Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


С 1 июня 2012 года Судебное жюри приступило к работе в новом формате



С 1 июня 2012 года Судебное жюри приступило к работе в новом формате

 

С 1 июня 2012 года Судебное жюри приступило к работе в новом формате  Республики Казахстан провозгласила судебную власть одной из трех основополагающих и самостоятельных ветвей государственной власти. Понимая, что суд – гарант защиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима, государство стремится создать стабильную и независимую судебную систему.

Судьи — носители судебной власти. На судей возлагается принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций.


Высокий статус судьи не только обязывает быть профессионально подготовленным, обладать необходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу, но и требует наличия определенных высоких морально-этических качеств. Кодекс судейской этики устанавливает, что судья обязан демонстрировать и продвигать высокие стандарты поведения с целью укрепления веры общественности в систему правосудия, что является основой для поддержания независимого правосудия, обеспечивающего гармоничное сочетание защиты интересов личности, общества и государства. Судья, принимая властные полномочия по отправлению правосудия, добровольно налагает на себя ограничения, связанные с соблюдением этических правил поведения.

В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января  2012 года Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н.А. Назарбаев отмечал необходимость модернизации судебной системы, кардинального пересмотра порядка формирования судейского корпуса, повышения ответственности и квалификации судей.

Достижение высокого качества работы органов судебной власти, формирование и поддержание достойного судебного корпуса были поставлены в ряд важнейших приоритетов государственной политики Казахстана.

Непосредственное влияние на обеспечение конституционно гарантированного права на судебную защиту, на авторитет судебных органов оказывает индивидуальная деятельность судей по отправлению правосудия, их профессионализм.

Одна из гарантий успешного осуществления этого важнейшего сегмента судебной деятельности – формирование у судей ответственного подхода к выполнению профессиональных обязанностей, повышение судебной дисциплины, а также закрепление соответствующего особому правовому статусу судей организационно-правового механизма дисциплинарной ответственности  судей.

На сегодняшний день рассмотрение вопросов дисциплинарной ответственности судей отнесено к компетенции Судебного жюри, сформированного в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 16 февраля 2012 года. Данным конституционным законом был упразднен институт дисциплинарно-квалификационных коллегий судей, полномочия по возбуждению дисциплинарного производства, рассмотрению дисциплинарных дел в отношении судей и подтверждению права судьи на отставку были переданы Судебному жюри, который ранее рассматривал только вопросы определения профессиональной пригодности судей.

Упразднение республиканского и областных дисциплинарно-квалификационных коллегий судей и передача их полномочий в единый республиканский орган – Судебное жюри было, прежде всего, продиктовано необходимостью защиты судей от давления руководства районных и областных судов, более объективного рассмотрения дисциплинарных дел в отношений судей. Таким образом, судебная система республики прилагает все усилия, чтобы исключить любое вмешательство в отправление правосудия.

В связи с расширением полномочий Судебного жюри Указом Президента Республики № 329 от 18 мая 2012 была утверждена новая редакция Положения о Судебном жюри, предусматривающая новый порядок формирования и организацию работы Судебного жюри, а также порядок рассмотрения материалов и дисциплинарных дел.

31 мая текущего года пленарным заседанием Верховного Суда, тайным голосованием на альтернативной основе был избран новый состав Судебного жюри, в который вошли 5 судей Верховного Суда, 3 судьи областных судов и 3 судьи районных судов.

С 1 июня 2012 года Судебное жюри приступило к своей работе в новом формате.

Прежде всего, расширился круг вопросов подлежащих рассмотрению.

Так, в компетенцию Судебного жюри отнесены вопросы  определения профессиональной пригодности действующего судьи, возбуждения дисциплинарного производства и рассмотрения дисциплинарных дел, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращения. Также, Судебным жюри рассматриваются ходатайства судей о досрочном снятии взыскания.

Необходимо отметить, что целью Судебного жюри является поддержание высоких стандартов профессиональных и моральных качеств судей, усиление гарантий их независимости, повышение ответственности и дисциплины в работе судов и судей и высокого престижа судейского труда.

Главная задача Судебного жюри – не наказание судьи, а прежде всего, профилактическая работа, направленная на укрепление судебной системы, повышение авторитета судебной власти, формирование высококвалифицированного судейского корпуса. Профессионализм судьи предполагает, прежде всего, безупречную репутацию, качественное отправление правосудия, высокую квалификацию, правовую культуру и грамотность. Судья должен понимать, что любое нарушение законности при рассмотрении судебных дел, нарушение профессиональных, этических норм чревато серьезными последствиями, вплоть до досрочного прекращения полномочий.

Задача Судебного жюри сделать наказание справедливым, адекватным нарушению, чтобы оно стимулировало к поддержанию высоких стандартов профессиональных и моральных качеств судьи.

Основанием для рассмотрения на Судебном жюри материалов в отношении судьи является решение пленарного заседания областного или Верховного Суда или представление председателя областного или Председателя Верховного Суда.

Основанием для рассмотрения на Судебном жюри материалов об определении профессиональной пригодности судьи является решение пленарного заседания областного или Верховного Суда Республики Казахстан о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкое качество отправления правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел.

По результатам рассмотрения материалов относительно судьи, чья профессиональная квалификация ставится под сомнение, Судебное жюри выносит одно из следующих решений:

1) о соответствии судьи занимаемой должности;

2) о принятии необходимых мер по повышению профессиональной квалификации судьи (направление судьи на обучение, установление наставничества над судьей, организация стажировки в вышестоящем суде и другое);

3) о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.

К дисциплинарной ответственности судьи могут быть привлечены только:

1) за нарушение законности при рассмотрении судебных дел;

2) за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике;

3) за грубое нарушение трудовой дисциплины.

Председатели судов и председатели судебных коллегий судов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное производство в отношении председателей судебных коллегий, судей Верховного Суда Республики Казахстан, председателей и председателей судебных коллегий областных судов может быть возбуждено по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан.

Дисциплинарное производство в отношении судей областных судов, председателей и судей районных судов может быть возбуждено по представлению председателя областного или Председателя Верховного Суда Республики Казахстан.

В результате рассмотрения дисциплинарного дела Судебное жюри принимает одно из следующих решений:

1) о наложении дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, освобождение от должности председателя суда или председателя судебной коллегии за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, освобождение от должности судьи);

2) о прекращении дисциплинарного производства.

По истечении шести месяцев со дня наложения дисциплинарного взыскания оно может быть снято Судебным жюри досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей по ходатайству судьи.

Рассмотрение вопроса о подтверждении права судьи на отставку осуществляется Судебным жюри на основании письменного заявления судьи. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие безупречную репутацию судьи.

Решение Судебного жюри об отсутствии условий на реализацию права на отставку служит основанием в отказе судье в освобождении от должности в форме отставки.

Отставка судьи прекращается по следующим основаниям:

совершения им преступления или порочащего проступка, умаляющего авторитет судебной власти;

по собственному желанию;

прекращения гражданства Республики Казахстан;

его смерти или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

С представлением о прекращении отставки в Судебное жюри могут обратиться Председатель Верховного Суда Республики Казахстан, председатели областных судов, а также судья по собственному заявлению.

Решения Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарных проступков или за невыполнение требований, предъявляемых к судье, о подтверждении права судьи на отставку и прекращении отставки направляются Председателю Верховного Суда Республики Казахстан для последующего представления в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.

Решение Судебного жюри обжалованию не подлежит. До принятия Высшим Судебным Советом Республики Казахстан рекомендации оно может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, которые не могли быть известны при его вынесении.

В целях повышения уровня гарантий независимости судей предусмотрен отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации на освобождение судьи от должности.

Отказ Высшего Судебного Совета Республики Казахстан в даче рекомендации на освобождение председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности является основанием для отмены Судебным жюри вынесенного им решения и его пересмотра.

Введение института Судебного жюри продиктовано велением времени, необходимостью усиление гарантий независимости правосудия и ставит задачу повышения ответственности и дисциплины в работе судов и судей.

М. Солтыбаев

Заведующий Отделом по кадровой работе

Департамента по обеспечению деятельности судов

при Верховном Суде Республики Казахстан

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 5
Работа на дому


Время загрузки страницы 4.387 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>