Отечественные НПО стремятся к мировым стандартам. Сеть эффективно работающих НПО на местах является ступенью к более высокому уровню самоорганизации. |
В 2012 году общий мировой доход неправительственных организаций (НПО) превысил 1,1 трлн. долларов. По этому показателю НПО можно считать седьмой экономикой в мире. К примеру, в Швеции их доля в экономике страны равняется 15%. Как известно, согласно статье № 71 Устава ООН, неправительственные организации выступают естественным инструментом связи между государством и обществом. Третий - не лишний По данным доклада Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры за 2012 год, прирост национального дохода за счет американского третьего сектора в период с 1977 по 1994 годов равнялся 3,7%, что больше аналогичных показателей бизнеса и государственных учреждений США – 2,1 и 2,3%, соответственно. В неправительственных организациях работает около 40 млн. человек - или 4,4% всего экономически занятого населения. Причем 43% из них – это волонтеры, не получающие заработную плату за свою деятельность. Эксперты считают НПО мощным механизмом мобилизации гражданской ответственности и частной инициативы в решении социальных проблем общества. Практика развитых государств показывает, что часто третий сектор работает более эффективней, чем госорганы. Стоит отметить, что распространенной в мире формой НПО являются бизнес-ассоциации - добровольные объединения представителей какой-либо отрасли экономики. Например, в РФ довольно успешно действует неправительственная "Национальная сеть школ жилищного просвещения". Созданная в 2006 году, она занимается продвижением интересов граждан в жилищной сфере. Кроме консалтинга сеть оказывает влияние на управление различных жилищно-коммунальных хозяйств. Как отмечают наблюдатели, ее деятельность посредством сотрудничества с Общественным советом при Министерстве регионального развития РФ позволила значительно улучшить политику государства в сфере ЖКХ за счет совместной выработки административных и законодательных мер. А во Франции все программы по работе с детьми на местном уровне за счет государственных контрактов и грантов реализуются только НПО. Хорошо известен опыт Великобритании по сотрудничеству НПО и местных властей в деле бесплатного консультирования граждан по широкому кругу вопросов. В этой стране сеть бюро консультаций впоследствии трансформировалась в национальное агентство. Что касается законодательного обеспечения, то в 1997 году в Великобритании был принят специальный закон о партнерстве между правительством и третьим сектором. В туманном Альбионе НПО оказывают социально значимые услуги в здравоохранении, науке и образовании, культуре, самоуправлении, защите окружающей среды при прямом государственном финансировании. Стоит отметить, что в практике большинства развитых государств введены льготный налоговый режим для НПО, а также возможности для их взаимовыгодного сотрудничества с бизнесом. Из рук в руки Как известно, глава государства в своем выступлении на открытии четвертой сессии Парламента РК пятого созыва поставил задачу продолжения работы по передаче государственных функций в негосударственный сектор. "Эти функции во многих странах осуществляют саморегулируемые организации (СРО). Для этого надо приступить к созданию сети таких независимых организаций", сказал президент страны. Авторы доклада считают полезным для Казахстана создание профильных республиканских неправительственных ассоциаций, с делегированием им некоторых функций госорганов. В частности, отмечаются значительные успехи ряда НПО в мониторинге экологических проблем. Поэтому можно ставить вопрос о передаче им части функций государства в охране окружающей среды. Но для этого необходимо создать вначале экологическую ассоциацию. Предлагается дать им право рекомендации при назначении на посты руководителей региональных подразделений по охране окружающей среды. Также полезен опыт германских НПО, которые на местном уровне участвуют в выработке местных бюджетов. В целом, мировой опыт говорит, что сеть эффективно работающих НПО на местах является ступенью к более высокому уровню самоорганизации – органам местного самоуправления. Международная практика доказала эффективность способа фондового финансирования НПО. Скажем, ЮСАИД – международная организация, подотчетная Госдепартаменту США. На финансирование ее программ ежегодно выделяется около 1 % федерального бюджета США. Например, для 2013 года это порядка $28,5 млрд (данные ЦРУ). Новым отечественным законопроектом о НПО предлагается учредить специальную организацию, которая получит право аккумулировать средства всех госорганов, и проводить самостоятельно конкурсы по грантам для НПО. При таком способе финансирования через единого оператора деньги для НПО не будут зависеть от законодательства о госзакупках. В этом случае НПО смогут законно предлагать свои проекты и программы, и получать на их реализацию государственные средства. Все эти изменения посредством законопроекта будут включены в действующий закон «О государственном социальном заказе». Кроме того, единый оператор будет вести мониторинг реализации проектов и напрямую информировать уполномоченный орган и правительство. Как известно, новый законопроект предусматривает финансирование НПО из госбюджета через гранты и премии. Все эти меры позволят казахстанским неправительственным организациям работать на уровне мировых стандартов. Как выразился экономист Тимур Исатаев, исполнительная власть, став компактной по форме, должна стать компактной и по содержанию. Поскольку свято место пусто не бывает, казахстанские НПО напротив смогут серьезно расширить масштабы своей деятельности. Алия Темирова
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 0.239 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |