Так считает известный общественный деятель, член союза журналистов Казахстана, доктор экономических наук Атамурат Шаменов. По его исследованиям, 12 ноября 1246 года третий преемник Чингизхана Гуюк отдал ответное письмо Папе Инноченцо IV на языке фарси «Бог царствует на небесах, а Гуюк царствует на земле». Оригинал этого письма с монгольской императорской печатью был найден в Ватикане в 1922 году. Он может, полагает автор, с полным правом считаться первым документом, пронесенным через территорию Казахстана в Европу дипломатической почтой того периода, сообщает Zakon.kz. Много лет назад мне в Женеве один мой знакомый, сотрудник учреждения ООН, итальянец Леон-Мария Мишо вручил авторский материал «Путешествие к татарам монаха Джованни да Пиан дель Карпине - первый контакт в области культуры между Италией и Казахстаном» и попросил по возможности опубликовать в Казахстане. В свое время я передал материал одному из руководителей Академии наук Казахстана, однако он не был опубликован. В ходе подготовки к 100- летнему юбилею отца, кстати, проработавшего до войны начальником Каракеткенской почты в Кызылординской области, я вспомнил об этом письме и нашел его в семейном архиве. Прочитав внимательно эти материалы, решил поделиться с общественностью с интересной и неоднозначной информацией, так как это был период расцвета Татаро-Монгольской империи. Первый контакт в области культуры между Италией и Казахстаном имел место еще в 1246 году, когда францисканский монах Джованни да Пиан дель Карпине предпринял путешествие в Монголо-Татарию в качестве посла Папы Инноченцо IV. В то время это были две сверхдержавы: Святая Римская Империя, во главе которой стоял король Сицилии, и император Германии Федерико II и Татаро-Монгольское ханство, которой временно правила Туракина, вдова Великого хана Огадая. Огромная империя простиралась от Китайских морей до Адриатики, от Сибири до Индии. Высокое военное искусство татар-монголов после завоевания Китая, представляло серьезную угрозу для Европы. 9 апреля 1241 года западные армии были полностью разгромлены в Легнице в Силезии сильной монгольской армией, перед которой в результате открылся путь на Моравию, Венгрию и Фриули. Запад был в то время раздираем конфликтами, с одной стороны, из-за борьбы между Папством и Федериком II за управление Сицилией и, с другой стороны, из-за действий оппозиции коммун Ломбардийской Лиги. Такова была ситуация в мире накануне Лионского совета, созванного для отлучения от церкви Федерико II. Папа Инноченцо IV решил назначить посла для передачи письма Великому хану в Каракоруме. Выбор пал на францисканского монаха Джованни да Пиан дель Карпине. Монах Джованни выехал из Лиона 16 апреля 1245 года и после медленного путешествия по Бреславии, Легницу и Краковии приехал в Киев только в конце января 1246 года, преодолев за 300 дней всего тысячи км. Переправившись через Волгу (Итилия или Ра) в Життерхане (Астрахань), продолжили свой путь по левому берегу Ахтубы и достигли Старого Сарая (около селения Селитренное), столицу Золотой Орды хана Батыя 4 апреля 1246 года. Преодолев дельту Волги, путешественники попали на территорию современного казахского района Атайро (Гурьев, Атырау), и 16 апреля достигли реки Яик (Урал), вероятнее всего, в районе Сарранко (Сарайшык). Переправившись через реку Яик, путешественники оказались на территории канжитов, скотоводов-кочевников, живших в переносных юртах. Им понадобились 20 дней для того, чтобы пересечь болотистую низину озера Индер, и 8 дней, чтобы пересечь пустынную зону на севере озера Арал. Таким образом, 16 мая 1246 года, пройдя через Баршин (Казалинск), путешественники пришли в Джанкинт (Форт Перовск, Ак Мечеть, Кызылорда), расположенного на рукаве реки Джанадарья, в свое время соединявшего Сырдарью и Амударью. Вдоль Сырдарьи он дошел до мифического города Отрара, который полностью был разрушен монгольским войском в 1218-1221 годы. После Отрара путешественники продолжили свой путь по классическому «шелковому пути» по долинам рек Талас и Чу через Сайран (Шымкент) и Талас (Аулие Ата, Джамбул). 16 июня они покинули долину реки Чу и перебрались в долину реки Или, вероятнее всего, через перевал Кастек. Что касается дальнейшего пути монаха Джованни, то нет сомнений в том, что он прошел через Алдматы до Илибалыка (Илийское, Капчагай). После он продолжая путь через Копал между озерами Сасыкколь и Алаколь, по долине доходит до Чугучака и затем до Омил, который был резиденцией императора Огодея. Существует и другой маршрут в Омил, через Джаркент (Панфилов). По какому маршруту прошли путешественники, нужно проверить, организовывая современный итальяно-казахстанский туристический маршрут. Таким образом, преодолев больше 6 тысячи км, путешественники пришли 22 июля 1246 года в Сиру ко двору монгольских императоров вблизи Каракорума. Из-за плохой погоды курултай по избранию Гуюка третьим преемником Чингизхана был отложен на 24 августа. После выборов монах Джованни торжественно вручил Гуюку письмо Инноченцо IV. 12 ноября Гуюк отдает ответное письмо Папе на языке фарси «Бог царствует на небесах, а Гуюк царствует на земле». Оригинал этого письма с монгольской императорской печатью был найден в Ватикане в 1922 году. Он может с полным правом считаться первым документом, пронесенным через территорию Казахстана в Европу дипломатической почтой того периода. В 1939 году на Конгрессе ВПС в Буэнос-Айресе было предложено ежегодно праздновать 9 октября как «День ВПС», поскольку в этот день в 1874 году был основан ВПС, однако это решение не вступило в силу. Аналогичное решение было принято на XVI Конгрессе ВПС в Токио (Япония) в 1969 году. Как международный праздник, День ВПС был впервые отмечен в 1970 году. На Конгрессе ВПС в Гамбурге в 1984 году название «День ВПС» было изменено на «Всемирный день почты». Ранее XIV конгрессом ВПС, состоявшимся в 1957 году в Оттаве (Канада), было решено организовать ежегодную Неделю письма — в неделю, на которую приходится 9 октября, то есть Всемирный день почты. В России Указом Президента Российской Федерации в 1994 году был учреждён праздник — День российской почты, отмечаемый во второе воскресение июля. Однако в Казахстане у многотысячных работников почтовой связи нет своего профессионального праздника, они довольствуются Всемирным днем почты. Хотя в Казахстане отмечают «День бармена», «День секретаря», «День веб мастера», «День системного администратора», «День тестировщика», «День дизайнера-графика», «День программиста». Кроме казахстанского, существует «Международный день секретаря», это видимо, от всемирной любви боссов своих секретарей. Также обозначен «День фрилансера», это день внештатных сотрудников. Такой праздник в нашей стране будет весомым, если туда причислить свыше 2 млн. самозанятых и гастербайтеров, только каждому из них нужно будет довести значения слова «фрилансер». Здесь как раз пригодилась бы услуга электронной почтовой связи. Кстати, в списке профессиональных праздников я не нашел праздник штатных работников, т.е. государственных служащих. Вообще-то, для моральной поддержки казахстанцев официальное утверждение различных профессиональных праздников не мешало бы. Поэтому 12 ноября 1246 года можно было бы считать началом почтовой деятельности на территории наших предков в составе той, ныне исчезнувшей, империи.И эту дату можно было бы обозначить как профессиональный праздник - «День первой почты Казахстана» и достойно отметить среди сотрудников почтовой службы страны. И еще. В 2009 году к празднованию дня почты нашего северного соседа присоединилась крупнейшая в России почтовая система Mail.Ru. Почему бы к почтовому празднику не присоединиться популярным в нашей стране сайтам как «Zakon.kz» и др. (Предоставлено автором Атамуратом Шаменовым) |
Время загрузки страницы 0.216 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |