Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Ровнаг Абдуллаев: Мы – не конкуренты, мы – партнеры!



Ровнаг Абдуллаев: Мы – не конкуренты, мы – партнеры!

 

 Азербайджанская нефтяная компания SOCAR расширяет свое присутствие в мировом нефтяном бизнесе, как и казахстанская «КазМунайГаз».

Национальные нефтяные компании двух прикаспийских стран – бывших союзных республик Казахстана и Азербайджана – сегодня благодаря не только запасам черного золота и голубого топлива, но и во многом благодаря достаточно активной стратегии по расширению своего присутствия серьезно заявляют о себе в мировом нефтяном секторе.


 О том, каковы планы нефтяников из соседней нам по Каспию страны в эксклюзивном интервью «Литеру» рассказал президент SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджана) Ровнаг Абдуллаев (на фото).

Главный нефтяник Азербайджана Ровнаг Абдуллаев прилетел в Астану, чтобы поддержать своих земляков из сборной по футболу, которая должна была сразиться с командой из Казахстана. Как «КазМунайГаз» для наших боксеров, так и азербайджанская SOCAR является главным спонсором своих футболистов. Кстати, в этом году любимая в мире игра – футбол – в Азербайджане отмечает свое 100-летие. Понятно, что к такой дате наши соседи по Каспию рассчитывали на победу. Однако, как стало известно, казахстанские футболисты оказались сильнее, выиграв со счетом 2:1.

Если на футбольном поле идет перевес на сторону казахстанцев, то в нефтяном секторе две национальных компании идут, как говорят, нога в ногу. Благодаря богатым углеводородами недрам обе стали стремительно расти и развиваться после обретения бывшими союзными республиками независимости. Обе не менее активно стремятся расширить свое присутствие не только внутри своей страны, но и далеко за ее пределами. В чем-то «КазМунайГаз» идет впереди, в чем-то SOCAR. В первую очередь азербайджанская компания активно продает на внешних рынках не только нефть, но и газ, который добывается на небезызвестном месторождении Шах-Дениз.

Сегодня Азербайджан активно строит политику по обеспечению голубым топливом стран Евросоюза, а потому участвует в переговорах сразу по нескольким проектам. И в этом плане SOCAR опережает «КазМунайГаз». Согласно официальным данным, объем доказанных запасов углеводородов в Азербайджане составляет 4,2 миллиарда тонн условного топлива, а прогнозируемые запасы находятся на уровне 10 миллиардов тонн. К 2015 году объемы добычи нефти в Азербайджане составят 50-55 миллионов тонн, а объемы газа прогнозируются на уровне 30 миллиардов кубометров. Однако обе компании, имеющие равные позиции в Каспийском регионе, не намерены конкурировать, а напротив, стремятся наладить партнерские отношения. Сегодня их объединяет общий проект – это Казахстанская каспийская система транспортировки

(ККСТ). По этой системе, как запланировано, казахстанская нефть с Тенгиза и Кашагана будет поставляться до трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан, а оттуда на мировые рынки.

– Господин Абдуллаев, как заявил ранее ваш казахстанский коллега – глава «КазМунайГаза» Кайргельды Кабылдин, сроки начала реализации ККСТ переносятся, так как откладывается начало второй фазы освоения месторождения Кашаган. Хотя известно, что SOCAR для скорейшей реализации данного транспортного проекта открыла в Астане свое представительство. Что теперь, коль отсрочка

объявлена?

– Мы будем в любом случае ждать начала второй фазы освоения Кашагана, так как ККСТ ориентирована на эти объемы, соответственно, будем ориентироваться с реализацией нашего совместного проекта на этот срок. Но, несмотря на отсрочку, ничего не остановилось, продолжается как работа над проектом, так и транспортировка казахстанской нефти с Тенгиза (пока не заработал Кашаган) через территорию Азербайджана.

ККСТ еще не построена, но казахстанская, а именно тенгизская нефть, как известно, идет танкерами до наших терминалов в Баку, затем переливается в цистерны и идет по железной дороге до портов на Черном море. Таким же путем идет и туркменское сырье. В этом году мы ожидаем, что до 6 млн тонн казахстанской и туркменской сырой нефти будет транспортировано через Каспий по территории Азербайджана на мировые рынки.

– Да, но пока наша нефть идет только по железной дороге до Черного моря, так как три года назад ТШО отказался транспортировать свое сырье через трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), несмотря на подписанное главами двух государств соглашение. Причина в недовольстве размером тарифов за транзит по Баку – Тбилиси – Джейхан. На какой стадии сейчас находятся переговоры по возвращению тенгизской нефти в БТД?

– Переговоры между Тенгизшевроном и акционерами трубопроводного проекта БТД еще продолжаются. По тарифу вроде достигнута договоренность, но пока назвать ее размер не могу.

– Как известно, непростая финансовая ситуация сложилась у «дочки» КМГ – «КазТрансГаз» с его грузинскими партнерами в СП «КазТрансГаз-Тбилиси». Причина в финансовых долгах, которые возникли на фоне неплатежей потребителей, низких тарифов за оказываемые СП услуги при одновременно высоких ценах на сам газ. А сырье для Грузии, которая не имеет своих запасов, поставляется, как известно, из Азербайджана…

– По межправительственному соглашению с Грузией мы сейчас в качестве помощи поставляем им газ по так называемой социальной цене. То есть мы продаем наш газ не по рыночной стоимости, а ниже и таким образом стараемся оказать всяческую поддержку и казахстанской, и грузинской сторонам урегулировать сложную финансовую ситуацию, которая сложилась там.

– Господин Абдуллаев, как известно, «КазМунайГаз» приобрел нефтеперерабатывающий концерн «Ромпетрол» в Румынии, который называет теперь своим форпостом в Европе. А есть ли планы по приобретению перерабатывающих активов в Европе или других регионах мира?

– В настоящее время после мирового финансового кризиса, когда нефтепереработка во многих странах оказалась «на боку», многие НПЗ Европы ищут себе партнеров. Да, не скрою, мы рассматриваем ряд предложений по покупке нефтеперерабатывающих активов в этой части света, но хочу подчеркнуть, что мы ищем то, что будет в первую очередь выгодно нам. Какой именно завод и где он находится – пока это коммерческая тайна в интересах компании.

– Во время пресс-туров на уже наш, казахстанский концерн «Ромпетрол» мне удалось увидеть, что SOCAR также присутствует на розничном рынке нефтепродуктов в Румынии: там повсеместно можно было увидеть автозаправочные станции с вашим брендом. Каковы ваши планы в этой стране?

– Да, Румыния тоже для нас интересна. SOCAR уже открыла здесь 14 АЗС, сейчас идет ребрендинг. Есть планы по дальнейшему приобретению новых автозаправочных станций.

– А есть ли намерение у SOCAR приобрести автозаправочные станции в соседней с вами Турции для реализации нефтепродуктов, которые будут производиться на новом НПЗ недалеко от Petkim, который планирует построить ваша компания? Может ли она пробрести готовую сеть заправок, например, у австрийской компании OMV?

– Нет, мы пока не рассматриваем вопрос покупки сети АЗС у OMV, так как мы сейчас сосредоточились полностью на проекте строительства нового НПЗ недалеко от имеющегося в Турции завода Petkim. И лишь по окончании проекта строительства этого нефтеперерабатывающего завода мы начнем рассматривать вопрос о создании собственной сети АЗС либо покупки готовой сети. Пока наши силы сконцентрированы, как я сказал выше, на строительстве НПЗ в Турции.

Сейчас идет к завершению работа над ТЭО проекта, ведутся переговоры с финансовыми структурами по финансированию, как закончим переговоры в течение нескольких месяцев, то сразу же приступим к реальному строительству.

– Как известно, ваша компания намерена построить не только НПЗ в Турции, но и новый нефтехимический комплекс в самом Азербайджане. На какой стадии находится вопрос его строительства?

– Проект нового нефтехимического комплекса в нашей стране находится в стадии завершающей разработки. Летом этого года он будет представлен правительству. И только после утверждения начнется его строительство.

– Рассматривает ли SOCAR, как и «КазМунайГаз», возможность участия в добывающих проектах за рубежом? Если да, то где?

– Да, есть варианты и предложения. И они рассматриваются. SOCAR – нефтедобывающая компания, поэтому мы всегда ищем и рассматриваем активы по всему миру. Но хочу отметить, что при всем том, что у нас есть активы за рубежом, сегодня акцент ставится на месторождения на территории Азербайджана. SOCAR имеет много структур, которые нуждаются в исследовании и разработке. Мы усиленно ведем разведочное бурение, геофизические и геологические работы по увеличению наших запасов нефти и газа в Азербайджане.

Сейчас активные работы идут по проекту «Бобек», где мы ожидаем получить запасы от 500 до 700 млрд кубометров газа и более 150 млн тонн нефтяного конденсата. В Апшероне ведем разведочное бурение совместно с французской Total, с BP (British Petroleum. – Ред.) подписали соглашение по Шапагату, а с немецкой RVF ведем работу на структуре Нахичевань. Словом, сегодня работы в своей стране немало.

– В последнее время активно идут разговоры о том, что американская ConocoPhillips может покинуть кашаганский проект. Понятно, что право первым выкупить долю имеет Казахстан, но, как сказал глава производственной «дочки» КМГ Аскар Балжанов, «разведанные запасы стоят очень дорого», и, если предположить, что среди акционеров северокаспийского проекта никто не захочет покупать выставляемую долю, есть ли у SOCAR возможности войти в данный проект?

– Во-первых, разговоры о выходе ConocoPhillips пока на уровне слухов. Официального заявления я не слышал. Но даже если предположить, что кто-то из акционеров проекта Кашаган выставит свою долю на продажу, то почему нет? SOCAR сегодня – это компания, которая имеет все возможности для участия в проектах любой величины, в том числе и Кашагане.

– Известно, что Евросоюз активно обсуждает сразу несколько проектов по транспортировке углеводородов с Каспийского региона, чтобы избежать зависимости от так называемых газовых войн между Украиной и Россией. Это и «Набукко» и «Трансадриатический газопровод», и ITGI. Какой именно предпочтет Азербайджан?

– Переговоры по так называемому южному энергетическому коридору (к проектам южного коридора относятся «Набукко», «Трансадриатический газопровод» (TAP), «Белый поток», ITGI (газопровод Турция – Греция – Италия. – Ред.) продолжаются, они перешли на многоуровневые переговоры. Во-первых, SOCAR ведет переговоры с нашими турецкими партнерами (компанией

«Боташ») об условиях транзита по территории этой страны нашего газа для таких проектов, как ITGI и «Трансадриатический газопровод». Одновременно нами ведутся переговоры в составе проекта «Набукко», а также по условиям общего транзита. Это на тот случай, если будет выбран «Набукко».

С покупателями газа по цене за него параллельно идут коммерческие переговоры по всем трем направлениям транспортировки. К 1 октября текущего года переговоры должны закончиться. Когда будут представлены окончательные тарифы, тогда SOCAR сможет подсчитать и провести калькуляцию предложенных ценовых формул покупателей, вычесть транзитные транспортные расходы и получит картину о том, какой трубопровод обещает нам конкретную прибыль.

Кроме этого, мы обсуждаем еще один маршрут транспортировки сжиженного газа, который будет брать начало в Азербайджане, затем пройдет через Грузию, Румынию и Венгрию. Недавно прошло министерское совещание в Бухаресте и стороны приступили к разработке ТЭО. Также существует, но не очень активен проект «Белый поток», который предполагает строительство нескольких газопроводов от Грузии до Румынии или Болгарии.

Есть проект сжатия газа CNG, который пока признан экономически менее эффективным, чем другие. Но если что-то не заладится с другими проектами, то в этом случае мы вернемся к нему.

– Если речь идет о транзите азербайджанского газа через территорию Турции, когда можно ожидать подписания этого пакета соглашений и почему этот процесс задерживается?

– Подписания данного пакета соглашений с Турцией можно ожидать в любой момент. И так как это как бы речь о транзите на турецкой стороне, в этом и объяснение того, почему этот вопрос задерживается. Дело в том, что это вопрос транзита природного газа через территорию Турции, которая никогда не транспортировала газ. И это серьезное политическое решение для Турции. Для принятия такого решения требуется достаточно серьезное политическое и экономическое мужество.

12 июня в Турции состоятся выборы в парламент. Многие политические деятели Турции заняты в этом процессе, и поэтому вероятнее, что такой пакет будет подписан только после выборов.

– Спасибо за интервью!

Кульпаш КОНЫРОВА, Астана

 

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 10
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.443 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>