Казахстан оказался под сильным и хорошо организованным идеологическим давлением со стороны радикальных религиозных организаций Недавно мне позвонил мой близкий друг в сильном расстройстве: оказывается, его единственный сын отказался поздравить отца с днем рождения по религиозным причинам. |
Он заявил отцу, что истинный мусульманин не отмечает даже день рождения пророка Мухаммеда, а уж тем более обычных людей. Потому что любой праздник – это поклонение, а поклоняться можно только Всевышнему…
Потрясенный друг недоумевал, откуда у его потомка, получившего прекрасное образование на Западе, могли появиться такие радикальные взгляды на жизнь. И тут он вспомнил, что у сына есть школьный друг, который в последние годы стал фанатиком религии и по возвращении на родину сын попал под его влияние…
Бурная телефонная дискуссия на эту тему позволила ему выяснить, что пока сын, слава Богу, не попал в сети никакой радикальной организации. Но причина для тревоги все же есть, поскольку его понимание ислама далековато от той толерантной национальной формы суннизма, которая сложилась в нашей стране еще со времен славного сына тюркского народа Ахмета Ясави.
Шайтан скрывается в деталях
Этот частный случай хорошо отражает общую закономерность: в последние годы независимый Казахстан оказался под сильным и хорошо организованным идеологическим давлением со стороны разнообразных радикальных религиозных организаций. Под предлогом приобщения к «вере» они в действительности активно пытаются разрушить традиционные духовные опоры нашего общества. Причем, как правило, эти новоявленные миссионеры финансируются странами, имеющими радикальные геополитические цели.
Как тут не вспомнить речь Нурсултана Назарбаева на XVII сессии Ассамблеи народа Казахстана (АНК) о необходимости создания центра изучения всех аспектов межэтнических и межконфессиональных отношений. По мнению главы государства, в этой крайне деликатной и важной области наука отстает от практики и настоящих специалистов в стране практически нет.
«Наши объединения мусульман, православных христиан должны быть главными хранителями наших религиозных отношений от вхождения в Казахстан различных религиозных сект и организаций, у которых совсем другие мысли», – подчеркнул глава государства.
Но как же отличить добро от зла в псевдорелигиозном наряде? Эту тему мне часто приходится обсуждать как с коллегами, так и с неофитами. Мировая история показывает, что истинная, традиционная вера ставит во главу угла общечеловеческие ценности – семью, любовь к родине, к ближним, а это подразумевает в первую очередь толерантность к иным взглядам и конфессиям.
Не случайно одна из первых заповедей Божьих гласит: чти отца и мать своих. А вот новоявленные «религии», напротив, – зомбируют свою паству, стремятся девальвировать эти ценности, разрушить такие святые понятия, как семья, уважение к национальным традициям и патриотизм.
Впрочем, все тайное станет явным, если взять на вооружение библейский принцип «суди человека по делам его, а не по словам его». Если вкратце сформулировать родовые признаки сект и прочих псевдорелигий, то они следующие: их функционеры очень быстро и настойчиво подводят паству к мысли, что они должны отдать все свои материальные ценности «братству» на благие цели. Так, известно множество скандалов, связанных с отъемом имущества у прихожан функционерами так называемой «Новой церкви» – секты христианского толка. По сути – это уже бизнес на вере.
В то время как традиционные конфессии, к примеру ислам и христианство, учат своих приверженцев заботиться прежде всего о своих близких, а уж потом, если есть возможность, делиться с остальными в разумных пределах.
Во-вторых, многие псевдорелигии борются за светскую власть. Так, пресловутый салафизм и его крайнее течение ваххабизм открыто призывают к изменению государственного строя, образованию халифата.
В-третьих, человеческая жизнь представляет для истинной веры высшую ценность, дарованную свыше. Лишение жизни, даже своей собственной, считается тягчайшим грехом. Не убий – гласит библейская заповедь. А еще возлюби ближнего как самого себя. Во многих псевдорелигиях, в том же ваххабизме, лишение человека жизни не является преградой, там цель легко оправдывает средства: она, к примеру, позволяет убивать не только «неверных», но даже единоверцев – «плохих мусульман»!
И вот уже оказывается, что главное в иерархии ценностей новообращенного «верующего» не патриотизм, а конфессиональные фетиши, вроде создания единого исламского халифата, верности «братьям» по вере. Во имя такой «веры» люди уходят из семей, бросают на произвол судьбы своих малолетних детей, родителей, не признают светские законы и государство. И как крайний пример – берутся за оружие, чтобы таким путем утвердить свою «религию» на земле. Не говоря уже о такой страшной вещи, как извращение понятия «джихад» (борьба с собственными пороками).
Таким образом, если традиционные религии, существующие в Казахстане многие века, призывают человека к самосовершенствованию, гуманизму, укрепляют институты семьи и государства, то псевдорелигии – это способ борьбы за светскую власть и деньги. Жизнь человека для них – всего лишь разменная монета во имя достижения своих целей.
Кабала святош
Собственно, такие попытки идеологической обработки начались с конца 80-х – начала 90-х годов, но именно сейчас их влияние стало заметным. Главным образом это связано с резким усилением числа верующих в стране, лавинообразным ростом информационных каналов. И тут надо отметить, что десятилетия воинствующего атеизма в советский период не прошли даром для нашей республики: прервалась преемственность поколений священников, теологов, утрачена система их подготовки.
Наиболее уязвимой на этом фоне является молодежь. Во-первых, в силу своего возраста она традиционно склонна к максимализму, а главное – она малограмотна в вопросах религии. Поэтому эти святоши-миссионеры легко завлекают их в свои сети. Очевидно, что главным препятствием на пути чуждых нашему обществу идей должна стать кропотливая и многогранная работа по повышению религиозной грамотности, в том числе и разъяснению истинных ценностей ислама. Необходима квалифицированная и рутинная каждодневная работа по разоблачению идей новоявленных мессий.
Под прикрытием риторики о свободе веры многие заграничные организации сознательно разрушают духовные основы нашего народа. Им вольно или невольно помогают некоторые представители светской радикальной оппозиции, действующей по известному большевистскому принципу «чем хуже, тем лучше». А также деятели так называемых правозащитных организаций. Почему так называемых? Да потому что многие из них, отрабатывая полученные на Западе или Ближнем Востоке гранты, грудью встают на защиту любой квазиконфессии или якобы общественной организации, пытающейся легализоваться в нашей стране. При этом фактически наплевав на права своих сограждан.
Думается, что пора уже прислушаться к мнению экспертов из органов национальной безопасности Казахстана и России по этому вопросу. А они однозначно утверждают: за большинством активно действующих сект как псевдоисламского, так и псевдохристианского толка стоят известные государства, а зачастую их деятельность напрямую финансируется и направляется спецслужбами этих стран. Тот же пресловутый салафизм используется как удобный инструмент в борьбе за природные ресурсы, а в конечном счете – и за территорию нашей страны.
Государство и религия
Тем ответственнее миссия тех, чьи одежды всегда должны быть белыми. Одно из наших главных достижений заключается в том, что в стране ведущим конфессиям удалось, не отступая от основ своей веры, стать проповедниками терпимости и братства. Они внесли огромный вклад в единство нашей молодой нации, действуя рука об руку со светской властью.
Казахстан во главе с ее лидером Нурсултаном Назарбаевым первым в мире осознал огромный и до сих пор невостребованный миротворческий потенциал веры. Сверхзадача идеи, выдвинутой Елбасы, – сделать все религии проводниками объединения человечества на высших, божественных принципах нравственности.
В этой одной из наиболее тонких и консервативных сфер мы являемся инноваторами. Именно на нашей земле родилась и была воплощена в жизнь уникальная идея проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане, которые стали своеобразным камертоном состояния духовности на планете. Причем эти традиции можно считать исконно нашими, перенесенными на новый глобальный уровень, поскольку они имеют многовековую историю на древней казахской земле, где мирно уживались буддизм, ислам, христианство, тенгрианство, зороастризм и т.д.
Анатолий Косиченко, известный отечественный философ, утверждает: на фоне общего падения истиной религиозности в мире в Казахстане религиозность населения растет. Причем если хваленая западная толерантность в этой сфере является в реальности плодом прогрессирующего безразличия к религии, то в Казахстане она стала осознанным результатом признания важной роли религии для общества.
И что особенно нужно подчеркнуть: в нашей республике нет государственной религии в официальном или скрытом виде, тем более в ее крайней, ортодоксальной форме. Благодаря этому Казахстану удалось найти разумный баланс между верой и светским государством и превратить духовный потенциал конфессий в фактор укрепления дружбы этносов, объединения их в единую нацию. И значение этого фактора возрастает с каждым годом.
Казахстанская позиция такова: межрелигиозное и межэтническое согласие всегда выступают в единстве, обеспечивают стабильность в обществе. И этот гуманистический принцип, исповедуемый нашей страной, мог бы лечь в основу трансформации всей современной мировой политики.
Категорический императив – понятие, введенное Иммануилом Кантом, – гласит, что человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала. То есть представления о добре и зле даны нам свыше.
По мнению экспертов, сейчас подавляющее большинство казахстанцев понимает, что нравственность и духовность невозможны без Бога.
Осознавая особую значимость религии для духовности общества, необходимо защищать страну от чуждых нам радикальных учений комплексными мерами – от законодательных до организационных и идеологических.
Подчеркивая особую роль лидеров конфессий для судеб человечества, Нурсултан Назарбаев на III Съезде лидеров мировых религий, в частности, сказал: «Хранителями высших моральных ценностей во все времена были и остаются духовные лидеры – пастыри различных религий. Именно поэтому в эти сложные времена на религиозных деятелей возлагается особая надежда.
Сегодня как никогда востребован нравственно-гуманистический императив религии. Предание Талмуда гласит: «...каждому человеку следует помнить, что для него и под его ответственность сотворен мир».
Именно вы, религиозные лидеры, можете стать проводниками возрождения духовности – главного условия гармоничного развития мира».
Но нельзя также забывать о прерогативе государства следить за соблюдением баланса между верой и общечеловеческими ценностями: Богу – богово, кесарю – кесарево. Перефразируя другое известное выражение, можно сказать, что религия слишком серьезная вещь, чтобы доверять ее только священникам.
Бек АРГЫНОВ, Астана
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.470 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |