В последние годы совершенствуется в сторону гуманизации уголовное законодательство. Принимаются новые законы, изменяется система наказаний, вводятся различные новшества, хорошо зарекомендовавшие себя в развитых странах мира. И не последняя роль в разработке новых законов отводится МВД. О работе, проводимой в этом направлении, и о том, чего уже удалось достигнуть, корреспонденту «Известий-Казахстан» Владимиру Демидову рассказал первый заместитель министра внутренних дел РК генерал-майор полиции МАРАТ ДЕМЕУОВ. – Казахстан в течение последних двадцати лет сформировал достаточно эффективную систему защиты конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств. Приоритетные направления развития правовой политики на различных этапах определялись Государственной программой правовой реформы, принятой в 1994 году Концепцией правовой политики Республики Казахстан, утвержденной в 2002 году, и задачами, вытекающими из ежегодных посланий главы государства народу Казахстана. |
В послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» президент страны определил новые направления развития уголовной политики. В рамках реализации Концепции правовой политики на период с 2010-го по 2020 год большое внимание уделено развитию правоохранительной системы, изменению приоритетов в работе правоохранительных органов от репрессивно-карательных мер к охранно-защитным, профилактике и предупреждению правонарушений.
В прошлом году в рамках реформирования правоохранительной системы приняты различные нормативные правовые акты. Кроме того, решено продолжить гуманизацию законодательной базы страны, повысить качество уголовных законов. И МВД совместно с представителями других правоохранительных структур принимает активное участие в разработке и реализации новых, усовершенствованных законов.
К примеру, 4 декабря 2009 года был принят Закон об упрощенной форме досудебного производства по уголовным делам небольшой и средней тяжести. В январе этого года законодательно расширена сфера применения упрощенного порядка расследования дел на преступления, относящиеся к категории тяжких, совершенные в условиях очевидности. Суть заключается в том, что уголовные дела указанных категорий в десятидневный срок через органы прокуратуры передаются в суд, если подозреваемый полностью признает свою вину и есть неопровержимые доказательства его вины. Суд в открытом заседании исследует обстоятельства совершенного преступления с участием прокурора, адвоката, подозреваемого, потерпевших, которые представляют свои доказательства и доводы.
Кроме того, по делам упрощенного досудебного производства введен один из элементов так называемого института «сделки с правосудием». То есть по фактам, где имеются признаки упрощенного досудебного производства, человеку, привлекаемому к уголовной ответственности, разъясняется, что в случае расследования дела в упрощенном порядке размер наказания не может превышать половины наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за данное преступление. С момента принятия этого закона органами внутренних дел, окончено в порядке упрощенного досудебного производства 8827 уголовных дел, или каждое пятое направленное в суд дело.
– Насколько мне известно, сейчас некоторые преступления, за которые раньше предусматривалась уголовная ответственность, переведены в разряд административных правонарушений. А такой меры пресечения, как содержание под стражей, полицейские теперь и вовсе стараются избегать. Не могли бы вы рассказать об этом поподробнее?
– Действительно, в рамках гуманизации уголовного законодательства в начале нынешнего года вступили в силу ряд законов, которыми внесены изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РК, а также Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. Декриминализированы преступления, не представляющие большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение. В целях предупреждения повторного совершения некоторых деяний вводится институт административной преюдиции. То есть человек может быть привлечен к уголовной ответственности, если совершит аналогичное неправомерное деяние в течение года с момента наложения административного взыскания за такое же административное правонарушение. Ожидается, что тем самым действенность мер по профилактике правонарушений увеличится, в особенности когда речь идет о бытовом насилии и сфере общественного порядка. Санкции отдельных статей УК РК, предусматривающих уголовную ответственность за экономические преступления, дополняются альтернативным видом наказания – штрафом. Регламентирован и порядок освобождения лиц от уголовной ответственности в связи с примирением сторон и возмещением причиненного ущерба.
Также снижены сроки лишения свободы по отдельным составам преступлений, а по некоторым деяниям небольшой тяжести данный вид наказания вообще не применяется. Арест как вид наказания также исключен из системы наказаний уголовного законодательства. Законом изменены основания применения такой строгой меры пресечения, как содержание под стражей. Арест по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести допускается применять только в исключительных случаях. Все это позволит сократить количество арестантов как минимум на треть.
Внесенными изменениями в Уголовно-исполнительный кодекс предусмотрено право использования электронных средств слежения за людьми, осужденными условно или приговоренными к ограничению свободы, освобожденными условно-досрочно. Виды средств слежения будут определены правительством. Их внедрение предполагается по мере создания необходимых условий, но не позднее 2014 года. Возможно, будет взят на вооружение опыт Швеции, где осуществляется интенсивный надзор с применением электронного мониторинга. То есть на лодыжке человека, за которым установлен надзор, закрепляется манжет со специальным передатчиком, направляющим радиосигналы на компьютер в офисе управления исполнения наказания. В его базу данных заложен режим для каждого поднадзорного: учеба, работа, дом, маршруты передвижения и так далее. Если человек нарушает свое расписание, то сразу срабатывает сигнализация.
– Но если уж для взрослых преступников предусмотрено столько послаблений, то как же обстоят дела с несовершеннолетними?
– Основной упор делается на применение к несовершеннолетним мер наказаний, не связанных с лишением свободы. Скажем, предусмотрено их освобождение от уголовной ответственности и наказания за совершение преступлений небольшой тяжести. Избежать уголовного преследования могут и те, кто совершил преступления средней тяжести, если установлено, что исправление подозреваемого возможно и без этого. Кроме того, расширена возможность назначения несовершеннолетним условной меры наказания и за тяжкие преступления с направлением их в организации образования с особым режимом содержания.
Также в целях гуманизации внесены изменения, устанавливающие возраст привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности. При совершении подростками преступлений против чужого имущества уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста только при совершении преступлений с квалифицирующими признаками, установленными законом. То есть при совершении не простой кражи, грабежа или вымогательства, а при совершении их группой лиц, неоднократно, с незаконным проникновением в помещения и другими отягчающими обстоятельствами.
Предусмотрена и возможность освобождения юного преступника от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим за совершение тяжкого преступления. Но только если оно совершено им впервые, не связано с причинением смерти или тяжкого вреда здоровью. При этом к подростку будут применены принудительные меры воспитательного воздействия.
Что же касается наказания педагогов и взрослых, которые совершили преступления против несовершеннолетних, то здесь закон, напротив, ужесточен. В качестве дополнительного вида наказания кроме лишения свободы к ним применяется еще и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от десяти до двадцати лет.
– Сейчас в обществе довольно активно обсуждается такое новшество в судебной практике, как медиация. Не могли бы вы рассказать, что собой представляет это нововведение и какие цели преследует?
– Принятие в январе этого года закона «О медиации» является еще одним важным направлением оптимизации досудебного производства. Медиация – это процедура, при которой конфликтующие стороны, чтобы достичь взаимоприемлемого решения по спорному вопросу, по добровольному согласию привлекают третье незаинтересованное лицо – медиатора. В рамках уголовного судопроизводства пострадавшему и правонарушителю предоставляется возможность с помощью беспристрастной третьей стороны принимать активное участие в разрешении проблем, возникших в результате преступления небольшой или средней тяжести. Медиация, по сути, имеет антикоррупционную направленность, поскольку это процесс, который контролируют сами стороны.
Мировая практика дает нам множество примеров законодательного закрепления медиации. Соответствующие акты приняты в США, Австрии, Германии. Европейская комиссия утвердила Кодекс медиатора, а Евросоюз издал ряд директив, регулирующих деятельность медиаторов. Посреднические процедуры, в частности медиация, как инструмент разрешения внутренних споров традиционно широко распространены в Японии, Гонконге, Китае, Корее. Из стран СНГ Закон о медиации принят в России, Молдове и Белоруссии.
Медиация в Казахстане призвана вывести страну на новый уровень в разрешении споров, бороться с правовым нигилизмом, развивать правосознание граждан. Ожидается, что закон сократит количество рассматриваемых дел на досудебной стадии и в суде. Существенно разгрузив органы уголовного преследования и суды, позволит им сосредоточиться на действительно сложных делах. К слову, закон «О медиации» вступил в действие буквально три недели назад – пятого августа. В нем раскрывается понятие примирительных процедур (медиации), установлены его основные принципы, сфера применения, гарантии примирительных процедур, правовой статус медиаторов, требования, предъявляемые к медиаторам, правила проведения примирительных процедур, оплата деятельности медиаторов и так далее. Для достижения эффективного применения медиации на практике Министерство внутренних дел проводит разъяснительную работу среди личного состава и в обществе.
Владимир Демидов
Сайт газеты «Известия-Казахстан» Время загрузки страницы 0.220 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |