Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Психологи не в восторге от школьной «шестилетки»



Психологи не в восторге от школьной «шестилетки»

Психологи не в восторге от школьной «шестилетки»Психологи не в восторге от школьной «шестилетки». Первая учебная четверть на исходе, и участились визиты в психологические молодёжные центры обеспокоенных родителей шестилетних первоклассников. 


Психологи, разобравшись в каждом случае, сходятся во мнении, что старт образования в шестилетнем возрасте уже сейчас привёл к серьёзным последствиям: депрессия, повышенная тревожность и общее ухудшение здоровья детей. Практикующий психолог по семейным и детско-родительским отношениям, директор психологического центра г. Астаны «Возрождение» Альвина ЮСУПОВА дала «АЖ» эксклюзивное интервью о проблемах нынешних 6-летних первоклассников. – Раньше дети шли в первый класс в семь лет, теперь в шесть. Неужели всего лишь один возрастной год играет такую существенную роль? – Все психологи нашего центра, работающие с детьми, приходят к одному и тому же выводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. В каждом возрасте есть свои особенности. Большинство шестилеток страдают завышенной самооценкой и им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают поставленную «двойку» в дневнике – оценкой своей личности в целом, а не оценкой проделанной ими работы. То есть когда учитель говорит: «ты сделал неправильно», – ребёнок воспринимает это так: «ты – плохой». Это не побуждает его к старанию в учёбе, а наоборот, делает его пассивным, неуверенным, у него развивается чувство неполноценности. Проблема, собственно, в том, что особенности мышления, присущие 6-летнему ребенку, существенно отличается от 7-летнего. У первого преобладает непроизвольная память, то есть запоминается, главным образом, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить; специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.  Потом он теряет интерес, его внимание рассеивается и он неизбежно получает адекватную своей работе оценку от учителя. – Недавно были упразднены подготовительные группы в детских садах, и пятилетние дети пошли в нулевые классы – может быть, это поможет подготовиться к предстоящим нагрузкам в школе? – Во-первых, условия детского сада привычнее для ребенка, и он гораздо успешнее подготовился бы к школе именно там. Мы исследовали разные стороны развития 6-летних детей и выяснили, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее при обучении в подготовительных группах детского сада по сравнению с первыми классами школы. Главная причина заключается в том, что детсадовский ритм жизни, стиль общения детей с воспитателем и между собой больше отвечает уровню развития психики ребенка-дошкольника. В саду в подготовительной группе ребенок получает те же знания, но в более щадящем режиме: малая продолжительность урока, в перерывах – физкультурные разминки, игры, прогулки. Обязательный дневной сон, отсутствие домашних заданий, небольшой объём учебного материала.  Но по сути все знания и умения, которыми дети должны овладеть за 3 года учебы в начальных классах, начиная учиться с 7 лет – практически те же, что у детей, обучающихся с 6 лет в 4-летней начальной школе. – Учитель в школе и воспитатель в садике воспринимается ребенком по-разному? – Конечно. У учителя более авторитарный стиль общения. А это не просто нежелательно, но и недопустимо. Например, такая ситуация, к слову, из жизни. Ребенка наказали за то, что он нарисовал не жёлтое, как требовалось, а зеленое солнце. По мнению маленького «художника», зеленое солнце с красными лучами – это красиво. Но учитель требует выполнения задания и должен поставить оценку. Таковы правила, верно? Вместо понимания школьных правил у малыша возникает удивление, обида, и самое страшное – боязнь ошибиться в следующий раз. Психологи и педагоги приводят много доводов «за» и «против» школьного обучения с 6 лет. Наиболее серьезные возражения приводил в свое время советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии Даниил ЭЛЬКОНИН. Он писал, что сокращение дошкольного детства на один год может нарушить сложившийся процесс развития детей. Он считал, что вместо организации школьного обучения с 6 лет целесообразнее расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе. Детсадовские живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники-школьники. И еще, никто не отменял детскую непосредственность и жажду движения. Конечно, в 6 лет ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований и строго регламентированного общения. – И в саду, и в школе детям всё-таки прививают умение подчиняться предписанным правилам поведения. Так в чём же отличие? – Не скрою, у 6-летних детей в школе быстрее формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения, нежели в саду. Но что при этом испытывает ребенок? Да, он подчиняется правилам, но тут же появляется неадекватный страх их нарушить. У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта. В то же время аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту у большинства 7-летних первоклассников. Несмотря на разницу всего в один год, семилетки значительно более зрелые. Более того, как показали проводившиеся нами в школах комплексные исследования, если ребенок 6 лет все-таки попадает в формализованную систему школьного обучения, в неблагоприятных условиях часто ухудшается состояние его здоровья. Может снижаться вес, уменьшаться количество гемоглобина в крови; снижается острота зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, понижается его и так невысокая работоспособность, что отрицательно сказывается на учёбе. В отдельных случаях возникают неврозы и школьная дезадаптация. Недавно в одном из интервью адвокат, управляющий партнер Казахстанской лиги юристов Жангельды СУЛЕЙМАНОВ заявил, что домашние задания вообще незаконны. В доказательство он привел постановление правительства от 23 августа 2012 года №1080, где прописан максимальный объем учебных часов для школьников. Так, максимальные объёмы недельной учебной нагрузки, включая факультативные, индивидуальные и кружковые занятия, не должны превышать: в 1-м классе – 24 часов, во 2-м – 25 часов, в 3-м и 4-м– 29 часов, в 5-м  – 32 часов, в 6-м – 33 часов, в 7-м – 34 часов, в 8-м – 36 часов, в 9-м – 38 часов, в 10-м и 11-м – 39 часов. По мнению Сулейманова, в таком случае выполнение домашних заданий значительно превышает максимальный объём учебной нагрузки. – Совершенно точно, – соглашается с адвокатом психолог Юсупова. – Ведь помимо адаптации ребенок испытывает и нагрузки – физические, психологические. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушается сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они утомляются в школе, а затем и дома, выполняя домашнее задание. А утомление приводит к срывам в поведении, к капризам. В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность обычно начинает уменьшаться через 1,5-2 месяца. В более жестких условиях она может сохраниться и привести к тяжёлым последствиям как в психологическом, так и в физическом состоянии ребенка. Анастасия ПАСТУХОВА



Источник: Сайт Атырауской еженедельной газеты «Ак Жайык»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 3
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.205 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>