Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Казахстанский Степногорск готов стать биотехнологическим лидером



Казахстанский Степногорск готов стать биотехнологическим лидером

Казахстанский Степногорск готов стать биотехнологическим лидеромВ настоящее время прорабатывается вопрос создания в г. Степногорске биотехнологического кластера с участием Национального центра биотехнологий и предприятий, выпускающих продукцию биотехнологического направления, передает корреспондент  со ссылкой на управление предпринимательства и промышленности Акмолинской области.

 «Прорабатывается вопрос создания биотехнологического кластера в г. Степногорске с участием Национального центра биотехнологий, предприятий промплощадки «Прогресс», выпускающих продукцию биотехнологического направления (вакцины, средства защиты растений, готовые корма для сельхозживотных); предприятий горнодобывающей отрасли - АО ГМК «Казахалтын» и ТОО «СГХК» (в части отработки технологий микробного выщелачивания), а также государственных институтов развития. Для организации работы в данном направлении создана рабочая группа», - рассказала в интервью агентству главный специалист управления Гульдана Абуова.

Также рассматривается вопрос создания редкометалльного промышленного кластера.


«С целью создания необходимых условий для бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности города с учетом имеющейся производственной инфраструктуры и кадрового потенциала, а также ряда перспективных проектов прорабатывается вопрос организации парка индустриальных технологий», - дополнила Абуова.

Напомним, в Степногорске продолжается реализация двух «якорных» инвестиционных проектов: ТОО «СП Sareco» (по созданию опытно-промышленного производства коллективных концентратов и индивидуальных соединений редкоземельных металлов) и ТОО СКЗ («Пирит» по обжигу пиритных концентратов с получением товарной серной кислоты). Также реализуются проекты по реконструкции сернокислотного завода (ТОО «СП СКЗ «Казатомпром»), созданию крупного логистического центра химических средств защиты растений (ТОО «Астана-Нан Кемикалз»). «ТОО «СП СКЗ «Казатомпором» завершает реконструкцию сернокислотного завода производственной мощностью 180 тыс тонн в год. Начало выпуска готовой продукции планируется в 4 квартале текущего года, будет создано порядка 140 новых рабочих мест», - уточнили в управлении.

Реализация вышеперечисленных проектов с учетом действующих предприятий позволит довести объем товарной продукции к 2015 году не ниже 90 млрд тенге, тем самым снизив долю градообразующих предприятий с 52% в 2012 г. до 38% к 2015 году.

«ТОО «Тепличные Технологии Казахстана» ведет работы по проектированию разведения осетровых пород рыб мощностью до 100 тонн рыбы в год. Реализация проекта предполагается в рамках Программы развития моногородов в части субсидирования процентной ставки банка», - дополнила Гульдана Абуова.

«Всего в рамках реализации программы моногородов на 2013 год выделено 4 млрд 509,5 млн тенге, в том числе из республиканского бюджета - 3 млрд 601,2 млн, местного бюджета - 908,3 млн»», - подытожила Гульдана Абуова.

В советское время причиной закрытости Степногорска был «Целинный горно-химический комбинат» (его основная специализация — переработка урановой руды), а также «Степногорская научная опытно-промышленная база» (на нём велась разработка и производство бактериологического оружия). В частности, в 1983-1987 гг. здесь работал знаменитый казахстанский ученый Канат Алибеков (ныне Кен Алибек, заведует кафедрой в «Назарбаев университете» и руководит Республиканским научным центром неотложной медицинской помощи), под руководством которого было налажено массовое производство боевого штамма сибирской язвы, а также испытывались другие образцы, в частности, оружейный «вариант У» вируса Марбург. Его судьба может стать основой для романа. В 1992 году, отказавшись продолжать военно-биологические разработки, он остался без работы. Уехал в США - и там смог вернуться в науку. С 1999 года, после выхода книги «Осторожно! Биологическое оружие!», вокруг его личности - постоянные дискуссии. Одни считали его предателем, раскрывшим подготовку СССР к биологической войне, другие - приспособленцем, а Би-би-си поместила его имя в список выдающихся исторических личностей 2000-2006 годов.

Отметим также, что согласно книге Л.А.Федорова «Советское биологическое оружие: история, экология, политика» (2005, Москва), Степногорск находился в последние годы советской власти в ведении двух особо секретных ведомств - Минсредмаша и Главмикробиопрома. По официальной версии, комплекс специализировался на выпуске удобрений и пестицидов. Цеха комплекса, имевшего название «Степногорская научная опытно-промышленная база» (СНОПБ), разместили на территории научно-производственного объединения (НПО) «Прогресс». Сделано это было постепенно, шаг за шагом. Само объединение было построено примерно в 15 км от Целинного горно-химического комбината - мощного уранового комплекса, имевшего более древнюю историю. Открытые названия «базы» СНОПБ - Казахстанское отделение института «Биохиммашпроект», Степногорский НИИ биотехнологии, Казахстанский научно-исследовательский комплекс ВО «Биопрепарат». В секретной переписке «база» СНОПБ именовалась как п/я 2076, а в открытой как Макинск-2, Аксу и Целиноград-25. Руководителями СНОПБ последовательно были Э.И.Перов, Ю.П.Давыдкин, К.Б.Алибеков и Г.Н.Лепешкин.

В 1982 году постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс в Степногорске был преобразован в мощный завод по наполнению биологических боеприпасов. Теперь комплекс биологической войны уже в мирное время занимал большую часть производственных помещений НПО «Прогресс». В «особый период» (во время войны) «Прогресс» должен был отбросить камуфляж и целиком перейти на выпуск только биологического оружия. Во всяком случае первый директор «Прогресса» Э.И.Перов был удостоен Государственной премии за достижения 1984 года не за организацию производства биопестицидов - постановление о ее присуждении было секретным и говорилось в нем о неких «биологических препаратах».

В интересах безопасности растительность вокруг предприятия была полностью удалена (этому способствовал печальный «опыт» событий в Свердловске в 1979 году). Предприятие было обнесено глухой серой стеной и колючей проволокой и охранялось вооруженной охраной. Военный и гражданский персонал имели отдельные входы, и их потоки по возможности не пересекались.

В СНОПБ исследования велись со многими особо опасными возбудителями, в частности, с бактериями сибирской язвы и сапа. Здесь же проводились испытания оружия на основе бактерий (сибирской язвы, сапа и других) и вирусов (вирус геморрагической лихорадки Марбурга и другие). Здания на СНОПБ объединялись в единую технологическую цепь.

В корпусе 600 высотой более 15 м проводились исследования и выполнялись камеральные испытания биологического оружия. В нем же находился виварий для подопытных животных. Аэрозольные испытательные камеры, которые размещались в корпусе 600, были выполнены из нержавеющей стали и были самыми большими в Советском Союзе камерами для экспериментов с биологическим оружием (объем 200 м3). Одна была способна выдерживать мощный взрыв и использовалась для определения степени разрушения и мощности аэрозольных смесей, которые содержались в биологических боеприпасах. Другая предназначалась для проведения опытов над животными. Камеры размещались на цементной восьмиугольной платформе и имели специальный спуск для отходов.

Цех 277 предназначался для обезвреживания отходов от работ с биологическим оружием (о качестве обезвреживания этих специфичных отходов данных не имеется). Полигон для хранения отходов производства биологического оружия был размещен под землей.

В целом, завод биологического оружия в Степногорске (база СНОПБ) был крупнейшим предприятием по производству биологического оружия. Он был ориентирован на выпуск биологических боеприпасов на основе бактерий в основном 4-х видов - сибирской язвы, чумы, сапа и туляремии.

В смысле готовности к биологической войне с помощью сибирской язвы за 4 года с 1983 по 1987 годы на заводе в Степногорске было сделано больше, чем за 40 лет после второй мировой войны. Завод был полностью переоснащен. Основной боевой штамм, который должны были производить, это штамм сибирской язвы 836. Разработанные новые порошкообразные и жидкие рецептуры были эффективнее производившихся в Свердловске-19. К 1989 году на заводе работало уже более 900 человек и их число непрерывно увеличивалось.

С началом производства биологического оружия в Степногорске должна была закончиться эпоха, когда эти работы велись в черте большого промышленного города Свердловска. Однако фактически в Свердловске линии по заполнению биологических боеприпасов были ликвидированы много позже (обычно называют 1985 год). После прекращения выпуска биологического оружия в Степногорске запасы накопленных боеприпасов были переправлены в 1990-1991-х годах в Россию.

13 декабря 1993 года, Казахстан и США подписали соглашение, по которому американцы обязались оказать техническую и финансовую помощь в демонтаже опасных для США установок и предотвращении, таким образом, распространения оружия массового поражения. В рамках звучного проекта «Степногорская инициатива» на превращение завода биологического оружия в крупнейший и передовой фармацевтический центр США выделили 6 млн долларов: половину дало минобороны США, половину - частное лицо. Смысла поначалу никто не понял. Однако частное американское лицо быстро сокрушило коммуникации и систему жизнеобеспечения завода (в первую очередь мощнейшие реакторы) и на этом свою позитивную деятельность завершило. Потом оно начало под видом закупки фармацевтического оборудования стаскивать со всего света технологические отбросы. К концу 2000 года стало ясно, что ничего нового делать американцы не собираются - им просто надо было сокрушить завод биологического оружия.

Так погиб 1 млрд долларов, затраченных советской властью на создание мощной биологической угрозы для США, а будущий мирный завод стал кандидатом в банкроты. Некогда могучий завод, связанный воедино энергетическим комплексом, был по совету экспертов разбит на 6 акционерных обществ. Каждое преследовало свои коммерческие интересы и одно за другим становились в очередь на банкротство. Западные компании по производству биопрепаратов могли больше не волноваться - комбинат в Степногорске с развитой инфраструктурой и большим научно-техническим потенциалом пока не стал их конкурентом на мирном поприще. В 2001 году на завод пришла новая команда менеджеров. Большую часть имущества удалось спасти: что-то было отвоевано при судебном разбирательстве, что-то было выкуплено. Решающей победой стало возвращение энергетического комплекса. Ну а 2 цеха с уникальнейшим ферментационным оборудованием ценой в 150 тысяч долларов вернуть не удалось. Новое руководство вернулось к старым планам создания в Степногорске флагмана фарминдустрии. Потом пришла идея биотехнопарка.

Асель Турар

Казахстанский Степногорск готов стать биотехнологическим лидером

 

Казахстанский Степногорск готов стать биотехнологическим лидером

 

Казахстанский Степногорск готов стать биотехнологическим лидером

 

Казахстанский Степногорск готов стать биотехнологическим лидером

Финансовый портал bnews.kz

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 4
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.417 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>