Шестнадцать лет назад - 30 августа 1995 года - по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на республиканском референдуме был принят новый Основной закон страны. Как известно, при разработке Конституции за основу была взята французская модель, предполагающая сильную президентскую власть. О преимуществах данной модели, ее влиянии на развитие страны в беседе с корреспондентом Казинформа рассказал эксперт Европейского института международных отношений Пьер-Эммануэль Томанн. |
- Господин Томанн, по Вашему мнению, какую роль сыграла Конституция в становлении Казахстана как независимого государства?
- Я думаю, что Конституция Казахстана, которая взяла за основу французскую модель, способствует развитию вашей страны. Надо сказать, что каждая страна должна иметь свой путь развития, принимая законы на основе Конституции. В то же время необходимо сравнивать различные мировые модели, чтобы взять лучшее в каждой из них, что и было сделано вашей страной.
Время показало, что подобная модель стала наиболее приемлемой для Казахстана, поскольку позволила обеспечить политическую стабильность, общественное согласие, экономическое развитие государства, а также гарантировать эффективную защиту прав и свобод граждан.
- А почему, по Вашему мнению, Казахстану подходит именно французская модель Конституции?
- Французская конституция была принята в очень сложные времена. В тот период страна переживала деколонизацию, а также нуждалась в реконструкции и решении множества проблем после Второй мировой войны. Нам была необходима пирамидальная структура власти, чтобы решить имеющиеся сложности.
В свою очередь, ваша страна, получившая независимость в 1991 году, также находилась в сложном переходном периоде. Казахстан должен был построить сильное национальное государство, либерализовать экономику. Все это нужно было делать в условиях международной нестабильности и в эпоху мультиполярного мира. В результате, Казахстан сделал правильный выбор, взяв за основу французскую модель конституции, которая основана на президентской форме правления.
- Каковы преимущества президентской формы правления?
- Надо сказать, что президентская форма правления - это символ объединения страны. Единое национальное государство легче представлять на международной арене. Кроме того, в переходный период во время проведения всесторонних реформ страна сталкивается со многими проблемами, которые можно решить только при наличии сильной централизованной власти, что позволяет быстро реагировать в условиях меняющейся обстановки. То есть лучше делать это, когда государство сильное. Даже когда некоторые вопросы можно решить на местном уровне, в переходный период нужна централизация. Поэтому я думаю, что казахстанская Конституция с сильным президентским правлением более подходит Казахстану.
Кроме того, Основной закон олицетворяет то, чем государство намерено стать в будущем. Я считаю, что Конституция, в которой имеется такой объединяющий фактор, как Президент, - означает, что страна намерена играть большую роль в мировой политике и быть признана на международной арене.
- По Вашему мнению, нужно ли в дальнейшем вносить изменения в Конституцию?
- Я думаю, Конституция должна быть как можно более компактной, поскольку должна быть читаема, чтобы люди четко понимали ее цели и задачи. После того, как принят Основной закон, дальнейшие изменения и адаптация к меняющейся обстановке должны осуществляться на основе вторичного права. По моему мнению, Конституция должна быть как можно более стабильна, поскольку она представляет собой идентичность страны. Если ее постоянно менять, вы можете потерять свою идентичность и дестабилизировать политическую ситуацию в стране.
- На ваш взгляд, возможно ли в Казахстане изменение формы правления - с президентской на парламентскую, или необходимо продолжить нынешний путь?
- Это решение будет принимать народ Казахстана. Однако я не думаю, что вы захотите менять Конституцию. В соответствии с вашей геополитической системой, у вас очень большая по площади страна, в которой проживают очень много меньшинств. Если вы поменяете форму правления на парламентскую, децентрализуете систему, вы столкнетесь с множеством вызовов, в том числе - с угрозой единству страны. К примеру, мы во Франции в 1950-е годы создавали национальное государство с сильной центральной властью. Есть политики, которые хотят вернуться к парламентарной системе, но их не поддерживает народ, потому что знает, что это изменит индивидуальность страны. У вас, я думаю, то же самое.
Димаш Сыздыков
Национальное информационное агентство «КазИнформ» Время загрузки страницы 0.219 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |