Проблемы профилактики подростковой преступности и правоприменительной практики при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Важнейшим шагом на пути обеспечения прав ребенка в Казахстане , стало создание специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних (ювенальные суды), которые с февраля 2012 года образованы во всех областных центрах и отдельных крупных населенных пунктах. Создание специализированных судов по делам несовершеннолетних способствовало более тщательному исследованию материалов дел в отношении несовершеннолетних и обеспечило ожидаемые подходы при разрешении споров и рассмотрении дел о правонарушениях и преступлениях. Однако следует отметить, что Казахстан, так же как и другие страны, столкнулся с «обратной стороной» смягчения уголовно-правовой ответственности несовершеннолетних лиц, а именно с рецидивом правонарушений. При этом, как показывает практика, большую часть повторных правонарушений совершают несовершеннолетние из так называемых «неблагополучных семей» и несовершеннолетние с различными психическими расстройствами, не исключающими их вменяемости. Анализ ситуации с детской и подростковой преступностью на территории Костанайской области свидетельствует о необходимости применения дополнительного ряда мер как в области профилактики, так и по защите их прав и законных интересов. В частности на уровне законодательных актов необходимо определить условия и порядок отбывания наказания несовершеннолетними осужденными, в том числе осужденными к ограничению свободы. На сегодняшний день служба пробации, осуществляет контроль за отбыванием наказания несовершеннолетними на общих основаниях с совершеннолетними лицами. При этом не на должном уровне учитываются особенности личности несовершеннолетних, условия их жизни и воспитания, уровень их психического развития, и другие особенности. При осуществлении контроля за несовершеннолетними осужденными служба пробации должна активно взаимодействовать с сотрудниками ювенальной полиции, педагогами-психологами и социальными педагогами общеобразовательных учреждений, в которых обучается несовершеннолетний осужденный, а также органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего. К сожалению, на сегодняшний день такое взаимодействие происходит не на должном уровне. Необходимо на законодательном уровне четко закрепить задачи и функций государственных органов, ответственных за исправление и реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей, профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних. Это будет способствовать повышению ответственности должностных лиц за результаты работы с несовершеннолетними. Как уже было сказано, подавляющее большинство правонарушений, в том числе и повторных правонарушений, совершают несовершеннолетние, имеющие определенные психические и поведенческие расстройства поведения. На сегодняшний день в каждой области функционируют Коррекционные школы-интернаты, но там обучаются несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, либо несовершеннолетние родители которых ограничены или лишены родительских прав. Полагаем, что на базе таких Коррекционных школ-интернатов, возможно создание специализированных отделений (групп), куда по направлению (заключению) психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей или иных законных представителей, можно было бы временно определить несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами или заболеваниями и склонными к совершению правонарушений. При определении и несовершеннолетних в такие коррекционные организации образования должен соблюдаться «принцип добровольности», что будет значительно отличаться от существующей на сегодняшний день практики направления несовершеннолетних в специальные организации образования (далее – ССО), которых на сегодняшний день в республике действует всего восемь. Как показали результаты проверки, которую в текущем году провела Генеральная прокуратура Республики Казахстан, в деятельности ССО обнаружены многочисленные нарушения и недостатки. На мой взгляд, самым главным недостатком ССО является отрыв несовершеннолетнего от семьи, тогда как при временном помещении несовершеннолетних с девиантным поведением в коррекционные школы-интернаты по месту их жительства, такой проблемы бы не было. Как отмечают детские психологи, при проведении коррекционной работы с такой категорией несовершеннолетних очень важно участие семьи, чтобы родители могли навещать своего ребенка, а у ребенка была бы возможность в выходные или каникулярные дни посещать свою семью. Полагаю, что создание таких школ-интернатов в каждом областном центре, либо создание специализированных отделений (групп) на базе уже действующих коррекционных школ-интернатов, позволило бы значительно снизить как количество правонарушений совершаемых несовершеннолетними, так и количество правонарушений совершаемых в отношении них. При этом следует отметить, что второй вариант, не потребует выделения дополнительных бюджетных средств. Это возможно предусмотреть, в том числе, и в рамках Общенационального плана мероприятий по укреплению семейных отношений, морально-этических, духовно-нравственных ценностей в Республике Казахстан на 2015-2020 годы. Определенные проблемы возникают и при применении норм новой редакции Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК), который был введен в действие с 1 января 2015 года. Так, согласно части 7 статьи 81 УК, несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой тяжести или преступление средней тяжести, не связанное с причинением смерти, лишение свободы не назначается. В целом полагаем эту норму правильной и соответствующей сути ювенальной юстиции. Вместе с тем, данная декларативная норма не позволяет судьям специализированных судов по делам несовершеннолетних назначать наказание в виде лишения свободы несовершеннолетним, которые совершают уголовные проступки и преступления небольшой и средней тяжести на систематической основе, при этом не встают на путь исправления и не реагируют на меры профилактического воздействия. С этой проблемой Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Костанайской области столкнулся в текущем году при рассмотрении уголовных дел в отношении группы несовершеннолетних, которые только на территории города Костаная совершили более 50 угонов транспортных средств и краж чужого имущества. Все совершенные ими преступления, относятся к категории преступлений средней тяжести. В настоящее время в отношении указанных несовершеннолетних проводится досудебное расследование ещё по более чем 20-ти эпизодам угонов и краж чужого имущества. При этом следует отметить, что в прежней редакции УК, часть 7 статьи 79, был предусмотрен запрет на назначение наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним, впервые совершившим преступление средней тяжести. То есть была предусмотрена возможность назначения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним, которые систематически совершают преступления и не реагируют на более мягкие виды наказании, либо меры воспитательного воздействия. При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, которые систематически совершают преступления и не встают на путь исправления, суд также не может использовать нормы УК, позволяющие применить к такой категории несовершеннолетних принудительную меру воспитательного воздействия в виде помещения в организацию образования с особым режимом содержания. До последнего времени на территории страны функционировала лишь одна организация образования с особым режимом содержания, которая находилась на территории Восточно-Казахстанской области. По информации Управления образования акимата Восточно-Казахстанской области, данная организация образования с февраля 2015 года находится на стадии ликвидации и не осуществляет прием несовершеннолетних. С аналогичными проблемами в своей практике сталкиваются и суды по делам несовершеннолетних других регионов страны. Поэтому полагаю целесообразным вернуться к прежней редакции УК, в части назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы. В заключение хотелось бы ещё раз отметить, что создание специализированных судов по делам несовершеннолетних уже оправдало себя. Об этом свидетельствует анализ правоприменительной практики по вопросам назначения наказания. Так, в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, количество осужденных ювенальными судами несовершеннолетних сократилось на 33%. Число оправданных ювенальными судами лиц увеличилось почти в три раза с 39 до 115. Каждое второе дело прекращено производством, в том числе с применением примирительных процедур. На 7,3% возросло количество дел, оконченных в порядке медиации (12% против 4,7% в 2013 году). Это значительно более гуманная практика по сравнению с практикой общих судов по рассмотрению уголовных дел. Вместе с тем, настала пора реализации следующего этапа ювенальной юстиции, а именно создание специальных служб, которые бы производили дальнейшую реабилитацию несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. Успешно реализуемая в ряде стран практика внедрения указанных служб показывает, что содержание их деятельности может составлять: получение первичной информации о несовершеннолетнем, совершившем правонарушение; знакомство с несовершеннолетним, его семьей и окружением, условиями жизни и развития, выявление социальных проблем; проведение индивидуальной профилактической работы в отношении родителей или заменяющих их лиц; оказание помощи несовершеннолетним в решении проблем с окружающим его социумом; содействие в трудовом и бытовом устройстве, организации досуга; содействие в направлении в медицинские учреждения; составление и представление в суд заключения по результатам социально-психологического исследования с указанием причин и условий, способствовавших совершению преступления, возможности их устранения и программой социальной реабилитации несовершеннолетнего; осуществлением социального патронажа. Жолдыбай Метаев, судья Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Костанайской области (фото dailynews.kz) |
Время загрузки страницы 1.102 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |