На днях руководство ФНБ «Самрук-Казына» объявило, что в скором времени Казахстан достигнет соглашения о приобретении 10% в разработке Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Незадолго до этого казахстанские чиновники подписали договор о строительстве Балхашской теплоэлектростанции. Эти новости вызвали противоречивые чувства и тревогу за казахстанских экспертов по переговорам. Попробуем раскрыть причину тревог, а также попробовать объяснить схожесть этих проектов.
|
Карачаганакское соглашение
В 1992 году по этому проекту правительством Казахстана был объявлен тендер, который выиграли британская British Gas и итальянская Agip. В 1995 году к участникам проекта присоединилось РАО «Газпром». В марте 1995 года между этими компаниями и Казахстаном было подписано промежуточное соглашение о принципах раздела продукции, действие которого было пролонгировано до декабря 1998 года. В том же 1997 году «Газпром» переуступил право своего участия в проекте российскому ЛУКОЙЛу.
18 ноября 1997 года в ходе визита Нурсултана Назарбаева в США, в Вашингтоне между казахской стороной и компаниями British Gas, Texaco, Agip и ЛУКОЙЛ было подписано окончательное соглашение о разделе продукции (ОСРП) по проекту освоения месторождения Карачаганак. В соответствии с этим документом Казахстану принадлежит 80% в продукции месторождения, инвесторам - 20%. За одним «но» - после восполнения затрат.
ОСРП-К является секретным документом и не предусматривает передачу сторонам не указанным в контракте. Однако после множества судебных разбирательств вокруг проекта региональные и центральные суды Казахстана постоянно запрашивают копии соглашения. Поэтому говорить о коммерческой тайне и соблюдении реального режима секретности теперь уже нельзя.
Как известно, планируется, что 5% доли в этом проекте Казахстан выкупит, а 5% консорциум передаст безвозмездно. Мы однозначно приветствуем увеличение контроля государства над недрами, принадлежащими народу Казахстана. Вместе с этим обращаем внимание на следующие факты. Они доказывают, что в будущем следует запретить подписание любых секретных договоров в отношении недр нашей земли. Если в 1997 году Казахстан не мог диктовать условия инвесторам, то сейчас это время прошло.
Почему следует с настороженностью относиться к приобретению Казахстаном 10% доли в разработке Карачаганака? Как сообщал КазТАГ, весной этого года межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области оштрафовал оператора проекта Karachaganak Petroleum Operating B.V. на 3,2 млрд тенге. Первоначальная сумма иска акима Бурлинского района к консорциуму составила $460 млн и с требованием выплаты 10% - $46 млн - частному юристу, представлявшему акимат. Затем сумма иска была пересмотрена истцом и снижена до немногим более 3 млрд тенге.
Однако, как сообщил источник в правоохранительных органах, выплата штрафа была приостановлена генеральным прокурором страны. Причина в том, что выплата штрафов иностранным консорциумом нанесет материальный ущерб государству в размере около 8 млрд тенге. Каким образом?
Бывшие сотрудники консорциума утверждают, что ОСРП-К содержит главу – «Восполняемые затраты». Согласно содержащимся в ней положениям, практически все штрафы, социальные выплаты, спонсорская помощь региону должны быть восполнены иностранным инвесторам из республиканского бюджета. А так как бюджет страны не предусматривает выплаты компенсации в денежной форме, компании-партнеры восполняют свои затраты изъятием товарного сырья в свою пользу. Размер компенсации определяется не текущими рыночными ценами, а ценами, зафиксированными на момент подписания контракта – конец 1997 года. Из-за роста цен на углеводородное сырье за последние 15 лет компенсация восполняемых затрат в среднем в 2-3 раза больше, чем выплаты консорциума.
В результате ежегодная социальная выплата на развитие Западно-Казахстанской области в размере $20 млн наносит ущерб Казахстану на сумму $40-60 млн. Совокупные соцвыплаты за время работы проекта приблизились к $100 млн, а это означает около $300 млн убытка для бюджета. Именно поэтому прокуратура была вынуждена заблокировать выплату штрафа в пользу акимата Бурлинского района.
В случае с передачей-продажей Казахстану 10% доли в консорциуме, с большой вероятностью можно утверждать, что будет задействоваться данная схема. С ростом цен на углеводороды можно прогнозировать цену за долю в KPO B.V. в размере около $1 млрд. Так как трехлетний бюджет не планирует в расходной части подобных затрат, иностранные партнеры предложат Казахстану расплатиться натурой, т.е. оплатить 10% товарным газоконденсатом по цене 1997 года. Следовательно, десятая часть в проекте Казахстану может обойтись в $2-3 млрд в виде сырья.
Вне всякого сомнения, стратегические интересы Казахстана важнее $2-3 млрд. ОСРП-К изменить невозможно, даже попытки внести туда изменения нанесут непоправимый ущерб не только бюджету страны, но и ее инвестиционному имиджу. Если мы несем такие серьезные убытки на возврате потерянного полтора десятилетия назад, парламент и правительство независимого Казахстана просто обязаны предпринять следующие шаги. После покупки 10% в KPO B.V. долей должна управлять компания прозрачная на 100%. Разумеется, что для удобства арбитража и других действий, это должна быть фирма, зарегистрированная в голландском оффшоре. Тем не менее, крайне желательно чтобы все финансовые операции данной компании были на виду общественности, иначе мы рискуем получить новую черную дыру, куда будут уходить сотни миллионов долларов в год.
Балхашская теплоэлектростанция
Теперь рассмотрим ситуацию с подбором партнеров для строительства Балхашской ТЭС, о которой в рубрике «точка зрения» рассказывал КазТАГ.
Два партнера, выбранные ФНБ «Самрук-Казына» и правительством, оказались любопытными. У одного – KEPCO (Korea electric power corporation) – убыток на $1 млрд, который продолжает расти. У второго - Samsung C&T только сейчас выправляется, тем не менее, демонстрируя не самые лучшие показатели среди корейских строительных компаний.
Сомнительной представляется и схема строительства: привлечение инвестора без денег на стратегический проект, что может оказать влияние на выработку электроэнергии для самого населенного региона страны. Как показывает мировая практика, во избежание риска потери контроля над проектом, ценообразованием на электроэнергию и для тщательного экологического контроля проекты регионального уровня необходимо строить на государственные средства, привлекая иностранные компании как субподрядчиков или в крайнем случае как подрядчиков.
Схема, предложенная корейскими компаниями такова: большинство акций в проекте принадлежит иностранцам, которые и будут занимать средства, что грозит большими рисками и ставит под угрозу энергетику южного региона.
Как показал наш анализ, другие известные корейские компании могут строить дешевле и без потери качества.
В качестве примера приведем корейскую компанию – KDHC (Korea district heating corporation), которая также эксплуатирует ТЭС и ТЭЦ в Южной Корее. Она использует технологии централизованного отопления и кондиционирования, получаемые трансфертом из Норвегии. Начав строить на государственные и заемные средства,KDHCдо сих пор использует европейские технологии, адаптируя их под местные условия. Однако корейская сторона настояла на активном участии своих инженеров.
Для контраста необходимо упомянуть судьбу казахстанских выпускников программы «Болашак» по инженерным специальностям. Например, лично знаю казахстанского специалиста в области инженерных наук, получившего крайне востребованное образование в Малайзии. После окончания университета он должен был получить распределение в соответствующую отрасль. Лишне говорить, что работу ему пришлось искать самому. Более года.
Поэтому целесообразным представляется пересмотреть соглашение о строительстве Балхашской ТЭС, пока оно не стало реализовываться. Если при заключении ОСРП-К Казахстан был юным государством, то сейчас время взяться за ум. Следует обеспечить 80% участие казахстанских инженеров, а не сетовать на их дефицит. Возьмем смелость сказать, что республика может обеспечить необходимую долю казахстанского инженерного участия, если минобразования и науки ведет реестр по специальностям и, в частности, по выпускникам программы «Болашак».
Допустив иностранные компании до распределения подрядных контрактов и прибыли в Карачаганакском проекте, мы совершили просчет по неопытности. Повторение ошибок в случае с Балхашской ТЭС для нас теперь неприемлемо.
Спроецируем ситуацию при сохранении параметров участия в проекте «Самрук-Энерго», KEPCOиSamsungC&T.Наш прогноз следующий: после постройки ТЭС тарифы на электроэнергию вырастут на 50-70% для рядовых потребителей и на 30-40% для промышленных предприятий. Это повышение вызовет социальное напряжение в южном регионе, сорвет производственные бизнес-планы промпредприятий. Все это будет сделано ради того, чтобы оплатить убытки, которые понесли KEPCOиSamsung. Хотя корейское правительство очень внимательно к своим рядовым гражданам, а у нас повышение цен на электроэнергию приведет к массовым неплатежам, что усугубит финансовые показатели ТЭС.
Для минимизации социального эффекта от повышения цен казахстанское правительство будет вынуждено компенсировать затраты корейских компаний (привлеченный кредит плюс проценты) из бюджета. Гораздо худший сценарий, если корейские компании привлекут деньги на корейской бирже. Ведь средства, привлеченные на бирже, обходятся дороже, чем простой заем, а в свете прыгающего курса корейской воны – экономический ущерб еще не возведенному ТЭС трудно подсчитать. Ущерб, который после постройки ляжет на рядового потребителя. Потрясающая схема возврата расходов.
Вперед – в железный век
Карачаганакское соглашение и договоренности по Балхашской станции роднит одна черта - оба документа составлены иностранными специалистами, и они заложили прибыли за счет казахстанских налогоплательщиков.
Неопытность наших переговорщиков перед иностранными спецами средней руки может привести к большим финансовым потерям. Западные финансисты знают, как сказочно обогатились иностранные партнеры вKPOB.V.Это знают и казахстанские нефтяники. Ведь недаром экс-премьер Нурлан Балгимбаев признавался американским дипломатам, что «без Тенгиза не было бы Chevron». Можно предположить, что без Карагачанака, та жеBGне была бы настолько богатой, как сейчас. Кашаган – та же история. Если начало добычи нефтяные компании постоянно откладывают, это совсем не значит, что они уже сегодня не получают прибыль.
Интересную позицию выразил министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов, отвечая на вопрос об опасности превращения Казахстан в сырьевой придаток Китая.
«Нет ничего зазорного в том, чтобы быть сервисной экономикой. Надо просто честно смотреть, на какие рынки страна может поставлять свою продукцию», - сказал руководитель ведомства, который отвечает за суверенное экономическое развитие Казахстана, и который также известен золотыми словами: «Для пожарного важно вовремя уйти».
Как с таким взглядом можно развивать экономику своей Родины? Если бы такой взгляд был только у К. Келимбетова, но подобные настроения в головах у многих казахстанских менеджеров. Это умные ребята, на которых сделал ставку глава государства в конце 90-ых годов, образованные, начитанные, но неуверенные в себе и своем государстве.
Проведем историческую параллель. Когда-то предки местных народов – тюрки Ашина были не более чем «плавильщиками железа» у жуань-жуаней. Классический пример «сервисной экономики», период который удалось прервать лишь объединением племен, объявлением войны и уничтожением жуань-жуаньского господства.
Напомним, что слово сервис – происходит от словаservus, что с латыни переводится как «раб». Если наше правительство уверено, что мы будем, прежде всего, обслуживать интересы других экономик, то это ставит крест на независимом развитии нашей страны. Ведь никто из руководства Казахстана после интервью К.Келимбетова не опроверг его мнение. Получается, что высокопоставленные чиновники готовят казахстанцев на роль обслуги иностранцев. А у обслуги нет государственных интересов, а лишь интересы своего хозяина…
Расул Рысмамбетов
Казахское телеграфное агентство «КазТАГ» Время загрузки страницы 0.483 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |