Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Лишь тот заслуживает памятника, кто в нем не нуждается



Лишь тот заслуживает памятника, кто в нем не нуждается

 

Лишь тот заслуживает памятника, кто в нем не нуждаетсяНо в памятниках, в широком понимании этого слова, в первую очередь нуждаются благодарные потомки. Народ без собственной истории подобен дереву, лишенному корней, и обречен на исчезновение.

Поэтому невозможно представить Великобританию без Ричарда Львиное Сердце и Уильяма Шекспира, а нашу республику без аль-Фараби и султана Бейбарса.


Культура играет огромную роль в формировании любой нации, и во многом является залогом ее конкурентоспособности. Это своего рода духовная подпорка настоящего, способствующая развитию самосознания народа. Наше культурное наследие отражает сложный путь развития титульного этноса, ставшего центром кристаллизации казахстанской нации. Оно должно способствовать воспитанию с младых ногтей в духе уважения к прошлому страны и осознанию своего места в этом мире.

Нурсултан Назарбаев так оценил значение этого феномена: «Культура – это отражение нации, ее души, ума и благородства. Цивилизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшими огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нация становится известной».

 

Колыбель евразийства

Особенно это актуально для такой молодой нации, как казахстанская, которой всего лишь два десятилетия. И хотя эти годы по количеству судьбоносных событий, глубине внешних и внутренних изменений могут стоить иных столетий, формирование единства народа без изучения исконных корней невозможно.

Начальный этап развития нации, по аналогии с воспитанием детей, особенно важен. Рискнем предположить, что эти бурные 20 лет на долгие годы вперед определят долгосрочные тренды развития нашего общества и государства. Под руководством первого президента Нурсултана Назарбаева казахстанский народ с самого начала взял курс на создание суверенного социально ориентированного государства, в котором граждане равноправны независимо от их происхождения и религиозной принадлежности. Определяющим критерием для нас является не национальная, а гражданская принадлежность. И этот благородный и справедливый посыл уже в крови и плоти тех, кто родился и вырос в годы независимости.

Но при всем многообразии красок и оттенков культурное наследие этноса, давшего название нашему государству, история исконно казахской земли играют особую роль для создания государственной идеологии, воспитания патриотизма и гражданственности.

В духовной сфере всегда есть две равнозначные проблемы: первая – утрата своих корней и национальной идентичности, угроза превратиться, по точному определению Чингиза Айтматова, в манкуртов – людей, потерявших память. В то же время существует опасность удариться в самолюбование, мифологизацию прошлого в угоду политической конъюнктуре.

Именно поэтому следует объективно изучать свою историю и культурное наследие. Тем более что, вопреки долгое время господствовавшему евроцентристкому взгляду на историю, наш народ имеет свою культуру и не был простым статистом истории.

Как отметил Нурсултан Назарбаев: «Возможно, на нашей земле нет памятников глобального значения, подобных египетским пирамидам или Колизею, однако роль номадов в мировой истории неоспорима... С древнейших времен обширная казахская земля была культурной колыбелью и духовным остовом всего евразийского пространства. Таким образом, великая степная цивилизация, не уступающая никому по своему историческому значению, ждет дальнейшего обстоятельного исследования».

Национальная программа «Мадени мура» («Культурное наследие»), которой в этом году исполнилось семь лет, создана по инициативе Лидера Нации. Это поистине уникальный проект, который по достоинству оценят будущие поколения казахстанцев. Ему отводится громадная роль в становлении самосознания нашего единого народа. Этот проект вернет из незаслуженного забвения сотни имен славных сынов, научные произведения, памятники литературы и культуры, собранные за последние две тысячи лет!

Сверхзадача программы «Мадени мура» – не только возродить, но и приумножить и передать следующим поколениям бесценное духовное наследие наших отцов, а также сделать его достоянием мировой цивилизации.

Спектр намеченного необычайно широк: от перевода ценнейших литературных источников с арабского на кириллицу до создания туристических брендов нашей страны.

За минувшие семь лет по данной программе сделано много. Выпущены сотни томов книг, содержащих жемчужины мировой и отечественной мысли от философии до поэзии. Реставрированы десятки памятников истории и культуры, отремонтировано свыше 300 музеев и театров, получил мощный импульс отечественный кинематограф, отметившийся рядом заметных премьер. В прошлом году казахстанские театры выпустили 39 новых постановок. Среди них балет «Байтерек», «Красная Жизель» Бориса Эйфмана, опера «Тангейзер» Рихарда Вагнера, «Вишневый сад» Чехова.

Только за 2010 год проведено 40 археологических раскопок, 26 научно-прикладных исследований, реставрированы 73 памятника истории и культуры. Найдено более 5000 ценнейших архивных документов. И это только малая часть реализации национального проекта «Мадени мура». Само появление этой программы – свидетельство высокого уровня развития нашего государства, которое может позволить себе финансирование культуры, соизмеримое с золотовалютными запасами некоторых соседних государств...

 

Отец побед

И еще один важный момент – исследование отечественного культурного наследия. Ведь популяризация его в глобальном масштабе серьезно повысит международный рейтинг нашей страны. Этот аспект имеет и прямое отношение к развитию познавательного туризма в республике.

В связи с этим мне вспоминается весьма показательная история, описанная в статье «Казах, затмивший фараонов» («Экспресс К», № 119 от 30.06.2006): «В стране вечных пирамид я испытал особую гордость от своей принадлежности к казахскому роду. И причиной тому была немеркнущая память о нашем славном предке султане Бейбарсе из рода берiш, которого спустя почти 800 лет в египетских деревнях продолжают воспевать в балладах. Такой поистине всенародной любви удостоился в Египте единственный правитель. Наш предок своими добрыми делами затмил всех хваленых фараонов с их роскошными пирамидами.

Наш гид историк Закария вспоминал:

– Первый раз про султана Бейбарса я услышал, когда мне было лет шесть. Мой дед пел про подвиги Бейбарса, наигрывая на рабабе – щипковом инструменте, похожем на казахскую домбру. Уже потом, учась в школе, а после в университете, я в полной мере осознал масштаб величия этого человека, которым по праву гордятся не только казахстанцы, но и весь арабский мир.

Я спросил у него:

– У Египта одно из самых древних и богатых исторических наследий на планете. Почему же пришлый правитель, мамлюк, выходец из казахских степей, так почитаем народом и поныне?

– Бейбарс был великим полководцем и мудрым правителем. Он спас арабский мир от монголов, которые к этому времени захватили Русь и большую часть Европы и еще не знали поражений на поле боя, а также он освободил Ближний Восток от крестоносцев. Византийский историк Вильгельм Трипольский сказал: «Как полководец Бейбарс стоит в одном ряду с Юлием Цезарем».

За свои ратные подвиги его прозвали Абуль Футух (Отец Победы).

За 17 лет своего правления Бейбарс показал себя выдающимся государственным деятелем, серьезно укрепившим экономику страны и поднявшим уровень жизни народа. Отсюда и ответная любовь.

Глубоко символично, что замечательную повесть о нашем великом соплеменнике Бейбарсе «Емшан», по сути, сделавшую его казахское происхождение достоянием всего мира, написал выдающийся казахстанский мастер пера этнический еврей Морис Симашко.

Одним словом, стоило мне в Египте 2006 года только заикнуться о своем землячестве с самим Бейбарсом, как отношение ко мне становилось особым. Скажем, владелец интернет-кафе Омар, куда я часто захаживал, узнав, чей я земляк, отказался брать с меня деньги, а потом сопровождал меня по окрестным магазинам и требовал особую скидку, как земляку Бейбарса.

Наш гид Закария радуется тому, что родина великого правителя Египта за годы независимости стала влиятельной на международной арене.

И все же в то время – июнь 2006 года – состояние мечети, построенной в XII веке Бейбарсом, оставляло желать много лучшего…

Но все изменилось после визита туда главы нашего государства – выделены значительные средства для ремонта мечети в рамках «Культурного наследия». Также Казахстан выделил 4,5 млн долларов для полного ремонта мавзолея султана Бейбарса в Каире. И в этом же городе у стен мавзолея другого нашего соплеменника – великого мыслителя и философа Аль-Фараби – по личному указанию главы государства откроются исследовательские центры».

 

Это нужно живым

Возвращаясь к теме благодарной памяти потомков, я вспоминаю ту самую старенькую мечеть, которая уже стала одной из исторических святынь нашей молодой нации. В этих стенах, отправляясь выбивать крестоносцев из Яффы и Антиохии в 1268 году, он просил Аллаха ниспослать удачу ему и спасти жизни его храбрых мамлюков. Я уверен, что именно здесь он совершил последний намаз, перед тем как тайно отправиться в родные прикаспийские степи, куда его позвал крик юной девочки: «Коке!»

Думаю, и тысячи моих соотечественников, которые будут посещать отреставрированную мечеть великого полководца или мемориал Аль-Фараби в Дамаске, будут испытывать те же чувства гордости за свой народ. Как замечательно написал Роберт Рождественский: «Это нужно не мертвым, это нужно живым».

И еще о важном аспекте этой проблемы. Мы, казахи, в своем подавляющем большинстве исповедуем ислам в форме суфизма с «номадским лицом», который привнес в наши степи Ходжа Ахмед Яссауи почти тысячу лет назад. Причем Яссауи был настоящим поборником религиозной толерантности. Поэтому эта форма ислама органично уживалась все это время с традициями казахов и никто не мог ни огнем ни мечом заставить казахов верить во Всевышнего иначе.

Например, мы свято верим в аруахов – духов наших предков. Строго говоря, это является проявлением язычества. Современные ортодоксы ислама считают это нашим недостатком и требуют придерживаться «правильной веры». Но религия – это только часть нашей культуры, пусть и очень важная, и отход от исконных народных традиций во имя «правильной веры» – это по сути утрата своей национальной самобытности. Мировая история показывает, что забвение своего культурного наследия непременно порождает слепое подражание чужим обычаям и нравам, щедро экспортируемым иностранными эмиссарами. Как уже ставшие притчей во языцех «исламские» бороды, платки и «ближневосточные шорты».

А я верю, что аруах Бейбарса, прозванного подданными Абуль Футух – Отец Победы, будет доволен, увидев, каким сильным и уважаемым государством стала его родина, куда он вернулся, будучи в зените своего могущества и славы, добровольно оставив трон и богатства. И как его родина умеет чтить память своих сынов, прославивших ее на века. А значит, все это было не напрасно.

И быть может, современный казахский мальчик, стоя у стен мавзолея Бейбарса, скажет ему с гордостью и благодарностью: «Коке!»

 

Бек Аргынов, Астана

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 12
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.723 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>