Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


В Казахстане порядок оказания юридической помощи за счет государства будет регламентирован самостоятельным законом



В Казахстане порядок оказания юридической помощи за счет государства будет регламентирован самостоятельным законом

 

В Казахстане порядок оказания юридической помощи за счет государства будет регламентирован самостоятельным закономСегодня на заседании Сената Парламента РК, министр юстиции Берик Имашев представил депутатам «О гарантированной государством юридической помощи», сообщает пресс-служба министерства.

По словам министра, в соответствие со Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.


Именно реализация гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, согласно Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Главы государства от 24 августа 2009 года, является условием и гарантией доступа к правосудию.

Законопроектом системно раскрывается многообразие форм оказания государством юридической помощи гражданам. Законопроект упорядочил в себе не только идеи действующего отраслевого законодательства, но и взаимоувязал их между собой. Законопроект восполнил существующие пробелы в названной сфере и выстроил ее в единую четкую систему.

Действующий же порядок в силу разрозненности норм законодательства и отсутствия единого нормативного правового акта в этой сфере не дает полного представления о комплексности мер, которые гарантированы государством для оказания гражданам правовой помощи.

Принятие законопроекта позволит лицам, нуждающимся в юрпомощи понять, каким образом выстроена государственная система оказания юридической помощи, основы ее правового регулирования, а также в каких случаях и порядке она может быть оказана.

В настоящее же время нормы об оказании государством квалифицированной юрпомощи изложены в некоторых законодательных актах, в таких как Уголовно-процессуальный (статьи 72, 80 и др.) и Гражданский процессуальный кодексы (статьи 114, 304), Кодекс об административных правонарушениях (статья 590), Закон об адвокатской деятельности (статьи 5,6 и другие), что свидетельствует об отсутствии единой целостной системы.

Данный законопроект по своему характеру является рамочным, который устанавливает общие принципы, задачи, порядок и иные механизмы регулирования сферы общественных отношений при оказании правовой помощи.

Это позволит восполнить пробелы, связанные с повышением качества и доступности оказания юрпомощи, а также с возможностью оценить эффективность работы субъектов, оказывающих такую помощь. Кроме того, в полной мере обеспечит независимость деятельности адвокатов от органов уголовного преследования, суда по уголовным, административным и гражданским делам.

В реализацию конституционного положения в законопроекте заложено определение за Президентом страны основных направлений государственной политики в области гарантированной государством юридической помощи (статья 5 законопроекта).

Государственная политика в названой сфере будет формироваться совокупностью мер организационно-правового, социально-экономического, информационного, лицензионно-разрешительного характера.

К организационно-правовым мерам относятся меры, связанные с упорядочением деятельности по оказанию государством юрпомощи в единую систему.

Правовые же меры будут основываться на деятельности уполномоченного органа по правовой поддержке субъектов юрпомощи путем разработки проектов нормативных правовых актов, мониторинга действующего законодательства, а также оказания субъектам юрпомощи методологической и практической поддержки (статья 11 законопроекта).

Социально-экономические меры включают в себя полноценное финансирование гарантированной помощи за счет государства и ее приоритетная ориентированность на защиту прав и интересов лиц с низким уровнем доходов, а также решения проблем неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в городской и сельской местности. Кроме того, это и меры направленные на эффективное использование бюджетных средств и ее консалидированности.

Информационные меры складываются из максимальной гласности и прозрачности субъектов, оказывающих гарантированную государством юрпомощь. Это их доступность и отчетность перед обществом и государством. В частности, законопроектом предусматривается, отчетность адвокатов, коллегией адвокатов перед территориальными органами юстиции, а также размещение на сайте в сети «Интернет» списков адвокатов участвующих в системе госюрпомощи (статья 13 законопроекта).

Во многом оказание правовой помощи населению способствует информация, размещаемая на ведомственных сайтах. Так, только в 2012 году по официальным данным Google Analytics количество посещений сайта Минюста составило 1 млн. 665 тыс. За пять месяцев 2013 года сайт посетило 436 547 человек.

При этом информация интересует не только граждан Республики (1 504 196), но и жителей других стран (Россия – 77 672, Украина – 10 785, Германия – 4 557, США – 4 367, Беларусь – 3 984, Великобритания – 3 680, Кыргызстан – 2 364, Узбекистан – 1 428).

Меры лицензионно-разрешительного характера основываются на комплексе мероприятий, связанных с установлением особого государственного контроля за деятельностью субъектов, участвующих в системе гарантированной государством юрпомощи.

Данные меры заключатся в выдаче соответствующего разрешения лицам, претендующим на занятие адвокатской деятельностью, проверка соответствия лицензиата квалификационным требованиям (прохождение стажировки, аттестации и сдача экзаменов), а также возможностью приостановления или лишения лицензии в случаях, несоответствия требованиям, предъявляемым к занятию указанным видом деятельности или нарушения норм действующего законодательства.

В целях соблюдения интересов граждан в статье 9 законопроекта закрепляются основные права и обязанности лиц, нуждающихся в получении гарантированной государством юрпомощи.

К правам таких лиц относятся - получение информации об условиях оказания юрпомощи, обеспечение на конфиденциальность вопроса по которому она оказана. Это также и право лиц обратиться за оказанием юрпомощи и получить ее в гарантированном объеме.

Более того, дополнительным гарантом на получение качественной юрпомощи является право гражданина обжаловать действия (бездействия) субъектов их оказывающих в вышестоящий орган, прокуратуру либо суд.

Законопроектом четко классифицированы виды, субъекты и порядок оказания правовой помощи (статьи 6, 7 и 12 законопроекта).

В системе оказания гарантированной государством юрпомощи будут задействованы государственные органы, адвокаты, нотариусы и частные судебные исполнители.

Правовое информирование будут оказываться всем гражданам и юридическим лицам без исключения, но а консультирование, защита и представительство интересов граждан и юридических лиц в органах уголовного судопроизводства в порядке предусмотренным процессуальным законодательством и Законом об адвокатской деятельности (статья 8 законопроекта).

Другой важной задачей решаемой в законопроекте – это четкое определение порядка оказания государством гарантированной государством юрпомощи (Глава 6. Порядок оказания гарантированной государством юридической помощи).

В частности, госорганы оказывают правовую помощь в порядке, установленном Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

Адвокаты, нотариусы и частные судебные исполнители в порядке, предусмотренном в настоящем законопроекте, Законами об адвокатской деятельности, нотариате, об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Участие адвокатов в оказании юрпомощи будет обеспечиваться соответствующей коллегией адвокатов области, города.

Критерии отбора адвокатов участвующих в системе госюрпомощи будут утверждаться Республиканской коллегией адвокатов, которая ежегодно не позднее 1 декабря будет формировать соответствующие списки и представлять их в территориальные органы юстиции для последующего размещения на сайте в сети «Интернет» не позднее 25 декабря. В свою очередь территориальные органы юстиции не позднее 15 декабря должны заключить соответствующее соглашение с адвокатами.

Предусмотренные законопроектом изменения позволят внедрить новый порядок отбора адвокатов по уголовным, административным и гражданским делам посредством передачи указанных функций в ведение коллегий адвокатов. Данное нововведение выступает дополнительной гарантией в повышении уровня правовой независимости адвокатской деятельности от государственных органов.

Также в целях обеспечения качества оказания юрпомощи адвокаты будут ежемесячно (не позднее 5 числа) представлять в коллегию адвокатов отчет. Коллегия же адвокатов ежегодно (не позднее 20 июля и 20 января) представляет в территориальный орган юстиции сводный отчет.

Форма соглашения и названных отчетов разрабатываются и утверждаются Министерством юстиции с учетом рекомендаций Республиканской коллегией адвокатов.

Размер и порядок оплаты труда лиц, оказывающих правовую помощь в рамках оказанной ими гарантированной государством юрпомощи, устанавливается Правительством. Данные меры в полной мере будут способствовать повышению защищенности конституционных прав и интересов граждан на получение квалифицированной юридической помощи, качества и доступности оказываемых правовых услуг.

Говоря о государственном регулировании в сфере оказания государством юридической помощи, то согласно статье 10 законопроекта Правительство будет отвечать за разработку, обеспечение и осуществление иных функции в сфере предоставления государством юрпомощи.

К компетенции уполномоченного органа отнесены функции обеспечения реализации госполитики в названной сфере путем правового просвещения, методологической и практической поддержки субъектов юрпомощи. В частности, разработка НПА, мониторинг законодательства и координация деятельности всех субъектов юрпомощи (статья 11 законопроекта).

«В целом считаю, что в совокупности предлагаемые меры позволят повысить состязательность процесса и обеспечить в полной мере равенство участвующих сторон в судопроизводстве, а также повысить уровень правовой культуры граждан. Гарантированная государством юридическая помощь будет распространяться на всех граждан, вне зависимости является ли он гражданином Казахстана либо лицом без гражданства. Кроме того, такая помощь базируется на основополагающих принципах законности и приоритета прав и свобод граждан и юридических лиц.

Предлагаемый подход также полностью согласуется с международной практикой. К примеру, во Франции, Швеции, Финляндии, Нидерландах, России и во многих других странах порядок оказания юридической помощи, за счет государства, регламентирован самостоятельными законами.

Кроме того, в апреле 2012 года законопроект рассмотрен на совместном заседании Совета по правовой политике и Высшего Судебного Совета, на котором были поддержаны его основные подходы и положения», - подытожил министр.

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 7
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.977 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>