Чиновник может подписать себе приговор, если его решение нарушает антикоррупционное законодательство Одним из важных инструментов реализации Стратегии защиты от коррупционных преступлений в Казахстане является действующая при Президенте РК Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией. Противостоять такого рода деяниям на региональном уровне призваны дисциплинарные советы при Агентстве по делам государственной службы. С какими же сложностями в своей работе сталкиваются эти органы? |
Статья 12 Закона «О борьбе с коррупцией» регламентировала правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них. Но на практике возникает ряд проблем при применении вышеуказанной статьи.
К примеру, законодатель указывает, что неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решение иных входящих в их компетенцию вопросов относится к коррупционному правонарушению. Получается, в случае, если государственный служащий дважды даст несвоевременный ответ по обращениям граждан, необходимо привлекать его к дисциплинарной ответственности. При этом на него в органах правовой статистики выставляется статистическая карточка сроком на три года и в качестве ответственности применяется понижение в должности либо предупреждение о неполном служебном соответствии.
Как мы видим, законодатель предусмотрел достаточно жесткий вид наказания, но не регламентировал состав проступка, и в этой связи многие государственные служащие зачастую привлекаются к ответственности.
Если более широко подходить к трактовке значения слова «коррупция», то согласно статье 2 Закона «О борьбе с коррупцией» под этим деянием понимается не только принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции. Участниками коррупционных правонарушений также могут быть признаны лица, приравненные к ним, которые действуют с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иным способом применяют свои полномочия для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им указанных благ и преимуществ.
Как нетрудно заметить на примере о нарушении порядка рассмотрения обращений граждан, возникает коллизия при применении значения слова «коррупция». На мой взгляд, необходимо более четко разграничить правонарушения, создающие условия для такого рода проступков.
Также не конкретизированы требования статьи 12 Закона, то есть деяния, квалифицируемые как правонарушения, создающие условия для коррупции. Ведь под определение «оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений» или «оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности» можно подвести практически все что угодно. Возникают разночтения и по поводу определения «принятие решения». Им, как правило, считается подпись госслужащего или должностного лица в актах, протоколах и других документах. Но так ли это на самом деле?
Правонарушения общественно вредны и тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против господствующих общественных отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности. Из сказанного вытекает, что деяния, которые по своим свойствам не способны причинить вред общественным отношениям, ценностям общества и отдельной личности, ее правам и интересам, не создают угрозы правопорядку в целом или не подрывают правовой режим в той или иной сфере общественной жизни, не могут и объективно не должны признаваться правонарушениями. На практике же получается, что в погоне за показателями по борьбе с коррупцией большая часть правонарушений расценивается как злоупотребление служебным положением.
Так, практика применения Закона РК «О борьбе с коррупцией» показывает, что чаще всего возникают вопросы при применении статей 3 (субъекты правонарушений, связанных с коррупцией) и 12 (правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них).
Совершение коррупционного правонарушения влечет за собой ряд последствий, которые ограничивают гражданина в его правах. Например, статья 10 Закона РК «О государственной службе» запрещает поступать на госслужбу лицам, которые в течение трех лет перед поступлением на государственную службу привлекались к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, за исключением дисциплинарного взыскания в виде увольнения; на которых в течение года перед поступлением на государственную службу налагались в судебном порядке административные взыскания за умышленное правонарушение; на которых в течение трех лет до поступления на государственную службу налагались в судебном порядке административные взыскания за совершение коррупционного правонарушения; совершившие коррупционное преступление; уволенные с работы за совершение коррупционного правонарушения.
Поэтому последствия совершения коррупционных правонарушений серьезно сказываются на будущей карьере государственного служащего. Также Указом Президента «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» внесена норма, регламентирующая персональную ответственность непосредственных руководителей государственных служащих, совершивших коррупционные правонарушения.
А в январе этого года законодатель еще более ужесточил ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, какого-либо из указанных в статье 12 Закона «О борьбе с коррупцией» деяний, влечет понижение в должности, а в случае отсутствия вакантной нижестоящей должности – предупреждение о неполном служебном соответствии. Кроме того, может быть применено такое наказание, как увольнение с должности или прекращение выполнения государственных функций в установленном законом порядке, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
Коррупция – социальное зло, с которым необходимо бороться на постоянной основе. Законодатель должен четко регламентировать состав коррупционного проступка, чтобы не допускать необъективной ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения.
Сайт газеты «Вечерний Алматы»
Время загрузки страницы 0.258 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |