Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Нарушаем, гражданин недропользователь?



Нарушаем, гражданин недропользователь?

Особенности проведения инспекторских экологических проверок

В январе текущего года были внесены изменения в Закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК». Понятно, что одним из актуальных вопросов для компаний-недропользователей является вопрос инспекторских экологических проверок. Лейла Махметова, старший юрист, директор департаментов «Экологическое право» и «Лицензии и разрешения» ТОО «Юридическая фирма GRATA», отмечает, что в ходе таких проверок государственные инспекторы часто допускают нарушения требований законодательства к их проведению.


Эксперт предлагает подробно рассмотреть этот вопрос, так как резонно считает, что компаниям важно знать данные требования, чтобы не допустить нарушений своих прав, а при необходимости – защитить их в вышестоящем органе или в суде.

Инспекторские экологические проверки делятся на два вида: плановые и внеплановые. Плановая проверка – это проверка, назначаемая в отношении конкретной компании, на основании плана проверок, утвержденного контролирующим государственным органом. Планирование проверок осуществляется на основе системы оценки рисков, то есть определения вероятности причинения в результате деятельности компании вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам государства, с учетом степени тяжести последствий такого вреда. Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» от 06.01.2011 г. (Закон РК) выделяет три степени риска – высокую, среднюю и незначительную. Компании, создающие высокую степень риска, подлежат проверке не чаще одного раза в год; среднюю степень риска – не чаще одного раза в три года; незначительную степень риска – одного раза в пять лет.

Внеплановая проверка – это проверка, назначаемая органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта, с целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Периодичность внеплановых проверок не установлена, однако такие проверки могут проводиться только в случаях, указанных в Законе РК.

Практика показывает, что во многих случаях государственные органы игнорируют требование закона, предусматривающее возможность проведения внеплановых проверок только при наличии оснований, предусмотренных Законом. Очень часто проверки назначаются на основании «поручения» того или иного государственного органа или должностного лица (например, премьер-министра или прокурора). Однако, согласно Закону, внеплановая проверка может быть назначена в случае «получения информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства». Если же существенный вред или угроза его причинения отсутствуют, то поручение контролирующему органу, поступившее от другого государственного органа, не является достаточным основанием для проведения внеплановой проверки.

Следует отметить, что проведение проверки (как плановой, так и внеплановой) при отсутствии оснований ее назначения признается грубым нарушением Закона РК, что влечет недействительность проверки. Кроме того, за проведение проверки без надлежащих оснований предусмотрен штраф в размере от 10 до 20 МРП.

Согласно Закону РК, проверка частного предпринимателя проводится следующим образом: посещение проверяемого объекта должностным лицом органа государственного контроля; запрос необходимой информации, касающейся предмета проверки (кроме случаев, когда информация необходима не для проверки, а для иных форм государственного контроля, предусмотренных законодательством РК); вызов частного предпринимателя в государственный орган с целью получения информации о соблюдении этим лицом требований законов и постановлений Правительства РК. На практике контролирующие органы часто направляют субъектам частного предпринимательства запросы о предоставлении тех или иных документов для проверки соответствия деятельности предпринимателей законодательству РК. Однако такие запросы являются самостоятельными проверками, поэтому они могут направляться частным предпринимателям только при условии соблюдения требований, предъявляемых к проверкам: при наличии достаточных оснований назначения проверок, на основании акта о назначении проверки, после предварительного уведомления предпринимателя о начале проверки и т.п. В противном случае запрос государственного органа является незаконной проверкой, которая должна быть признана недействительной.

По прибытии на место проверки инспектор обязан предъявить: акт о назначении проверки с отметкой о его регистрации в Комитете по правовой статистике и специальным учетам или его территориальном управлении. Проверка может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в акте о назначении проверки. Акт о назначении проверки оформляется исключительно на одну компанию. Кроме того, он должен предъявить служебное удостоверение, а при необходимости – разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов. Также у инспектора должны быть медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, и проверочный лист – документ, включающий в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности частного предпринимателя, предусмотренных законами РК и постановлениями Правительства РК, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам граждан, юридических лиц и государства. Проверка указанных документов позволит компании определить, обязана она допустить инспектора на территорию своего объекта или нет.

Так, природопользователь имеет право не допускать инспектора на свою территорию или в помещение в случаях: несоблюдения временных интервалов по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки; назначения государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию, превышения либо истечения указанных в акте о назначении проверки сроков; назначения государственным органом заведомо повторной проверки лица, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу, за один и тот же период. Однако в ряде случаев, закрепленных в Законе РК, повторная проверка допускается.

Поскольку проверки всегда создают для предпринимателей определенные неудобства, Закон РК устанавливает максимальные сроки их проведения. Срок проведения проверки не должен превышать тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев, возникающих при проведении налоговых проверок, предусмотренных налоговым законодательством, а также проверок, проводимых в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка. При необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки срок ее проведения может быть продлен руководителем органа контроля и надзора только один раз и не более чем на тридцать рабочих дней (за исключением отдельных случаев, предусмотренных налоговым законодательством РК).

По общему правилу, до начала проверки частный предприниматель уведомляется о предстоящей проверке. О плановой проверке он должен быть извещен не менее чем за тридцать календарных дней до начала самой проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки. О проведении внеплановой проверки частный предприниматель извещается не менее чем за сутки до начала самой проверки с указанием предмета проведения проверки. Частный предприниматель не извещается о проведении внеплановой проверки в случаях, предусмотренных Законом РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Нарушение сроков уведомления о проведении проверки является основанием для признания проверки недействительной, а также влечет наложение на виновное должностное лицо штрафа в размере от 10 до 20 МРП.

По результатам проверки должностным лицом органа, проводившего проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах. При наличии замечаний или возражений по результатам проверки представитель субъекта частного предпринимательства излагает их в письменном виде. Замечания и возражения частного предпринимателя могут прилагаться к акту о результатах проведения проверки, о чем делается соответствующая отметка. Один экземпляр акта о результатах проверки с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у компании, вручается ее руководителю для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий. По выявленным в результате проверки нарушениям субъект частного предпринимательства обязан в трехдневный срок при отсутствии возражений предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем государственного органа, проводившего проверку.

День вручения проверяемому субъекту частного предпринимательства акта о результатах проверки считается днем завершения проверки. Непредставление проверяемому субъекту акта проверки является основанием признания проверки недействительной, а также влечет наложение на виновное должностное лицо органа государственного контроля штрафа в размере от 10 до 20 МРП.

Сайт газеты «Капитал»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 14
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.246 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>