Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Жанна КУАНЫШЕВА: «Евразия»– это праздник кино



Жанна КУАНЫШЕВА: «Евразия»– это праздник кино

 

Жанна КУАНЫШЕВА: «Евразия»– это праздник киноСегодня в Алматы стартует VII Международный кинофестиваль «Евразия». Можно ли этот кинофорум считать достойной профессиональной площадкой для продвижения лучших фильмов? Стимулирует ли он отечественную киноиндустрию на захват в этом кинопространстве собственной «территории» с помощью новых идей, картин, новых имен, талантов? Способствует ли укреплению международного сотрудничества и культурному обмену между кинематографистами Евразии? Обо всем этом рассказывает Жанна КУАНЫШЕВА – заслуженная артистка, член экспертного совета киностудии «Казахфильм», руководитель Творческого объединения «Киноактер».

Ж. К.: – На все эти вопросы я отвечу только «да, да, да». «Евразия» – это праздник кино, праздник зрителей и кинематографистов. А еще это титаническая работа. Кинофестиваль –  важное событие для развития отечественной киноиндустрии, хорошая диалоговая площадка. В его рамках будет работать кинорынок, на наш праздник приехали отборщики таких престижных кинофестивалей, как Венецианский, Берлинский, Каннский, кинофестиваля в Локарно. Они отсматривают даже тот материал, который находится еще в процессе производства. Если картина их заинтересует, то возможно заключение контрактов на ее «доводку» и дальнейший промоушн в мировом прокате. «Евразия» – мощный толчок для продвижения нашей кинопродукции на международных кинофестивалях.


Хочу обратить внимание, на этот раз значительно расширена география предоставленных на конкурс картин. Если в прошлые годы фестиваль в основном был акцентирован на среднеазиатских фильмах, то сегодня в этом конкурсе участвуют картины и из Европы.  Так что я не знаю, что на фестивале важнее – зрительский праздник, конкурсная программа или продвижение наших картин. Наверное, все вместе.

Zakon.kz: – Кстати, по словам министра культуры Мухтара Кул-Мухаммеда, у нас за последние три года в прокат вышло более 20 фильмов, «Казахфильм» подписал договоры с 60 кинотеатрами. Он уверяет, что такого подъема казахского кино не было не только за все годы независимости, но и за все время существования «Казахфильма». С чем это связано?

Ж. К.: – Это правда. В последние годы казахстанских фильмов производится на порядок больше, и это совпало со  всплеском зрительского интереса, зрительской симпатии, особенно в молодежной среде. Сейчас стало модно ходить на казахстанское кино. Причина в том, что государство стало внимательно относиться к развитию киноотрасли, ежегодно увеличивает финансирование  все большего количества картин. А количество всегда переходит в качество. Мы делаем хорошее разножанровое кино – не только авторское, не только кино для кинопрофессионалов, фестивалей, кинематографической элиты, но и для массового зрителя. Это большой прорыв, просто чудо, я даже боюсь сглазить наше кино, тьфу-тьфу-тьфу… Помнишь времена, когда на «Казахфильме» было полное затишье. На всей территории киностудии работал только один павильон, где  снимался сериал «Перекресток». Все остальное  было погружено в темноту, ничего не производилось.  Сейчас, слава Богу, киностудия работает в полную силу.

Zakon.kz: – Чья это заслуга, кто покровительствует «Казахфильму»?

Ж. К.: – Я считаю, что это заслуга нашего Президента. Нурсултан Абишевич посетил киностудии «Казахфильм», мы показали ему все, что имеем, в том числе новый цифровой комплекс, трейлеры по новым проектам и так далее. Он был очень доволен и на встрече с кинематографической общественностью подчеркнул, что приложит все усилия для того, чтобы киноотрасль Казахстана получала целенаправленное своевременное финансирование.

Zakon.kz: – То есть ты хочешь сказать, что казахстанское кино сделало рывок вперед, нашло свою изобразительную форму, свой оригинальный стиль, сформировало  собственную в мире кинокультуру, и оно уже узнаваемо с первого кадра, служит эталоном для подражания?

Ж. К.: – Мы идем к этому, и это  все обязательно будет. К хорошему, говорят, быстро привыкают. Мы забываем о том, что активное развитие нашей киноотрасли началось всего лишь несколько лет назад, и уже сравниваем себя с кинематографией, допустим, турецкой, которая развивается в динамичном режиме уже 20-25 лет. Не торопите события, и мы достигнем многого. Уже намечен четкий стратегический курс. Дайте время, и мы обязательно станем примером для подражания, у нас просто нет другого выхода (смеется). Для этого у нас есть все необходимое и самое главное – творческие кадры. Прекрасные кинорежиссеры, кинооператоры, звукорежиссеры, сценаристы, киноактеры – молодые интересные, талантливые ребята. К тому же и корифеи снимают. У нас нет разрыва поколений и это очень важно. Разрыв был какое-то время назад. Помнишь, была аймановская когорта? Потом произошел разрыв, спад в кинематографии, затем в казахстанское кино пришла «новая  волна», и опять был спад, но сейчас все нормализовалось,  все идут по порядку, друг за дружкой, каждый имеет свою нишу, занимается своим делом.

Zakon.kz: – У нас есть возможность приглашать звезд мировой величины – известных актеров, продюсеров,  руководителей международных киноорганизаций и других профессионалов кино?

Ж. К.: – Конечно, есть. Возьмем последний совместный турецко-казахстанский телесериал «Астана – моя любовь». В ходе съемок мы получили очень хороший опыт общения, на съемочной площадке работали вместе с приглашенными турецкими звездами. Но самое приятное было то, что на прощальной пресс-конференции один из турецких киноактеров, звезда турецких телесериалов особо отметил казахстанскую актерскую школу. Это был лучший комплимент в наш адрес. Приятно осознавать, что достижения в казахстанском кино связаны и с отличной актерской школой.

Вот ты просила назвать лучшие фильмы из тех двадцати, о которых говорил министр Кул-Мухаммед. Это трудно сделать. Фильмы нельзя делить на плохие и хорошие, их надо делить по жанрам и в рамках того или иного жанра отбирать лучшие. Если, к примеру, брать кино для массового зрителя, то это «Сказ о розовом зайце», «Ирония любви». Для молодежи – «Рывок», для более взрослой аудитории – «Ликвидатор». Если брать историческое кино, то это «Биржан сал». Если рассматривать авторское прорывное авангардное кино, то, пожалуйста, –  «Келин». У нас много достойных картин и каждая имеет свою нишу, своего зрителя.

Zakon.kz: – Трудно представить, что все эти картины, разные по характеру, жанрам, форме подачи снимаются на одной и той же киностудии.

Ж. К.: – Вот именно. У меня есть друзья в России, и когда они смотрят наше кино, всегда восторгаются и говорят, что невозможно представить, что все эти картины создавались на одной и той же киностудии. «Вы такие разные!», – удивляются они.  Я говорю: «Мы действительно очень разные, снимаем хорошее кино и ни в чем вам не уступаем. Ну, разве что в объеме». Но это понятно, в России другие законы, другие источники финансирования, другой рынок…

Zakon.kz: – Ты хвалишься, а фильм «Келин», между прочим, вызвал бурю критики со стороны общественности, даже депутаты возмущались по поводу его содержания…

Ж. К.: – Я не знаю, чем вызвана такая бурная реакция, но уверена, что если вещь талантлива, авангардна, то она всегда спорна, и у нее найдутся как горячие поклонники, так и враги. Значит, она будоражит и цепляет, и в этом нет ничего плохого. Напротив, если картина зацепила, значит, она сильная.

Zakon.kz: – И все же у нас нет пока таких фильмов, которые были при Союзе – задушевные, впечатляющие, которые хочется смотреть и смотреть и они никогда  не надоедают. Например, «Угрюм-река», «Тени исчезают в полдень»,  «Белое солнце пустыни» и так далее…

Ж. К.: – Ну, сравнила! Я тоже с удовольствием смотрю старые советские фильмы, но ведь тогда масштабы были совсем другие. Это была мощнейшая киноиндустрия, которая в год выдавала «на-гора» 200-300 фильмов, два-три из которых становились шедеврами. Чтобы делать шедевры, нужны объемы. Из двух фильмов два шедевра никогда не выйдет. Мы уже выходим на эту стратегическую линию, увеличиваем объем,  улучшаем качество, так что у нас еще все впереди.

Zakon.kz: – Мало создать фильм, надо еще выпустить его на экран. Есть ли в Казахстане инвесторы, готовые вложить средства в отечественный кинематограф?

Ж. К.: – Я не владею информацией, но, наверняка, есть, ведь у нас кино становится прибыльной отраслью, финансово привлекательной.

Zakon.kz: – Жанночка, давай, вернемся к кинофестивалю «Евразия».  На этот раз евразийский кинематограф будет сфокусирован на фильмах стран Центральной Азии и тюркского мира, всего в конкурсной программе будут представлены двенадцать картин.  Не маловато ли для такого обширного региона?

Ж. К.: – Хотя в отборочной комиссии я не была, считаю, что были отобраны действительно хорошие картины, достойные участвовать в главном конкурсе – за лучший фильм кинофестиваля «Евразия». Раньше у нас было два конкурса. Большой общий и маленький среднеазиатский.  В этом году решили вернуться к формату единого конкурса. Пусть фильмов будет больше, пусть их будет меньше, лишь бы они были качественными, ведь мы фестиваль категории «А».

Zakon.kz: – В истории этого конкурса был момент, когда он ушел в «подполье» на целых семь лет. Как ты считаешь, такое больше не повторится?

Ж. К.: – Думаю, нет. Фестиваль будет жизнеспособным и таких перерывов больше не будет. Тот перерыв был связан с упадком в казахстанском кинематографе в целом в конце девяностых – начале двухтысячных годов. Это было тяжелое время для всей киноотрасли. Сейчас, как я уже отметила, все стабилизировалось, стали ясны планы, цели, задачи и мы смело движемся вперед.

Zakon.kz: –Хотела бы ты, чтобы в рамках «Евразии» был проведен мастер-класс по актерскому мастерству, как это было сделано, если не ошибаюсь, на втором кинофестивале в 2005 году.

Ж. К.: – Конечно, было бы интересно. В прошлом году приезжал известный авангардный актер Джон Малкович. Он не только актер, он и режиссер, и сценарист, и драматург, очень умный, талантливый человек, снимается в коммерческом и авторском американском кино. На встрече с творческой интеллигенцией я с большим удовольствием его слушала.

Zakon.kz: –Кому из казахстанцев дала бы приз лично ты за вклад в развитие киноискусства?

Ж. К.: – Ой, боюсь говорить, боюсь кого-нибудь пропустить, боюсь, что через час вдруг  кольнет сердце, и я подумаю: «А почему не сказала о нем?». Я же потом неделю буду болеть, переживать, что кого-то упустила. Скажу одно, что у нас богатая актерская школа, много молодых талантливых актеров, которые учились у своих старших коллег.

Мне тоже очень везло на  учителей, я много лет работала плечом к плечу с такими мэтрами, как Амина Умурзакова,  Бикен Римова, Нурмухан Жантурин. Я как губка впитывала все их уроки – профессиональные и жизненные. Как они жили на съемочной площадке, как они вели себя с коллегами, как общались с другими актерами –  это невозможно забыть. У них не только роли, вся их жизнь – великолепно сыгранная роль. Мы до сих пор восторгаемся созданными ими образами в театре и кино. И постоянно вспоминаем о том, что они говорили и как поступали в обычной жизни. Этот опыт невозможно переоценить.

Zakon.kz: – Когда-нибудь придет время, когда кто-нибудь скажет, а вот нам Жанна Куанышева говорила…

Ж. К.: – Я не хочу приближать это время (смеется). Я все еще в пути к чему-то… В долгом, бесконечном пути. Каждый год судьба бросает мне новый вызов. То я была голубой героиней – Салтанат из кинофильма «Гаухартас», то вдруг жизнь ни с того, ни с сего подкинула мне Жанну Сабирову из телесериала «Саранча», и я стала  главной стервой Казахстана, «мамой» мафии и восемь лет играла эту роль. Недавно мне стали предлагать роли матерей главных героев, например, в сериале «Астана – моя любовь».  И вдруг в прошлом году меня приглашают… в комедии, причем сразу в две. Одна – киносказка «Баха и Таха. Сказочный лес». Другая – ситком «Айналайын», который сейчас идет на телеканале «Казахстан».  Мы там с Жаном Байжанбаевым играем семью городских казахов, которые пытаются научить своего сына говорить на чистом казахском языке и отправляют его к родителям в аул. Оказалось, что я – не голубая героиня, а комедийный персонаж, представляешь?!

Zakon.kz: – И что, нравится тебе твоя новая роль?

Ж. К.: – Очень! Это так приятно – играть в комедии, смешить людей и самой хохотать. В общем, я в дороге, я в пути.

Zakon.kz: – Это у тебя сейчас состояние души такое, и это здорово. Что ты ждешь от этого праздника? Какие фильмы хотела бы посмотреть, с кем из гостей встретиться, в каких мероприятиях поучаствовать?

Ж. К.: – Я бы хотела поучаствовать во всех мероприятиях, пообщаться  со всеми, кто приедет, встретить всех своих друзей, с которыми, к сожалению, видимся только на фестивалях. В общем, насладиться праздником. Хочу посмотреть все, что отобрано в конкурс, все, что можно посмотреть в рамках фестиваля. Но вряд ли мне все это удастся сделать, просто времени не хватит. Во время фестиваля приходится заниматься и организационными вопросами.

Zakon.kz: – Какими?

Ж. К.: – В основном это проведение статусных мероприятий – открытие, закрытие, красная дорожка, День «Казахфильма». Во время проведения кинофестиваля один день обязательно посвящается гостям.  Нам есть чем гордиться, у нас великолепная киностудия – красивейшая, уютнейшая, напичканная большим количеством аппаратуры высокого мирового уровня. Шикарные павильоны, куда приглашать гостей – одно  удовольствие. И вот 21 числа мы будем принимать гостей, покажем аллею звезд, съемочные площадки, цифровой комплекс и так далее.

Zakon.kz: – Как ты оцениваешь профессиональный уровень жюри кинокритиков?

Ж. К.: – Председатель Международного жюри «Евразии-2011» – знаменитый южнокорейский режиссер Ким Ки-Дук, и этим все сказано. Это высочайший уровень. Высочайший! Он такой авангардный, такой элитарный режиссер, что его очень трудно  куда-то пригласить и то, что он приехал в Алматы, стал председателем жюри кинофестиваля – наша большая победа.

Zakon.kz: – Чем его заманили?

Ж. К.: – Наверное, конкурсной программой. Скорее всего, его заинтересовал уровень фильмов. Когда я узнала, что председателем жюри будет Ким Ку-Дук, я просто обомлела.

Zakon.kz: –  Как ты себя чувствуешь, когда праздник заканчивается, гаснут свечи, гости разъезжаются…

Ж. К.: – Один-два дня после этого живешь еще этим праздником, а потом все  становится на свои места, все  возвращается на круги своя, начинаются обычные рабочие будни. Киностудия – это конвейер, производство, кинофабрика и как на любом конвейере технологический процесс не должен прерываться. Мы – организация непрерывного технологического процесса, начиная с приема киносценария, разработки кинопроекта  и  заканчивая печатью копий для кинотеатров. Этот процесс включает в себя и кастинг – то, чем я непосредственно занимаюсь каждый день, помогая в подборе актеров на очередные  кино и  телепроекты.

Воспользовавшись случаем, хочу пожелать удачи нашим ребятам – Адильхану Ержанову и Нариману Туребаеву, чьи картины «Риэлтор» и «Солнечные дни» представлены на общий конкурс.

Торгын НУРСЕИТОВА

 

 

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 43
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.205 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>