, а потом приступить к ее распространению. Считаю, что любая религиозная литература, не только ввозимая, но и выпускаемая на территории республики, должна подлежать религио-ведческой экспертизе в обязательном порядке.
Так или иначе, проект закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в его нынешней редакции требует внесения определенных корректив. Широкое обсуждение этого документа с участием общественности и независимых экспертов позволяет надеяться на успешный результат.
Оксана Мягких, Караганда
Сайт газеты «Экспресс К»
Время загрузки страницы 0.582 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |