Будет ли Караганда собирать самолёты?. Срок, к которому карагандинский завод ТОО «КазАвиаСпектр» обещал выпустить свой первый сверхлегкий самолет, давно прошел. |
Однако летательного аппарата как не было, так и нет. Руководство предприятия обвиняет российских партнеров в мошенничестве. В свою очередь представитель казанской фирмы «МВЕН» рассказывает совершенно другую версию. По его словам, россияне вынуждены были бросить недоделанный летательный аппарат, потому что им просто не давали работать. На минувшей неделе заместитель директора ТОО «КазАвиаСпектр» Андрей Глушень еще раз заверил nv.kz, что «Фермер» непременно будет выпущен в Караганде. Даже несмотря на то, что россияне, владеющие технологией сборки, сбежали с завода, спрятались и на телефонные звонки не отвечают. Андрей Сергеевич сообщил также, что его фирма обратилась в полицию. Карагандинцы утверждают, что казанцы их изначально обманули. И что в основе технологии, которую они пытались продать как серийное производство, на самом деле лежит ручное изготовление, рассчитанное на сборку одного самолета в год. Напомним, что три года назад АО «КазАгроФинанс» выделило ТОО «КазАвиаСпектр» кредит в размере 846 миллионов тенге. Кроме того, проект был поддержан по программе «Дорожная карта бизнеса-2020»: 202 миллиона потратили на строительство автотрассы к авиастроительному заводу. Однако уже мало кто верит в то, что эти деньги удастся вернуть. И даже вице-министр инвестиций и развития Казахстана Альберт Рау заявил, что предприятие находится на грани банкротства. Тем не менее, Андрей Сергеевич продолжает заверять журналистов, что еще не все потеряно. «Мы все-таки не отказываемся от этой идеи. Будем идти к ней. Будем запускать самолет. Сроки затягиваются. Потому что это наш первый опыт. Наши партнеры уехали, бросив все, как было. Нам самостоятельно пришлось доделывать. Поэтому так тяжело, – пожаловался Андрей Глушень. – Сейчас мы в “КазАгроФинанс» отчитались, отправили фотографии того, что мы изготовили. Собираем основной корпус, все оперение уже готово, оно сейчас красится. Одновременно корпус собираем, идет монтаж шасси, потом будем проводить балансировку, навешивать шасси. Соберем и будем испытывать, ставить на крыло». Однако такой исход в корне не устраивает россиян. В редакцию обратился представитель «МВЕН» Олег Еливанов, который уже полгода ведет переговоры по карагандинскому авиастроительному заводу. Он утверждает, что жертвой двойной игры на самом деле является российская сторона. А заявление Андрея Глушения о том, что казанская технология изначально не предполагала серийного производства, называет «передергиванием фактов». - Почему мы «Фермер» не выпускаем серийно в Казани? Только ради того, чтобы делать это в Караганде, – сказал Олег Анатольевич. – В Казахстане хороший рынок сбыта, пашни, а своих самолетов нет. Наши самолеты летают. Их уже больше десятка. Технология отработана. Если бы ее не было, международный авиационный комитет не давал бы сертификаты. Наша задача заключалась в том, чтобы передать казахстанской стороне металлические матрицы, которые позволяли изготовить из композитных материалов не менее 36 самолетов. Начал заниматься этим вопросом в марте. Тогда в Казани подписывали дополнительное соглашение. Там присутствовали представители вашего акимата и минпромторга республики Татарстан. И я увидел, что да, действительно, есть очень серьезные разногласия между менеджментом «МВЕН» и «КазАвиаСпектра». Акимат требовал свое: давайте договаривайтесь, делайте, запускайте. Но очень сложно было свести стороны к чему-то конструктивному. - А в чем сложность? - Там были чисто правовые нюансы. И в какой-то степени даже политические. Кроме того, к тому времени уже совершенно испортились личностные отношения между директором «КазАвиаСпектра» Александром Ващенко и директором «МВЕН» Виктором Ермоленко. Тем не менее, нам все-таки удалось найти общий язык. Мы попытались перезапустить этот проект. В марте был подписан договор, по которому «МВЕН» готов был до 1 октября собрать самолет на территории завода «КазАвиаСпектр». - Почему всего один самолет за полгода? - Склеить и за месяц можно. Но важно было передать технологию. Чтоб ваши люди научились. - Что же вам помешало? - В июне руководство «МВЕН» заподозрило, что нашу работу в Караганде просто блокируют. То нашим специалистам электричество отключат, то готовый лонжерон куда-то исчезнет. Мы приехали сюда с директором. Был тяжелый спор в присутствии представителя акимата. Кое-как мы согласовали протокол: о том, что можно сделать дальше. - В июне мне стало ясно: три месяца представители фирмы «МВЕН» работали тут на птичьих правах. В любой момент «КазАвиаСпектр» мог заявить: ребята, это все не технологическая сборка, можете выбросить все, потому что мы это не примем. До июня наши ребята многое успели. Там уже хвостовое оперение, и корпус самолета из двух половинок, и крылья – то есть практически все было готово и лежало на складе. Оставались мелкие детали. Однако «КазАвиаСпектр» не передал нам технологическую площадку. В наших требованиях было 16 пунктов, из которых, насколько я знаю, выполнено только два. Стены, крыша и стеллажи – это не технологическая площадка! Там должна быть хотя бы вытяжка, потому что композитные материалы токсичны. Там должен быть психрометр для определения влажности и температуры воздуха. Наша технология связана с полимерами. Это не означает, что ты просто налил пластмассу, и она застыла. Все детали должны получать свои прочностные характеристики при определенных условиях. И если туда попадает какой-то посторонний элемент, пыль, пары масла, то однажды один из элементов самолета может лопнуть. А рядом с помещением, где работали наши сотрудники стояли разобранные самолеты АН-2, все грязные. Мы просили: хотя бы как-то огородите наше производство от вашего, где вы в старых железках ковыряетесь. Но даже этого не было сделано. - Сейчас Глушень заявляет, что «КазАвиаСпектр» будет ставить наш самолет на крыло. Однако у «Фермера» есть авторы – два человека. То есть это полезная модель, которая имеет свой патент. А лицензионный договор до сих пор не подписан. А значит права на создание «Фермера» у «КазАвиаСпектра» нет. Что же происходит, с нашей точки зрения? Мы уже в августе планировали завершить сборку, а к октябрю сертифицировать самолет. Но они, видя, что у нас все получается, начали палки в колеса вставлять. Почему? 1 октября они были бы обязаны оплатить нам три миллиона долларов. Таких денег, по нашему мнению, у них просто нет. Скорее всего, люди не хотят платить. В итоге мы приняли решение отозвать своих специалистов. Потому что накладно содержать четырех человек, которые живут здесь в гостинице, получают командировочные и зарплату. - То есть вы забрали чертежи и уехали? - Чертежи мы не забирали. Этот комплект чертежей, который был завезен еще в 2011 году, уже оцифровали. «КазАвиаСпектр» купили станок и гордились тем, что теперь сможет на основании чертежей делать любые матрицы. Хотя это не их собственность. Это самоуправство чистейшей воды! Вот так международный проект превратился в международный конфликт. Бывшие партнеры пишут друг на друга в полицию. Еще до казахстанской стороны в ДВД обратилась казанская фирма – с заявлением о том, что «КазАвиаСпектр» присвоил себе чужое имущество. Речь идет о готовом самолете «Фермер-2», который в 2011 году привезли из России для показательного полета на торжественной презентации, где присутствовал президент Казахстана. Обыскав завод, полицейские обнаружили крылатую машину. Однако дирекция завода заявила, что это не тот самолет, который они искали. - Они сказали: мол, у нас нет самолета «МВЕН-2 Фермер». Но это просто тип самолета, его конструкторское название. На борту же написано «Фермер 3». Это все от лукавого. Они прекрасно знают, что это тот самый самолет. Там есть несгораемая пластина, на которой есть все регистрационные данные. Сейчас они заявляют, что хотят поднять какой-то «Фермер» в воздух. И мы опасаемся, что они наш самолет выдадут за тот, что собрали у себя. - И что теперь? - Мы ждем, как дальше будут развиваться события. И вдруг нас называют мошенниками. Все эти заявления только воздух сотрясают. Однако мы готовы возобновить работу при условии, что нам как положено передадут площадку, где мы сможем без экивоков на их глазах сделать самолет, тем самым передав им технологию. Анастасия Машнина
Источник: Сайт газеты «Новый вестник»
Время загрузки страницы 0.255 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |