Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Социологи выяснили покупательский стиль казахстанцев



Социологи выяснили покупательский стиль казахстанцев

 

Социологи выяснили покупательский стиль казахстанцевЗа хлебом и молоком – в магазин «у дома», за овощами – на рынок, за обувью – на барахолку. Социологи  (ИПР) узнали у жителей 16-ти городов Казахстана, в каких местах они покупают продукты питания, товары бытовой химии, одежду и обувь, сообщает Zakon.kz, со ссылкой на пресс-службу ИПР.

Покупательские привычки населения довольно традиционны – об этом свидетельствует, по крайней мере, непопулярность специализированных и интернет-магазинов. Что касается покупательского стиля, то по большей части казахстанцы ставят в приоритет удобное расположение магазинов и низкие цены – зачастую в ущерб качеству и широкому ассортименту.


Большую роль в этом играет материальная составляющая – обеспеченные горожане покупают более «цивилизованно» (в супермаркетах и брендовых магазинах), менее обеспеченные привыкли к рынкам и барахолкам. Различия в стиле покупок определяются и экономической географией проживания – разные регионы «закупаются» по-разному.

Продукты на каждый день

Свыше 66% участников опроса, проведенного ИПР, покупают «ежедневные» продукты (молоко, хлеб и др.) в магазинах «у дома». В супермаркет за этой категорией продуктов отправляется каждый пятый (21,8%). На рынке ежедневные продукты покупает один из десяти казахстанцев, или 9,2% респондентов. Вариант «интернет-магазины» не отметил никто из опрошенных – хлеб в сети непопулярен.

Закономерно, что в ряде городов количество ежедневно посещающих супермаркеты больше. Лидируют в этом списке финансовая и нефтяная столицы республики – Алматы и Атырау: здесь доли тех, кто ежедневно закупается в супермаркетах и магазинах у дома, примерно равны.

Также супермаркеты популярны в Караганде (40,8%), Астане (38,9%), Актобе (31,4%). Жители южных городов предпочитают покупать продукты на каждый день вблизи дома – Тараз (98,7%), Шымкент (75%), Кызылорда (70%). Распространены магазины «у дома» и в Усть-Каменогорске, Павлодаре, Талдыкоргане.

Продукты на неделю

У 37,3% казахстанцев при покупке продуктов питания на несколько дней вперед – круп, напитков, кондитерских изделий и т.п. – на первый план выходят супермаркеты. Немногим меньше тех, кто отправляется за «недельными» продуктами на рынок или базар – 34,5%. В магазинах «у дома» их покупает каждый пятый горожанин (21,3%). Региональные различия проявляются и здесь: жители Алматы, Астаны, Караганды, и всех «нефтегазозападных» городов (Уральск – в меньшей степени) предпочитают супермаркеты.

Население южного региона в большей степени осуществляет закуп продуктов на неделю на рынках или базарах. Выбор места для покупки продуктов на длительный срок связан как с развитостью сетевых и несетевых супермаркетов в том или ином городе, так и с материальным положением горожан. Как правило, доля посетителей рынков и магазинов «у дома» выше среди респондентов с низким уровнем дохода.

Мясные и фруктово-овощные продукты

Свыше половины опрошенных ИПР казахстанцев (51,2%), отправляясь за мясной и фруктово-овощной продукцией, предпочитают магазинам рынки (базары). Это наиболее характерно для жителей Юга (Тараз – 89,3%, Шымкент – 80,6%, Кызылорда – 73,3%). Актюбинцы, вопреки своей привязанности к супермаркетам, за мясом, овощами и фруктами также идут на рынок.

Каждый пятый участник опроса (22,3%) покупает эту категорию продуктов в супермаркетах. Такое поведение в большей степени свойственно жителям Караганды (36,9%), Петропавловска (31,7%), Актау (30%), Астаны (26,1%) и Алматы (26,1%). В магазинах «у дома» покупают мясо, овощи и фрукты 25% павлодарцев, 18,6% костанайцев, 18% талдыкорганцев. В целом возле дома эти продукты удобно покупать каждому десятому респонденту (10,2%). Немногим меньше (9%) тех, кто всем вариантам предпочитает сельскохозяйственные ярмарки. Еще 5,9% идут в специализированные магазины – мясные или фруктово-овощные.

Бытовая химия

Стиральные порошки, чистящие средства и прочие товары бытовой химии в большей степени казахстанцы приобретают в супермаркетах – 33,3%. С небольшим отставанием следуют рынки (базары) – 25,5%. Специализированные (хозяйственные) магазины популярны у 23,3% горожан. В магазинах «у дома» товары бытовой химии покупают 13,1%. Примечателен едва заметный сдвиг до 0,8% – среди ответов респондентов появились интернет-магазины.

Обращает на себя внимание выбор жителей Актобе – 90% покупают товары бытовой химии в супермаркетах. Продолжают эту тенденцию (по убывающей): Актау – 40,8%, Караганда – 39,7%, Усть-Каменогорск (35,2%) и Петропавловск (35%). В противовес этим городам расположились: Тараз (56,2% покупают бытовую химию на рынке и лишь 2,5% – в супермаркетах), Павлодар (32,1% и 4,3% соответственно), Кызылорда (55,8% и 10%). Очевидно, что обеспеченное население (40,1%) при покупке этой категории товаров в большей степени отдает предпочтение супермаркетам, остронуждающиеся (38,9%) – рынкам и базарам.

Одежда и обувь

На вопрос - «В каких местах вы покупаете одежду/обувь?» более половины респондентов – 50,4% – отвечают: «На рынке или на барахолке». Среди этой категории чаще встречаются остронуждающиеся горожане (68%). В региональном срезе больше всего таковых в Таразе, Кызылорде, Шымкенте. В торговых домах или бутиках отдельных торговых марок одеваются и обуваются 39,7% участников опроса ИПР. В первую очередь это жители Актобе, Астаны и Усть-Каменогорска.

В разрезе доходных групп это характерно для обеспеченного населения (59,4%). 6,1% казахстанцев предпочитают покупать одежду и обувь в брендовых магазинах. Небольшая часть населения (1,3%) включает шопинг в программу пребывания за границей, услугами интернет-магазинов пользуется лишь один человек из ста – 1%.

В целом, характеризуя покупательский стиль по всем категориям продуктов, социологи ИПР отмечают несколько трендов.

Региональный: в Казахстане проявляются регионы-реципиенты, население которых склонно к покупке наиболее дешевых товаров нередко в ущерб качеству (в первую очередь это свойственно Югу Казахстана). Социальная дифференциация усиливается наличием более развитых городов: как правило, их жители более щепетильны в выборе продуктов и одежды (в первую очередь «чиновничья» Астана, «культурно-финансовый» Алматы, «приближенная к столице» Караганда, «нефтяные» Атырау и Актау).

Еще один фактор связан с развитием торговых сетей и супермаркетов: в ряде городов (Алматы, Астана, Актобе) их количество достаточно для того, чтобы охватить определенную часть населения, в некоторых городах превалируют небольшие магазины и рынки.

Следующий фактор, определяющий покупательский стиль казахстанцев, – материальный (отчасти связан с региональным): различия в покупательских предпочтениях показывают, насколько он важен при выборе с местом покупок (вплоть до наличия автомобиля в семье для поездок в супермаркеты).

И, наконец, «фактор привычки»: казахстанцы по традиции покупают еду, одежду и обувь «вживую». В силу ряда причин – недостаточной пенетрации интернета и незнания, а, возможно, недоверия интернет-магазинам – культура покупки товаров онлайн среди казахстанцев пока не развита.

Изучение общественного мнения проводилось в апреле 2012 года в 16-ти городах (14-ти областных центрах, Астане и Алматы). Количество респондентов – 2298 чел. Выборка: многоступенчатая территориальная случайная с группировкой городов в географические регионы. Маршрутный метод с 5-кратным шагом отбора. Face-to-Face, по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность ±1%.

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 3
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.405 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>