Находясь на стыке Европы и Азии, Казахстан намерен стать крупнейшим транзитным хабом центрально-азиатского региона. А это накладывает обязательства не только по срокам оформления и доставки грузов, но и по уровню развития транспортной инфраструктуры. Последнее требует серьезных капиталовложений, передает Как отметил на III международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия - «1520 в авангарде евроазиатской торговли» генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Федор Пехтерев, товарооборот стран Азии и Европы будет расти в среднем на 2-3 процента в год. «Таким образом, всего лишь через 7 лет, к 2020 году товарооборот оценивается в 240 млн. тонн в физическом, в 1,8 трлн. долларов США в денежном выражении», - подчеркнул эксперт. |
Оценки главы казахстанской компании «Казахстан Темiр Жолы» Аскара Мамина несколько осторожные по сравнению с российскими аналитиками. По его данным, к 2020 году увеличение торговых операций с сопредельными регионами по маршруту «Восток-Запад» возрастет в 1,5 раза и увеличится до 1 трлн. долларов.
Для сравнения, в 2010 году объем торговли между ЕС и КНР составил более 526 млрд долларов. При этом, как сообщил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на 25-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов, доля Казахстана заняла менее половины процента от этого объема. «Учитывая преимущества транзитного маршрута из Китая в Европу через Казахстан (увеличение скорости продвижения по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал и снижение стоимости перевозки по сравнению с авиаперевозками), есть реальная возможность переориентировать часть грузопотока как с морского, так и воздушного пути и увеличить грузопоток через территорию республики», - заявил Глава государства.
В рамках создания Единой транспортной логистической компании между Казахстаном, Россией и Белоруссией наша страна предлагает создать новый транспортный коридор «Новый Шелковый путь», и партнеры по Таможенному союзу охотно поддерживают эту инициативу.
«Все новое – это как ни парадоксально, хорошо забытое старое. Шелковый путь – это нетрадиционная схема, которая у нас в голове существует еще со времен учебников, которые мы листали, будучи в школах. Сегодня новый Шелковый путь – это по сути часть нового транс-евразийского транспортного коридора, который проходит через территорию Казахстана, России и дальше в Европу, – отметил в ходе форума в Астане глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин. – По модному выражению Владимира Путина, мы говорим о создании продукта, позволяющего транспортировать надежно, быстро и эффективно грузы от тихоокеанского побережья России (а на самом деле они зарождаться могут даже и в Японии, и в странах Океании) до другого Атлантического океана, который омывает границы ЕС».
«Работа в этом направлении потребует от нас очень слаженной работы, бизнес-план у нас практически подготовлен. Мы договорились с нашими коллегами (из Казахстана и Белоруссии – прим. Агентства) о том, что мы подготовим сетевой график реализации, который будет прикладываться к документам, который направим в наши правительства, и именно поэтому сетевому графику мы и будем работать», - добавил Якунин.
Кроме России и Белоруссии, с нашей страной в вопросах развития транспортной политики солидарны и соседи по Центрально-Азиатскому региону. «Сегодня мы представляем не только Казахстан, а всю Центральную Азию. Сегодня на форуме вы видите многих наших коллег из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана. И я сегодня, можно сказать, выступаю от лица коллег, которые присутствуют на этом форуме», - подчеркнул Мамин в ходе форума в Астане «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия - «1520 в авангарде евроазиатской торговли».
В этом контексте он добавил, что на территории Казахстана на базе «КТЖ» формируется мультимодальная логистическая компания, которая объединяет под один зонтик практически все виды транспорта. «Это касается и морских перевозок, и морской инфраструктуры, и аэропортовый холдинг создается. Мы будем активно участвовать в авто-, авиаперевозках, чтобы на базе Казахстана по принципу «одного окна» создать крупного логистического оператора, который будет обрабатывать всю транзитную торговлю в нашем регионе и совместно с нашими партнерами», - сообщил Аскар Мамин.
Все это в итоге направлено на сокращение сроков доставки грузов, чтобы транзит через нашу страну для крупнейших государств, на стыке которых мы находимся, был экономически привлекательным.
В рамках проекта «Казахстан – Новый Шелковый Путь» 24 октября компанией «КТЖ» был запущен первый контейнерный поезд по перспективному маршруту «Ухань» (КНР) – Пардубице (Чехия). Его результаты превзошли все ожидания.
Состав первого контейнерного поезда, состоящего из 50 контейнеров с оргтехникой, из города Ухань доехал до границы с Казахстаном за пять суток. Далее на перегрузочной станции «Достык» было организовано ускоренное прохождение поезда через границу. Благодаря процедуре предварительного таможенного информирования в рамках проекта «Электронный поезд» контейнерный состав был оформлен за 1,5 часа. Процесс перегруза пилотного поезда с узкой колеи на широкую также занял рекордно короткое время – десять часов.
Уже третьего ноября скоростной контейнерный поезд пересек казахстанскую границу и был отправлен по маршруту Достык-Илецк-Красное-Брест-Малашевиче-Пардубице, проехав по казахстанской части маршрута 3087 километров со средней скоростью 768 км/сутки за 3 суток и 22 часа. На станцию назначения, в Чешский город Пардубице, железнодорожный «первопроходец» прибыл через 14 дней со дня запуска проекта.
Причем впервые на данном контейнерном поезде между таможенными органами стран Таможенного союза была применена процедура предварительного обмена данными о грузе без оформления бумажной транзитной декларации.
С тех пор, по словам Аскара Мамина, контейнерные поезда проходят уже по электронным накладным. К этой инициативе охотно присоединились и китайские таможенники. «Сегодня мы говорим о 14 днях, и я думаю, если мы все будем активно работать, есть потенциал для дальнейшего сокращения времени пути», - отметил глава «КТЖ», добавив, что в сравнении с морским транспортом уже сегодня имеется трехкратное снижение времени доставки груза из Китая в Европу.
Эта работа ведется в тесной координации с китайской стороной. «Ежемесячно у нас проходят совместные встречи с КНР, и хочу сказать, что уже в этом году через станцию «Достык» будет провезено 16,5 млн. тонн грузов. В декабре этого года мы открываем новый, второй международный переход через «Хоргос» и это дает нам двукратное увеличение нашей пропускной способности до 50 млн.тонн. Кроме того, уже есть договоренность с нашими китайскими коллегами о формировании нескольких поездов на регулярной основе уже через новый переход, с увеличением этих объемов в последующие годы. То есть работа скоординирована, находится на системном уровне и она полностью соответствует всем тем ожиданиям, которые формируются в двустороннем формате», - сообщил Аскар Мамин.
Кроме прямого экономического эффекта, который получат страны Таможенного союза в рамках увеличения транзитного потока между Европой и Азией (и обратно), развитие международного транспортного коридора имеет еще один аспект: он будет способствовать взаимному обмену технологий как между таможенными службами и грузоперевозчиками, так и между производителями.
Айжан БЕКТАСОВА
Главные новости Казахстана Время загрузки страницы 0.237 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |