За два месяца этого года в Астане зарегистрированы 282 квартирные кражи, в день — по четыре-пять квартир. Это повод для разговора с начальником отдела по расследованию краж и мошенничеств УР столичного ДВД Кайратом Шокилбаевым. — Что сегодня для Астаны квартирные кражи, какое место среди других преступлений они занимают? |
— 60 процентов всех преступлений, совершаемых в столице, — кражи. При этом среди общего количества краж квартирные составляют порядка 10—12 процентов.
— В последние годы есть какая-либо тенденция к уменьшению или увеличению числа квартирных краж?
— Этот процент держится на одном уровне. Квартирные кражи как были, так и остаются. Особенно это актуально для крупных городов, таких как Астана, Алматы, Атырау, где высок уровень благосостояния граждан и большая миграция населения.
— В чем особенность современных квартирных краж?
— Люди ставят сложные замки, решетки на окнах первых этажей… Но это не останавливает преступников, совершенствуются и способы совершения краж. Местных воров мы хорошо знаем, и они остерегаются совершать дерзкие преступления, потому что в любой момент могут быть уличены. Поэтому статистика последних задержаний показывает, что в основном в столице орудуют воры-гастролеры, прибывшие из других регионов.
— Традиционно мастерами квартирных краж были грузинские этнические группировки. Такие сегодня есть?
— Только в декабре нами была задержана группа, состоящая из граждан Грузии. В нее входили три человека, один из которых уже неоднократно судим в Казахстане (как освобождается, сразу начинает воровать). По моим подсчетам, за пять лет (в период с 2005 по 2010 год) всего мы задержали в Астане порядка 30 граждан Грузии, которые занимались совершением квалифицированных квартирных краж.
Но я бы сказал, что группы квартирных воров формируются не столько по этническому признаку, сколько по принципу землячества. И в основном тут представлены северные и восточные регионы: домушники из Петропавловска, Кокшетау, Усть-Каменогорска, Семея… Активно действует у нас экибастузская группировка.
— Когда вы говорите о квалифицированных квартирных кражах, что имеете в виду?
— Это когда кража совершается профессионально, с использованием различных приспособлений, подбора отмычек.
— Наверное, так действуют уже бывалые, ранее судимые воры?
— Необязательно ранее судимые. Идет омолаживание преступных группировок. Опытные воры (старше 25 лет) отходят от активных действий, оставляя за собой руководство, а для черной работы набирают молодых, 18—20-летних «рекрутов». Как правило, из неблагополучных семей.
— Значит, квартирные кражи совершают преимущественно группы?
— В основном, конечно, группы. Потому что одному можно попасться. Обычно орудуют три-четыре человека. И у каждого есть своя роль и степень участия. Разделение такое: водитель, два «пехотинца» и один профессионал — это тот, который вскрывает замки. Профессионалы, как правило, специализируются на замках определенного вида: одни вскрывают китайские замки, другие отпирают «бабочки». Редко бывает, когда преступник может открывать разные замки.
— Как происходит типичная кража?
— Приезжают вчетвером на машине в город, останавливаются на съемной квартире. Астану они обычно уже хорошо знают по районам, где какие стоят дома. Заезжают во двор какого-нибудь дома. Водитель и профи остаются в машине. Двое из «пехоты» совершают обход-разведку: заходят в подъезд, смотрят подходящие замки, прозванивают соседей. Если на лестничной площадке никого нет и видят подходящую дверь, звонят профи-взломщику по сотовому, называют номер квартиры. Тот поднимается, один разведчик становится на пролет выше, другой идет вниз, чтобы предупредить, если кто-то будет проходить (вдруг хозяин квартиры объявится). Водитель из машины тоже наблюдает за обстановкой. Профессионал вскрывает дверь, после чего в квартиру заходят все трое или один остается на шухере. Каждый берет себе по комнате, и начинается обыск. Задача — сделать это очень быстро. На осмотр квартиры и сбор ценных вещей обычно уходит 10—15 минут (если никто не помешает).
— Что берут?
— Деньги и золото — это само собой. Но в последнее время появилась мода на ноутбуки, их забирают, потому что они пользуются спросом. Берут и норковые шубы.
— Есть какие-либо экзотические способы проникновения в квартиры?
— В некоторых домах имеются общие лоджии, которые расположены близко к квартирным окнам. И воры перебираются с этих балконов на карнизы, вскрывают пластиковые окна и попадают в квартиру.
— Это проделывают на высоких этажах?
— В любых многоэтажках, у которых по проекту в подъездах есть выходы на общие лоджии.
— Сейчас много строится так называемого элитного жилья. Имеет ли значение, какой дом?
— Беда в том, что везде ставят простые замки. Застройщику ведь главное, чтобы дешевле обошлось. Поэтому, когда новые дома сдаются, у всех одинаковые двери, которые легко вскрываются одинаковыми ключами. И воры пользуются даже не отмычками, а связкой ключей: пробуют один, второй, третий… Десятый непременно подойдет.
Задача полиции не только в том, чтобы поймать преступников, но и выработать меры, которые бы способствовали уменьшению краж. Мы уже знаем, какие замки легко вскрываются, какие нет. И объясняем людям, что если нет возможности сигнализацию поставить (для многих это дорого: установка порядка 70 тысяч тенге, потом еще каждый месяц по 15 тысяч платить. Но в основном квартиры берутся в кредит, человек стоит перед выбором, либо сигнализацию ставить, либо кредит выплачивать…), то хотя бы дорогой замок купите. Но владельцы квартир нас слушают и тут же бегут покупать дешевый замок за 1,5—2 тысячи тенге. Потому что многим важнее кредит заплатить. Хотя тот же крестовидный замок, к которому, казалось бы, ключ подобрать сложно, простой отверткой открывается!
— А по вашему опыту, какие замки самые надежные?
— «Бабочки», замки «Мультилок» израильского, итальянского и турецкого производства.
— Но ведь у «Мультилоков» тоже есть сердцевина (поворотный механизм), ее ведь тоже можно сломать?
— Сердцевина обычно прикрывается броненакладкой. Если ее скрутить, то выступающую сердцевину легко захватить газовым ключом и сломать. Поэтому в оригинальных и надежных замках броненакладка фиксируется шурупами изнутри двери, а не снаружи.
Хороший замок стоит порядка десяти тысяч тенге плюс броненакладка около шести тысяч, выходит около двадцати тысяч тенге. Но стоит один раз потратиться на хороший замок, чтобы быть спокойным. Ведь задача преступника — быстро совершить кражу, и на сложный замок он заморачиваться не станет.
— И все-таки в элитных комплексах воруют меньше или нет?
— В основном сейчас воры совершают кражи как раз в новых домах. Потому что если человек купил квартиру, то, наверняка, у него есть деньги. К тому же в старых домах люди все-таки друг друга знают, а в новых нет. И даже когда видят, что кто-то ковыряется в дверном замке, то думают, что сосед или сантехник.
— Но сейчас в подъездах есть кодовые замки, консьержи…
— Это не проблема для преступников. Заходит кто-то из жильцов, они следом. Попробуйте такому что-нибудь сказать, он вас быстро на место поставит. У нас народ не церемонится. Не в укор нашим скажу, что, к примеру, в России консьержи не пропускают без звонка к владельцу квартиры. А наши только наблюдают.
— А видеонаблюдение?
— Оно, конечно, помогает, но есть не везде.
— Раньше на квартирные кражи часто шли наркоманы, сейчас много ли таких среди домушников?
— Сейчас больше профессионалов, которые ходят на кражи как на работу. Люди в восемь часов утра отправляются на службу, а воры — по квартирам. Совершаются кражи обычно в первой половине дня, когда дети в школе, а взрослые на работе. Пик приходится на зимний период, потому что летом школьники отдыхают и находятся дома.
— Как можно обезопаситься от квартирных краж?
— Несмотря на цену, самое надежное — это установка сигнализации. У нас в городе 16 фирм-операторов, оказывающих услугу сигнализационной охраны.
— А это надежно, ведь преступники могут проникнуть через окно?
— Есть и датчики движения, и сигнализация на окнах, но на верхние этажи через окна воры обычно не проникают. Поэтому достаточно дверной сигнализации. При получении сигнала охранники приезжают через пять-десять минут, этого хватает, чтобы задержать преступников на месте. Второй способ — устанавливать хорошие замки (как я уже говорил, они стоят около двадцати тысяч тенге).
— На первых этажах бывают кражи?
— Бывают, в этих случаях основной способ проникновения — через пластиковые окна, которые легко открываются путем отжима. Еще много краж совершается свободным доступом.
— Это как?
— Когда хозяева оставляют дверь незапертой. Ну лень человеку дверь закрыть, если он на пару минут отлучается в магазин на первом этаже. И этого хватает, чтобы вынести что-нибудь из прихожей. А что там обычно лежит? Дамские сумочки, одежда… Если вдруг преступник натыкается на хозяина, то говорит: «Извините, я квартиру перепутал…»
На днях мы задержали девушку, которая, пользуясь беспечностью хозяев квартир, оставлявших входные двери открытыми, проникала внутрь и похищала имущество. Ей было доказано 19 эпизодов краж. Еще есть такие воры, которые ходят по организациям. У нас ведь много разных бизнес-центров, где на одном этаже бывает по несколько фирм. Вор идет по коридору, видит, что сотрудница вышла из кабинета, оставила на столе сумочку, сотовый телефон…
Такие кражи часто совершают наркоманы: он утром встал, ему нужны деньги на дозу, он побрел по подъездам и коридорам, высматривая открытые двери и где что плохо лежит.
— А насколько надежны домашние сейфы?
— Их преступники, как правило, выносят целиком.
Интересно:
Главными объектами домушников в Астане стали новостройки. В этих домах установлены двери с одинаковыми простыми замками, которые легко отпираются преступниками.
Появились воры, разгуливающие по офисам и прихватывающие вещи из оставленных на минутку кабинетов.
Общие лоджии в многоэтажных домах нередко используются ворами, чтобы попасть в квартиры.
Пресс-служба ДВД сообщает
На днях сотрудники Есильского РУВД по горячим следам задержали троих молодых людей (в возрасте 23 и 25 лет), которые совершили ряд квартирных краж в столице.
Полицейские выехали на место преступления — в квартиру, из которой преступники, выдавив пластиковое окно, вынесли 7000 долларов, 525000 тенге, золотые изделия, сотовые телефоны и ноутбук. Подозреваемых поймали, похищенные вещи и ценности изъяли. Двое из них оказались уроженцами Северо-Казахстанской области, третий — из Караганды. Один из них ранее уже привлекался к уголовной ответственности.
При проведении расследования задержанные дали признательные показания в совершении около десяти квартирных краж. Объектами их внимания становились в основном коттеджи и частные дома, в которые воры проникали, отжимая пластиковые окна. По словам молодых людей, на совершение краж у них уходило 10—15 минут. В течение этого времени им удавалось забирать деньги, драгоценности, бытовую технику. По городу передвигались на джипе. Сейчас задержанные находятся в изоляторе временного содержания ДВД Астаны, выясняется их причастность к ранее совершенным аналогичным преступлениям.
Автор: Андрей СМЕЦКОЙ
Фотограф: Александр ГОНЧАРЕНКО
Сайт газеты «Инфо-Цес»
Время загрузки страницы 0.263 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |