Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Мы никому не должны позволять посягать на закрепленные Конституцией и законами права человека - «круглый стол» в Мажилисе



Мы никому не должны позволять посягать на закрепленные Конституцией и законами права человека - «круглый стол» в Мажилисе

 

Мы никому не должны позволять посягать на закрепленные Конституцией и законами права человека - «круглый стол» в Мажилисе Комитет Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе провел сегодня «круглый стол» совместно с представительством МОО «Penal Reform International» (Международная тюремная реформа) в Центральной Азии. Тема - «Развитие законодательства Республики Казахстан по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», сообщает Zakon.kz, со ссылкой на пресс-службу Мажилиса РК.

В мероприятии приняли участие депутаты Парламента РК, представители Администрации Президента РК, учреждений науки и образования, госорганов, НПО,  международных организаций.


На заседании состоялась презентация двух законопроектов. Первый - «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», внесенный в Мажилис Парламента Республики Казахстан Правительством РК.

Законопроект разработан в целях реализации обязательств, принятых Республикой Казахстан путем ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 25 сентября 2007 года.

Целью Факультативного протокола является создание системы регулярных посещений, осуществляемых независимыми международными и национальными органами, мест, где находится лишенные свободы лиц, с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Вместе с тем,  Факультативный протокол нацелен на создание системы регулярных посещений путем создания национальных превентивных механизмов, учрежденных децентрализованными органами.

Целью законопроекта является закрепление в качестве национального превентивного механизма системы регулярных посещений Уполномоченным по правам человека, общественными наблюдательными комиссиями и общественными объединениями исправительных учреждений и следственных изоляторов, учреждений, в которых осуществляется принудительное лечение больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, специальных учреждений, обеспечивающих временную изоляцию от общества, центров адаптации несовершеннолетних, специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания.

Кроме того законопроектом предусмотрены определение национального превентивного механизма и условия его деятельности. В частности, предусмотрены изменения и дополнения, предусматривающие требования к участникам национального превентивного механизма, их права и полномочия, гарантия конфиденциальности при осуществлении ими своих полномочий, положения по взаимодействию участников национального превентивного механизма с государственными органами, ежегодное опубликование докладов участников национального превентивного механизма при содействии Уполномоченного по правам человека.

Второй презентованный законопроект - «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания», подготовленного экспертами PRI (Международной тюремной реформы).

Общественный контроль тюрем и других мест лишения и ограничения свободы существует во всех государствах, считающихся правовыми и демократическими. Смысл его заключается в обеспечении доступа «людей с улицы» в места, где существует угроза нарушений прав лиц, в них содержащихся. В Казахстане уже существуют некоторые механизмы общественного контроля: это общественные наблюдательные комиссии, существующие во всех регионах страны и омбудсман. Однако, по мнению независимых экспертов, следует усилить их функции. В этой связи экспертами PRI был разработан законопроект об общественном контроле.

Открывая форум, председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев отметил, что в Мажилис Парламента Республики Казахстан поступил проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на  предупреждение пыток и  других жестоких, бесчеловечных  или унижающих достоинство видов обращения и наказания».

Законопроект направлен на реализацию ратифицированного Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

«Прежде всего, необходимо учесть, что применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания представляет собой грубейшее нарушение прав человека. Международное сообщество рассматривает эти деяния как оскорбление человеческого достоинства. Личная безопасность выступает как социальная ценность, и всякое гражданское общество обязано обеспечить ее неприкосновенность от незаконного государственного или любого вмешательства и произвола. Республика Казахстан, провозглашая себя демократическим, правовым государством, высшими ценностями утвердил человека, его жизнь, права и свободы. В этой связи нашей страной были проведены ряд важных реформ в области совершенствования национального законодательства по вопросам борьбы против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, чем подтвердил свою приверженность соблюдению принципов демократии и обеспечению прав человека в республике, общечеловеческим принципам. Вопросы пыток и применения недозволенных методов ведения следствия в настоящее время являются предметом строжайшего контроля со стороны государства», - отметил он.

По его словам, следует учесть, что уголовное преследование человека не лишает его основных прав, предусмотренных международными конвенциями и Основным Законом страны. Именно, свобода от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания создает рамки и границы для любого проявления неправового государственного принуждения, а правовое признание данной гражданской свободы устанавливает запреты незаконного посягательства на личную безопасность человека.

Свое международное признание эта свобода получила в результате провозглашения в 1948 г. Всеобщей Декларации прав человека и правового закрепления в 1966 г. в Международном Пакте о гражданских и политических правах. Национальные законодательства также стремятся придать этому праву нормативное оформление.

Реализация ратифицированного Факультативного протокола к Конвенции позволит существенно приблизить уголовно-исполнительную систему к требованиям международных стандартов, что в свою очередь будет способствовать предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Затем с докладом выступил вице-министр юстиции Дулат Кусдавлетов.

Он рассказал, что на сегодняшний день государства – участники Факультативного протокола к Конвенции против пыток  внедрили в своих странах  различные системы НПМ. Все они выбирают  модели, которые условно можно разделить на несколько групп. Вместе с тем, в регионе ОБСЕ в настоящее время  преобладающим является вариант, когда НПМ назначен в лице Омбудсмена самостоятельно или во взаимодействии с неправительственными организациями.

Первая группа – это назначение одной существующей организации. Так,  в качестве НПМ Мексика  и Маврикий назначили комиссии по правам человека, а Коста-Рика, Дания, Швеция (Законом от 2005 года «О ратификации ОПКАТ») - офисы Омбудсмена.

В Эстонии Канцлер Юстиции с 18 февраля 2007 года является национальным превентивным органом (НПМ) в соответствии со статьей 3 ФПКПП. Однако эта дата не является отправной точкой деятельности по мониторингу и проведению инспекций. Уже много лет аппарат Канцлера Юстиции осуществляет инспекции мест лишения свободы. В  настоящее время в Эстонии это происходит системно. После принятия инструкции по проведению инспекций мест лишения свободы количество инспекций  значительно возросло. В Армении Защитник прав человека (Омбудсмен) официально назначен в качестве НПМ (Изменения, внесены в Закон «Об Омбудсмене» 8 апреля 2009 года).

Вторая группа предполагает совместное участие Омбудсмена и НПО в работе НПМ

Так, в Словении внедрена модель «Омбудсмен +», при которой офис Омбудсмена назначается НПМ в тандеме с НПО.  (Закон  «О ратификации «ОПКАТ» от января  2007 года) (ОПКАТ -  Факультативный  протокол к Конвенции против пыток). Аналогичный НПМ действует в  Молдове (Закон «О внесении изменений в Закон «Об омбудсмене» от 12 июля 2006 года).

В Кыргызстане в 2006 году был временно образован Общественный наблюдательный совет по вопросам Уголовно-исполнительной системы при Министре юстиции. Законопроект по созданию национального превентивного механизма разработан в 2009 году и до настоящего времени обсуждается.

Третья группа предусматривает определение в качестве НПМ  несколько существующих органов. Так, в Новой  Зеландии согласно  Закону от декабря 2006 года функции НПМ выполняют 5 органов – Комиссия по правам человека, офис Омбудсмена, независимый  орган наблюдения за полицейскими, офис Уполномоченного по правам детей, офис Инспектора армейских пенитенциарных учреждений, а также офис  Генерального судебного адвоката  вооруженных сил.

Четвертая группа предусматривает создание новой  организации. Так, во Франции Законом от 30 октября 2007 года  создан  Генеральный инспектор мест лишения свободы, в Парагвае Законом от 2009 года  – Национальный комитет по предупреждению пыток.

«В казахстанском законопроекте выбрана  модель второй группы стран, которая наиболее распространена в странах  - членах ОБСЕ. Основная цель модели «Омбудсмен +» заключается в использовании международно-признанного статуса Омбудсмена для привлечения доверия к данному механизму, а не использования его в качестве технического исполнителя. Уполномоченный по правам человека при осуществлении своей деятельности независим и не связан ведомственными интересами. Ключевым вопросом при назначении национального превентивного механизма является наделение данного механизма мандатом, достаточным для выполнения своих функций», - сказал он.

Министерством юстиции разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на  предупреждение пыток и  других жестоких, бесчеловечных  или унижающих достоинство видов обращения и наказания».

Данный законопроект направлен на реализацию ратифицированного Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Законопроект предусматривает внесение изменений в три Кодекса и четыре Закона Республики Казахстан и направлен на создание национального превентивного механизма. Данный механизм представляет собой систему регулярных посещений специальных учреждений с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В качестве мест регулярных посещений законопроект определяет исправительные учреждения и следственные изоляторы, учреждения для принудительного лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, специальные учреждения временной изоляции от общества, организации образования с особым режимом содержания.

Посещение осуществляется участниками НПМ. Ими являются:

-    Уполномоченный по правам человека;

-    члены общественных наблюдательных комиссий;

-    члены общественных объединений, заключивших договоры о реализации социальных проектов по обеспечению деятельности НПМ. Уполномоченный по правам человека в соответствии с его компетенцией не ограничивается в количестве и сроках посещений. Другим участникам НПМ предлагается посещать 451 специальное учреждение не менее двух раз в год, в количестве не более четырех человек.

По итогам посещений участники НПМ представляют в органы прокуратуры и уполномоченные органы, в ведении которых находятся учреждения:

- рекомендации по улучшению обращения с лицами, содержащимися в посещаемых учреждениях, и по предупреждению пыток;

- предложения по совершенствованию законодательства.

По итогам рассмотрения поступивших рекомендаций и предложений указанные государственные органы обязаны информировать участников НПМ.

Законопроект также устанавливает права и обязанности участников НПМ, основания для прекращения их деятельности.

Воспрепятствование физическими и должностными лицами деятельности участников НПМ путем отказа в представлении информации, проведению беседы с лицами, содержащимися в таких учреждениях и их представителями влечет административный штраф (в размере 5 МРП - для физических лиц и 7 МРП – для должностных лиц; за повторные действия: 10 МРП - для физических лиц, для должностных лиц – 15 МРП).

В целях обеспечения функциональной независимости НПМ и его участников от исполнительных органов, предусматривается финансирование их деятельности из государственного бюджета путем реализации социальных проектов. В рамках социальных проектов оплачиваются командировочные расходы, расходы по использованию средств связи и канцелярских товаров, а также работы по подготовке отчетов по итогам посещений и предложений и рекомендаций.

Общественные наблюдательные комиссии не финансируются, поскольку не обладают статусом юридических лиц.

Таким образом, реализация Закона потребует дополнительные расходы в размере 200 млн. тенге ежегодно. Соответствующая сумма одобрена Республиканской бюджетной комиссией. Финансирование НПМ органами юстиции через государственный социальный заказ является самой оптимальной формой финансирования деятельности неправительственных организаций, поскольку  Законом «Об общественных объединениях», Бюджетным кодексом, Гражданским кодексом не допускается прямое финансирование  деятельности  НПО из государственного бюджета.

«Отдельно хотелось бы обратить внимание на функции координатора за реализацией НПМ  по законопроекту. Ранее данные функции были закреплены за Уполномоченным по правам человека в рамках модели «Омбудсман+». Однако, позднее было поддержано предложение Уполномоченного по правам человека о закреплении функции администратора бюджетной программы по финансированию  социальных проектов по реализации НПМ за Министерством юстиции. Вместе с тем Минюст не будет возражать, если функции по финансированию деятельности НПМ опять передадут Уполномоченному по правам человека. Вместе с тем, мы сейчас пытаемся создать качественный НПМ, который поможет сократить количество пыток и усилить систему общественного контроля в стране», - подытожил Дулат Кусдавлетов.

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 7
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.285 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>