Напомню, что первый глобальный системный кризис действительно повлиял на Казахстан. Во-первых, в августе 2007 года он не оставил больше возможностей нашим банкам и предпринимателями жить в кредит на фоне кризиса ликвидности. Во-вторых, к концу I квартала 2008 года он резко проявил себя в виде обесценивания тенге и показал всю импортированную к нам за предыдущие годы нефтедолларовую инфляцию на фоне повышения мировых цен на продовольствие. В-третьих, в начале 2009 года он принудил нас к снижению обменного курса тенге по отношению к доллару и евро на фоне затянувшегося понижения цен на нефть, металлы и иное сырье. |
Сегодня никто не знает точно, насколько и с какими последствиями девальвация повлияет на дальнейшую долларизацию нашей экономики и инфляцию тенге. К тому же отсутствие диверсификации и сбалансированности экономики по отраслям в условиях давления нефтедолларовой массы сыграло с нами злую шутку: рост финансовых активов стал, как и во всем мире, самоцелью государства и банков.
А внешние займы и добываемая нефть превращались не в заводы и фабрики, а в зарубежные ценные бумаги, офшорные счета, торговые площади и пирамиду недвижимости.
Наша главная текущая проблема по-прежнему – внешние долги банков. Вхождение государства в капитал банков – одна из правильных форм решения этой проблемы, но дорогая, так как ведет к принятию на себя очевидного риска дефолта банков.
Сегодня мы видим, что обрушение пирамиды недвижимости сдерживается нашими банками. В условиях неразвитости реального сектора экономики это оправданно, иначе кризис может превратиться в крах. Но долго это продолжаться не может. Иначе оборот в экономике вообще и на рынке недвижимости в частности так и не начнется, что «смерти подобно» в кризисных условиях.
Удастся ли нам сделать это без резких последствий для качества банковских активов – вот ключевой вопрос. Доверие к банкам как важнейшее условие рыночного механизма надо сохранять любой ценой. Если люди не будут хранить деньги в банках, банки просто не будут кредитовать экономику.
Сегодня нами возрождается на самом высоком уровне архаичный принцип «долговых тюрем и ям», а мы, наоборот, должны защищать гражданский принцип ограниченной ответственности, в том числе и от криминала. Без этого люди будут бояться заниматься бизнесом, бояться уголовной ответственности за свою деловую активность.
Государство должно жестко пресекать любые нарушения общественного порядка со стороны депозиторов и дольщиков. Чтобы делать это с большим моральным правом, государство может в полной мере гарантировать всем людям возможные потери по депозитам и по долевому участию, на которые они шли сами с открытыми глазами, о чем неоднократно говорил президент страны.
Если оставшуюся после этих мер часть Нацфонда послать через Казахстанскую ипотечную компанию, а не через банки, на финансирование ипотеки на символических и мощно рекламируемых условиях, оживет рынок недвижимости и угроза хаотичных банкротств постепенно «рассосется».
И вот тогда появится смысл поддерживать малый и средний бизнес, банки, застройщиков, а также выкупать недооцененные казахстанские и российские акции.
При этом, нельзя ни при каких условиях повышать тарифы естественных монополистов в течение хотя бы пяти лет.
В настоящее время в нашей стране реализуется План совместных действий правительства, Нацбанка и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы. Необходимо признать его своевременность и действенность по целям и содержанию. Если Казахстан реализует этот план, то выйдет из кризиса многократно усиленным по отношению к новому и многополярному посткризисному миру.
Но если Казахстан погрязнет в пучине социальной деградации и этот план будет плохо или не будет совсем реализован, то республика так же легко потеряет свою независимость, как и приобрела.
Канат НУРОВ, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.255 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |