Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Самым распространенным способом оказания государством правовой помощи населению остается правовое информирование и консультирование



Самым распространенным способом оказания государством правовой помощи населению остается правовое информирование и консультирование

 

Самым распространенным способом оказания государством правовой помощи населению остается правовое информирование и консультированиеМинистр юстиции Берик Имашев выступил в среду на пленарном заседании Мажилиса РК.

«Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!


Уважаемые депутаты!

В соответствие со статьей 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Именно реализация гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, согласно Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года (далее – Концепция), утвержденной Указом Главы государства от 24 августа 2009 года, является условием и гарантией доступа к правосудию.

Законопроектом системно раскрывается многообразие форм оказания государством юридической помощи гражданам. Законопроект упорядочил в себе не только идеи действующего отраслевого законодательства, но и взаимоувязал их между собой. Законопроект восполнил существующие пробелы в названной сфере и выстроил ее в единую четкую систему», - отметил министр юстиции.

Действующий же порядок в силу разрозненности норм законодательства и отсутствия единого нормативного правового акта в этой сфере не дает полного представления о комплексности мер, которые гарантированы государством для оказания гражданам правовой помощи.

Принятие законопроекта позволит лицам, нуждающимся в юрпомощи понять, каким образом выстроена государственная система оказания юридической помощи, основы ее правового регулирования, а также в каких случаях и порядке она может быть оказана.

В настоящее же время нормы об оказании государством квалифицированной юрпомощи изложены в некоторых законодательных актах, в таких как Уголовно-процессуальный (статьи 72, 80 и др.) и Гражданский процессуальный кодексы (статьи 114, 304), Кодекс об административных правонарушениях (статья 590), Закон об адвокатской деятельности (статьи 5,6 и другие), что свидетельствует об отсутствии единой целостной системы.

Данный законопроект по своему характеру является рамочным, который устанавливает общие принципы, задачи, порядок и иные механизмы регулирования сферы общественных отношений при оказании правовой помощи.

Кроме того, это позволит восполнить пробелы, связанные с повышением качества и доступности оказания юрпомощи, а также с возможностью оценить эффективность работы субъектов, оказывающих такую помощь. Кроме того, в полной мере обеспечит независимость деятельности адвокатов от органов уголовного преследования, суда по уголовным, административным и гражданским делам.

В реализацию конституционного положения в законопроекте заложено определение за Президентом страны основных направлений государственной политики в области гарантированной государством юридической помощи (статья 5 законопроекта).

Государственная политика в названой сфере будет формироваться совокупностью мер организационно-правового, социально-экономического, информационного, лицензионно-разрешительного характера.

К организационно-правовым мерам относятся меры, связанные с упорядочением деятельности по оказанию государством юрпомощи в единую систему. Это определение основных направлений дальнейшего развития оказания правовой помощи, участников процесса, роль уполномоченного органа в обеспечении эффективного функционирование оказываемых услуг.

Правовые же меры будут основываться на деятельности уполномоченного органа по правовой поддержке субъектов юрпомощи путем разработки проектов нормативных правовых актов, мониторинга действующего законодательства, а также оказания субъектам юрпомощи методологической и практической поддержки (статья 11 законопроекта).

Берик Имашев также рассказал о том, что социально-экономические меры включают в себя полноценное финансирование гарантированной помощи за счет государства и ее приоритетная ориентированность на защиту прав и интересов лиц с низким уровнем доходов, а также решения проблем неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в городской и сельской местности.

Кроме того, это и меры направленные на эффективное использование бюджетных средств и ее консалидированности.

Информационные меры складываются из максимальной гласности и прозрачности субъектов, оказывающих гарантированную государством юрпомощь. Это их доступность и отчетность перед обществом и государством. В частности, законопроектом предусматривается, отчетность адвокатов, коллегией адвокатов перед территориальными органами юстиции, а также размещение на сайте в сети «Интернет» списков адвокатов участвующих в системе госюрпомощи (статья 13 законопроекта).

Следует отметить, что на сегодняшний день самым распространенным способом оказания государством правовой помощи населению остается правовое информирование и консультирование.

Государством выделяются огромные финансовые средства на их реализацию.

К примеру, в 2012 году только Министерству юстиции из республиканского бюджета на оказание правовой помощи населению, правовое информирование и консультирование предусмотрено 881 млн. 148 тыс. тенге. В частности 500 млн. тенге на функционирование бесплатной Базы данных «Әділет», программа «Правовая пропаганда» – около 80 млн. тенге, Служба правовой информации – Call-центр – почти 47 млн. тенге и другие.

В целом работа госорганов по организации правовой помощи и правовой пропаганды проводится в соответствии с Комплексным планом по повышению уровня правовой культуры граждан Республики Казахстан на 2012-2014 годы, утвержденным постановлением Правительства от 2 марта 2012 года № 285 (далее – План).

Контроль и координация по обеспечению выполнения Плана возложено на Министерство юстиции. Целью данного Плана является дальнейшее повышения уровня правовой культуры, совершенствования форм и методов праворазъяснительной работы, повышения эффективности правового обучения и воспитания граждан.

На реализацию мероприятий предусмотренных Планом Республиканским бюджетом на период 2012-2014 годы выделено 239 млн. 325 тыс. тенге.

Планом предусмотрено 21 мероприятие, включая проведение с отдельными категориями населения (пенсионерами, инвалидами и малоимущими) праворазъяснительной работы (пункт 2), предоставление консультаций гражданам по вопросам, касающимся деятельности госорганов (пункт 3), размещение информационных материалов по правовой тематике (пункт 7), создание и транслирование на теле и радиоканалах цикла телевизионных программ по отраслевой тематике (пункт 14), функционирование и дальнейшее совершенствование деятельности Правовой информационной службы (пункт 21).

При этом колоссальные средства выделяются и на обеспечение юридической помощи, оказываемой адвокатами за счет средств республиканского бюджета. Так, в 2012 году эта сумма составила 852 млн. 648 тыс. тенге (МВД – 552 млн. 252 тыс. тенге, МЮ – 301 млн. 373 тыс. ГП – 16 млн. 271 тыс. тенге, АБЭКП – 12 млн. 752 тыс. тенге).

Следует отметить, что только в 2012 году госорганами проведено 246 тыс. 339 мероприятий праворазъяснительного характера, посредством выступления в СМИ, интернет-конференций, брифингов и встреч с населением.

Значительная правовая помощь государством оказывается, посредством электронного Правительства, ведомственных сайтов и других интернет-ресурсов.

В рамках «электронного Правительства» предоставляется 236 интерактивных и транзакционных услуг, из которых 108 реализуются на портале е-лицензирования. Уже сегодня Минюстом через портал электронного правительства оказываются в электронном формате 38 услуг правового характера.

Во многом оказание правовой помощи населению способствует информация, размещаемая на ведомственных сайтах. Так, только в 2011 году по официальным данным Google Analytics количество посещений сайта Минюста составило 322 тыс. 624, тогда как 2012 году количество посещений составило 1 млн. 665 тыс., превысив годовую цифру, более чем в пять раз. При этом информация интересует не только граждан Республики (1 504 196), но и жителей других стран (Россия – 77 672, Украина – 10 785, Германия – 4 557, США – 4 367, Беларусь – 3 984, Великобритания – 3 680, Кыргызстан – 2 364, Узбекистан – 1 428).

Меры лицензионно-разрешительного характера основываются на комплексе мероприятий, связанных с установлением особого государственного контроля за деятельностью субъектов, участвующих в системе гарантированной государством юрпомощи.

Данные меры заключатся в выдаче соответствующего разрешения лицам, претендующим на занятие адвокатской деятельностью, проверка соответствия лицензиата квалификационным требованиям (прохождение стажировки, аттестации и сдача экзаменов), а также возможностью приостановления или лишения лицензии в случаях, несоответствия требованиям, предъявляемым к занятию указанным видом деятельности или нарушения норм действующего законодательства.

К мерам лицензионно-разрешительного характера относится и оценка качества оказываемых правовых услуг. Данная надзорная мера реализуется путем установления определенных требований к субъектам, оказывающих юрпомощь. К примеру, представление коллегией адвокатов сводных отчетов в территориальные органы юстиции, проведения стажировок и аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью.

Названные меры будет обеспечиваться, как в рамках договорных отношений, так и действующего законодательства.

В целях соблюдения интересов граждан в статье 9 законопроекта закрепляются основные права и обязанности лиц, нуждающихся в получении гарантированной государством юрпомощи.

К правам таких лиц относятся - получение информации об условиях оказания юрпомощи, обеспечение на конфиденциальность вопроса по которому она оказана. Это также и право лиц обратиться за оказанием юрпомощи и получить ее в гарантированном объеме.

Более того, дополнительным гарантом на получение качественной юрпомощи является право гражданина обжаловать действия (бездействия) субъектов их оказывающих в вышестоящий орган, прокуратуру либо суд.

К обязанностям же лиц, нуждающихся в бесплатной юрпомощи, отнесены обязательства по представлению документов, подтверждающих их право на получение такой помощи, а также обеспечение достоверной информацией, на которых основана необходимость ее оказания.

В случаях, если обращение заявителя не имеет правового характера, либо заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юрпомощи, установленной процессуальным законодательством и Законом об адвокатской деятельности законопроектом предусмотрены основания для отказа в оказании гарантированной государством юрпомощи, который по своему правовому содержанию обязан быть мотивированным (статья 14 законопроекта).

Законопроектом четко классифицированы виды, субъекты и порядок оказания правовой помощи (статьи 6, 7 и 12 законопроекта).

В системе оказания гарантированной государством юрпомощи будут задействованы государственные органы, адвокаты, нотариусы и частные судебные исполнители.

Правовое информирование будут оказываться всем гражданам и юридическим лицам без исключения, но а консультирование, защита и представительство интересов граждан и юридических лиц в органах уголовного судопроизводства в порядке предусмотренным процессуальным законодательством и Законом об адвокатской деятельности (статья 8 законопроекта).

Другой важной задачей решаемой в законопроекте – это четкое определение порядка оказания государством гарантированной государством юрпомощи (Глава 6. Порядок оказания гарантированной государством юридической помощи).

В частности, госорганы оказывают правовую помощь в порядке, установленном Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

Адвокаты, нотариусы и частные судебные исполнители в порядке, предусмотренном в настоящем законопроекте, Законами об адвокатской деятельности, нотариате, об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Участие адвокатов в оказании юрпомощи будет обеспечиваться соответствующей коллегией адвокатов области, города.

Критерии отбора адвокатов участвующих в системе госюрпомощи будут утверждаться Республиканской коллегией адвокатов, которая ежегодно не позднее 1 декабря будет формировать соответствующие списки и представлять их в территориальные органы юстиции для последующего размещения на сайте в сети «Интернет» не позднее 25 декабря. В свою очередь территориальные органы юстиции не позднее 15 декабря должны заключить соответствующее соглашение с адвокатами.

Предусмотренные законопроектом изменения позволят внедрить новый порядок отбора адвокатов по уголовным, административным и гражданским делам посредством передачи указанных функций в ведение коллегий адвокатов. Данное нововведение выступает дополнительной гарантией в повышении уровня правовой независимости адвокатской деятельности от государственных органов.

Также в целях обеспечения качества оказания юрпомощи адвокаты будут ежемесячно (не позднее 5 числа) представлять в коллегию адвокатов отчет. Коллегия же адвокатов ежегодно (не позднее 20 июля и 20 января) представляет в территориальный орган юстиции сводный отчет.

Форма соглашения и названных отчетов утверждаются Министерством юстиции с учетом рекомендаций Республиканской коллегией адвокатов.

Размер и порядок оплаты труда адвокатов, в рамках оказанной ими гарантированной государством юрпомощи, устанавливается Правительством (Постановление Правительства «О правилах оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, за счет средств республиканского бюджета» от 26 августа 1999 года №1247).

Бесплатная юридическая помощь, оказываемая адвокатами, распространяется на граждан обращающиеся по вопросам взыскания алиментов, назначения пенсии и пособий, получения статуса беженца или оралмана, несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, а также ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидам I и II групп, а также в случаях и порядке предусмотренных процессуальным законодательством.

Полагаю, что данные меры в полной мере будут способствовать повышению защищенности конституционных прав и интересов граждан на получение квалифицированной юридической помощи, качества и доступности оказываемых правовых услуг.

Нотариусы оказывают квалифицированную юридической помощь в форме совершения нотариальных действий, консультаций по вопросам их совершения путем разъяснения гражданам и юридическим лицам их права и обязанности, а также предупреждают о последствиях совершаемых нотариальных действий (статья 17 и 18 Закона).

В рамках оказания бесплатной юридической помощи частными нотариусами освобождаются от оплаты услуг правового характера отдельные социально-уязвимые категории граждан – это участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, многодетные матери, физические лица, страдающие хронической душевной болезнью (пункт 2 статьи 30-1 Закона о нотариате, пункты 4,8 и 9 статьи 542 Налогового кодекса). К ним также относятся престарелые и инвалиды, дети-сироты, инвалиды 1 и 2 групп и пенсионеры по возрасту.

Деятельность частных судебных исполнителей призвана обеспечивать в соответствии с законодательством об исполнительном производстве защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, организаций при совершении исполнительных и иных действий.

Правая помощь частными судебными исполнителями, оказывается, посредством приема граждан и проведения консультаций по вопросам порядка применения законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве (часть 4 статья 153 Закона).

Говоря о государственном регулировании в сфере оказания государством юридической помощи, то согласно статье 10 законопроекта Правительство будет отвечать за разработку, обеспечение и осуществление иных функции в сфере предоставления государством юрпомощи.

К компетенции уполномоченного органа отнесены функции обеспечения реализации госполитики в названной сфере путем правового просвещения, методологической и практической поддержки субъектов юрпомощи. В частности, разработка НПА, мониторинг законодательства и координация деятельности всех субъектов юрпомощи (статья 11 законопроекта).

В целом считаю, что в совокупности предлагаемые меры позволят повысить состязательность процесса и обеспечить в полной мере равенство участвующих сторон в судопроизводстве, а также повысить уровень правовой культуры граждан.

Гарантированная государством юридическая помощь будет распространяться на всех граждан, вне зависимости является ли он гражданином Казахстана либо лицом без гражданства. Кроме того, такая помощь базируется на основополагающих принципах законности и приоритета прав и свобод граждан и юридических лиц.

«Предлагаемый подход также полностью согласуется с международной практикой. К примеру, во Франции, Швеции, Финляндии, Нидерландах, России и во многих других странах порядок оказания юридической помощи, за счет государства, регламентирован самостоятельными законами.

Кроме того, в апреле 2012 года законопроект рассмотрен на совместном заседании Совета по правовой политике и Высшего Судебного Совета, на котором были поддержаны его основные подходы и положения. Спасибо за внимание! Прошу поддержать!», - заключил министр.

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 10
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.411 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>