Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Представители КНПК решили разобраться с финансированием НПО



Представители КНПК решили разобраться с финансированием НПО

 

 Глобальный кризис обострил борьбу за влияние в мире, как следствие – в разных уголках планеты стали сталкиваться с разными формами политического давления.

В опалу попали не только Белоруссия или Украина, но даже большой и необъятный Китай. В связи с этим, естественно, встал вопрос о снижении подобного рода рисков, в итоге в центре внимания оказались неправительственные организации и их спонсоры. В России им присвоили статус «иностранный агент» и усилили контроль над их деятельностью. В Казахстане прозвучало более радикальное предложение: приостановить их деятельность. Конечно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке и не исключено, что на иностранные деньги может быть заказана не только революционная музыка, но и могут усилиться в обществе радикальные исламские настроения. С другой стороны, нет смысла выплескивать из ванны с грязной водой младенца. И поскольку разговор зашел о финансировании, то уместно задуматься о реформировании механизма госзаказов, в рамках которого развиваются НПО.


В последнее время неправительственные организации (НПО) снова оказались в центре внимания. Как ни странно, одними из первых интерес к ним проявили казахстанские коммунисты. На днях депутат мажилиса и лидер Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК) Владислав Косарев предложил избавить страну от НПО, получающих финансирование из-за рубежа.

Как заявил Косарев, «нет необходимости заставлять их регистрироваться... как иностранные агенты. Такие организации вообще не нужны на территории нашей страны, потому что, по сути, ими выполняются совсем не безобидные функции». По его мнению, мониторинг состояния общества, которым занимаются НПО, это «по сути, разведывательная деятельность».

Вполне вероятно, что, выступая с подобной инициативой, ведущий коммунист страны решил поддержать своих российских коллег – депутатов Госдумы, принявших закон об «иностранных агентах», который ужесточает контроль над некоммерческими организациями, финансируемыми из зарубежных источников. Отметим, что законопроект, дающий статус «иностранного агента» финансируемым из-за рубежа НПО, был принят Госдумой в первой половине июля. Впоследствии данный документ вызвал критику со стороны правозащитников.

Не исключено, что с подачи представителей КНПК аналогичный документ может появиться и в Казахстане. Тем более что в стране в 2005 году уже ужесточали контроль над НПО, правда, тогда никто не предлагал их закрывать. Семь лет назад депутатами мажилиса рассматривался законопроект по внесению изменений и дополнений в Административный и Налоговый кодексы, законы «О государственной регистрации юридических лиц», «О банках и банковской деятельности», «О некоммерческих организациях», направленных на усиление государственного контроля за деятельностью НПО, а также за их финансовыми потоками.

Кроме того, в политической жизни нашей республики имелись прецеденты, когда события в соседней России находили отклик в Казахстане. А сегодня подобный сценарий имеет больше шансов реализоваться, как-никак мы теперь живем в Таможенном союзе, где идет процесс унификации законодательства. Правда, этот тренд затрагивает пока только экономические правила игры и не касается норм политической жизни. Но в данном случае решающим фактором выступают настроения в депутатском корпусе, и они вправе включать подобного рода вопросы в повестку дня.

Однако следует отметить, что законодательные правки в России возникли не на пустом месте. В последнее время в стране наблюдается всплеск политической активности, что в свою очередь грозит дестабилизацией ситуации. В итоге, перед тем как принять правки по закону об НПО, в Госдуме запретили еще и «народные гуляния». В этом смысле ситуация в Казахстане сильно отличается от российской действительности. Общество оказывает поддержку политической модели, что в свою очередь укрепляет стабильность.

Но вместе с тем речь идет об иностранных деньгах, которые поступают на счета НПО. И в данном случае есть основания для беспокойств. Поскольку глобальный кризис стал обострять борьбу между странами и как следствие – усиливает политическое давление в международных отношениях. Только за неполные полгода в опалу Запада попали не только Белоруссия или Украина, но даже вполне солидный и респектабельный Китай, который столкнулся с дипломатическим кризисом, после того как слепой диссидент непонятно как оказался в хорошо охраняемом посольстве США в Пекине.

В этом смысле иностранное финансирование усиливает геополитические риски как для России, так и для Казахстана. Тем более, что в Москве помнят случай, когда в качестве рычага давления использовались не только местные либералы, но даже экологи, которые преувеличивали значение парниковых газов для экосистемы планеты, после чего критиковали Россию за причиненный вред окружающей среде. За внешне безобидными «экоформулировками» скрывалась попытка развитых и вполне цивилизованных стран набросить хомут на экономику динамично развивающихся государств.

Кроме того, не стоит упускать и специфику Востока, где нередко приходится сталкиваться с радикальными течениями ислама. И такие организации работают отнюдь не на добрых началах благотворительности. Получается дилемма, у которой нет решения: или жить с НПО на иностранные деньги, или отказаться от них вовсе, выбирая из двух зол меньшее. Однако решение есть, и об этом говорил Глава государства Нурсултан Назарбаев в статье «Двадцать шагов навстречу Обществу Всеобщего Труда». Во-первых, нет смысла «выплескивать из ванны с грязной водой и самого ребенка».

«Следует развивать самоорганизующие начала в жизни казахстанцев, в том числе органы местного самоуправления, «осовременить» институты гражданского общества, которые должны стать действенными инструментами реализации социальных инициатив граждан», – отметил Глава государства в своей концептуальной статье.

А если принимать во внимание ситуацию в третьем секторе Казахстана, который оставляет желать лучшего, то инициатива лидера КНПК выглядит нецелесообразной и обещает подорвать развитие неправительственных организаций. Их и так немного. Во-вторых, в президентской статье черным по белому написано, что необходимо усиливать ответственность в казахстанском обществе за разжигание социальной, межнациональной и межрелигиозной розни. Иными словами, независимо от того, кто и за какие деньги будет этим заниматься, все будут наказаны за бессмысленный бунт.

Таким образом, в рамках Общества Всеобщего Труда имеется место для НПО. Но дело в том, что эффективность третьего сектора в Казахстане действительно нужно повышать. Их задача заниматься не политикой и тем более отрабатывать сомнительные деньги иностранных спонсоров, а способствовать гармоничному развитию общества, искать простые решения сложных социальных проблем, в целом – снижать нагрузку государства.

Заметим, что революционные брожения на постсоветском пространстве в 2005 году привели к реформам третьего сектора Казахстана. Выполнение поручения Главы государства Нурсултана Назарбаева на II Гражданском форуме 2005 года – к 2011 году увеличить объем финансирования НПО до одного миллиарда тенге – и разработка закона «О государственном социальном заказе» положили начало целевому государственному финансированию проектов для НПО. Этот шаг, бесспорно, заложил хороший фундамент под частно-государственное партнерство. Кроме того, он способствовал укреплению гражданского контроля, а значит, способствовал усилению эффективности государства.

Поскольку разговор зашел о финансировании НПО, то эта сторона также требует реформ. В Казахстане эксперты не раз говорили о том, что механизм госзаказа, который должен был усилить частно-государственное партнерство, сегодня фактически был сведен до уровня агитационной и пропагандистской работы. В итоге потенциал НПО снизился, хотя они должны были заниматься более значимой работой, открыть «второе дыхание» как бизнесу, так и государству. Следовательно, механизм требует доработки. Тем более что он неплохо зарекомендовал себя в развитых странах, где не принято отвлекать ресурсы госаппарата на то, что могут более эффективно решить некоммерческие организации.

Андрей КОРОЛЕВ, Марат МАМАЕВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 5
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.768 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>