Перебирая сейчас в памяти события давно минувших дней, вспоминаю, что впервые увидел его в 1962 году. В те годы он был особенно популярен среди молодежи. Позже, уже после 90-х, у известного сейчас в нашей стране предпринимателя Узакбая Айтжанова состоялось наше близкое знакомство, переросшее по прошествии лет в крепкую мужскую дружбу. Путь Асанали Ашимова в кино – классический пример становления мастера, искусство которого, перешагивая временные рамки, остается жить вечно. |
Уроженец отдаленного поселка Байкадам Жамбылской области благодаря своему редкому дарованию зажег яркую, неугасимую звезду на небе отечественного искусства и покорил сердца миллионов.
Асанали с первых своих шагов в кино стал любимцем публики. В 60–70-е годы трудно было найти человека, не знавшего его. Во времена скрытых желаний и чувств образ Асанали ассоциировался с отчаянностью и любовью. Первые спектакли с его участием появились в новую эпоху национального театра, он стал одним из представителей «нового актерского поколения».
Несмотря на то что в кино Асанали сыграл множество ролей, на долгие годы его имя оказалось неразрывно связано с образом Бекежана – героя экранизации эпоса «Кыз-Жибек». И это закономерно. Зритель влюблялся и страдал вместе с ним – невозможно было забыть его обжигающий взгляд с экрана, а проникновенный монолог повторяли наизусть.
Встреча юного Асанали на заре своего творчества с великим казахским актером и кинорежиссером Шакеном Аймановым, раскрывшим его яркий талант, стала счастьем и редкой удачей в жизни. За роль в фильме «Конец атамана» Асанали был удостоен республиканской государственной премии. Будучи не только гордостью, но и совестью национального искусства, Шакен Айманов навсегда привил Асанали особо тонкую театральную манеру игры, умение постигать глубинную сущность роли.
Студенческие годы были озарены первой любовью, судьба связала Асанали с дочерью Шакена Айманова – Майрой, ставшей позже известной оперной певицей. У них родились двое сыновей – Мади и Саги, они, так же как и отец, рано стали известными людьми. Но неумолимо-безжалостная судьба уготовила им безвременный уход из жизни…
Известно, что кино дарит артисту популярность, но талант его по-настоящему раскрывается только в театре. Асанали, в 60-е годы переступив порог святого для казахов Шанырака – драматического театра имени великого писателя Мухтара Ауэзова, поныне остается его ведущим актером.
Настоящий артист в первую очередь личность. Асанали со сцены заставляет зрителя думать вместе с ним, затрагивая сокровенные уголки человеческой души, заставляет размышлять над вечными вопросами бытия. Его способность постичь истину, разглядеть главное в происходящих в жизни общества событиях, мастерски уловить и передать суть характера героя доставляет редкое интеллектуальное наслаждение. Завладев мыслями и чувствами зрителя с первых минут, он до закрытия занавеса держит его в напряжении. Самое удивительное, что публика, воодушевленная игрой актера, может несколько раз смотреть один и тот же спектакль, открывая каждый раз для себя что-то новое.
В творчестве он всегда стремится быть на высоте, в нем качества настоящего мужчины и актера тесно сплетены, и однажды попавший в сети его обаяния, навсегда остается в них. Асанали тонко изображает многоликость человека, его слабые и сильные стороны. Раскрывая образ героя, выносит на суд зрителя противоречия человеческой души.
При изображении в кино отрицательных героев или для достижения комического эффекта в ход идут его природный сарказм и обаятельная внешность – высокий, стройный, брутальный красавец Асанали справляется с задачей шутя, с особым шиком и внешней легкостью. Его отрицательные герои притягательны: во взгляде – оттенок печали, на лице – печать нелегкой судьбы. Неудивительно, что Асанали благодаря роли Бекежана получил широкую известность и обрел среди зрителей многочисленных поклонников. Именно этот образ из эпоса открыл его актерский талант, заставив признать его явлением национального киноискусства.
Друзья из разной профессиональной среды – Абдижамил Нурпеисов, Салык Зиманов, Камал Ормантаев и я – смотрели вместе спектакль «Любовь в сумерках», где Асанали играет главную роль. Восторг и волнение, горечь и радость, смятение и наслаждение – не перечесть чувства, переполнявшие нас в те минуты. Реальность отодвинулась, казалось, что мир опустел, остались только двое, и звучали только их голоса. Это и есть, наверное, вершина драматического искусства и актерского мастерства, когда безгранична власть героя над зрителем.
Поразительно, что люди, окружающие Асанали в жизни, нисколько не страдают от того, что он полностью отдается сцене. Напротив, после спектакля он возвращается просветленным. Душа его словно обновляется после каждой встречи со зрителем и жаждет новых свершений. Талант делает его провидцем в оценке событий и людей. Играя трагедию или комедию, находясь в бездорожной степи, он одинаково естественен, его чувства всегда поразительно правдивы.
«Человек – зеркало своего окружения» – это высказывание особенно относится к артистам. Асанали придает силу драме, зачастую опережая ход мыслей режиссера. В нашем кино и театре он больше чем артист – он словно исповедуется перед зрителем, его игра отличается собственным острым взглядом на мир.
Хотя внешне он человек открытый, натура широкая, сравнить его богатый внутренний мир можно с открытой книгой, где вы найдете много недописанных глав, незаконченных мыслей. Его актерское искусство – это бесконечные поиски себя и лишь часть его многогранного бытия.
Нет равных Асанали в острохарактерных ролях – он способен одним лишь взглядом и выражением лица передать образ героя. Он больше философ, чем артист, его глаза лучше слов выражают человеческую скорбь. Только у знаменитых актеров – Роберта де Ниро, Иннокентия Смоктуновского – и тенора Лучано Паваротти такой же глубокий взгляд.
Театр – его жизнь, лишь сцена смогла вернуть его к жизни в тяжелый момент утраты близких. Постигшее его горе болью отозвалось в моем сердце. С тех пор он для меня перестал быть далекой звездой и любимцем публики, став дорогим и близким человеком.
Только выдержавшим тяжелые испытания судьба преподносит свои подарки и вновь стучится в двери радостью. Лучом солнца в его жизнь вошла Багдат, она же подарила ему маленького Асанали. Недавно увидев старшего и младшего Асанали вместе с Багдат, идущих по красной дорожке Алматинского кинофестиваля, я был счастлив за них, пожелал им доброго пути в жизни.
Багдат – глубокий и добрый человек, к внукам Асанали относится, как к родным детям. Асанали особо трогательно рассказывает о ее нежных чувствах в своем дневнике, страницы которого публиковались в газете. Там же я прочитал ее замечательный ответ на возникающий часто вопрос о ревности, поскольку ее супруг – любимец публики: «И у меня есть сердце».
Большие артисты, как дети, никогда не стареют. Как-то осенней порой Асанали проходит мимо бахчи. То ли вспомнился сладкий вкус арбуза, который остался в памяти с детства, или азартные чувства взяли вверх, только зашел он на бахчу. Не успел взять в руки арбуз, как появился сторож. Узнав в «воришке» любимого актера, он застыл на месте – ему такое и во сне не могло присниться… Мне кажется, секрет широты души Асанали в том, что он так и не простился с детством. У счастья – вкус детства.
Человек стареет, когда он устает от жизни, когда теряет к ней вкус. Асанали любит жизнь во всех ее проявлениях, дорожит каждым мигом. Его любовь к жизни продиктована любовью к людям, к семье. Человек, утративший чувство любви, теряет способность творить, быть артистом.
Наверное, не встречу больше в жизни человека, который, несмотря на огромную популярность и славу, силу таланта, признанного миллионами, абсолютно лишен тщеславия. Всего одному удачному мигу на сцене предшествуют тяжелые часы репетиций, общение с коллегами по цеху, работа режиссера – высока цена «обратной стороны медали». Наверное, поэтому слава для него не что иное, как миф. Мне думается, он из тех, кто способен во сне летать, а наяву совершать подвиги.
Талант его многогранен: режиссер, публицист, в каждом спектакле дополнительно играет еще и роль камертона.
Звание «Народный артист» стало неотъемлемой частью его имени, ему присуждено множество наград. Но все-таки, когда видишь его на открытиях кинофестивалей, на сцене театра, хочется добавить к его имени что-нибудь величественное. При всяком появлении Асанали народ искренне аплодирует, он безусловный лидер на кинематографическом олимпе.
«Мои года – мое богатство» – вот его жизненный принцип. Несмотря на сложные коллизии, он сумел сохранить в сердце любовь к жизни, к профессии, к людям. Удивляют его душевное здоровье, сценическое мастерство, социальная ориентация творчества. Он до сих пор играет в постановках классических произведений главные роли, не утратил активности в кино, участвует во многих проектах, разъезжая по свету. Романтика души остается его путеводной звездой во все времена. Ему всегда есть что сказать зрителю, который с трепетом ожидает его появления на сцене.
Все, кто когда-либо работал с ним вместе, ощущает в себе перемены к лучшему. Секрет сохранения яркости его таланта, жизненных и творческих ресурсов заключается в его готовности поделиться опытом, в его наставническом труде. Многие известные сегодня драматические актеры считают себя его учениками, даже если не учились у него непосредственно, а просто вместе играли на сцене и экране – это большая школа мастерства.
Зритель, видя любимого актера на сцене или в кинофильме, задается вопросом о смысле жизни, хочет услышать размышления о вечных ценностях. Искусство артиста всегда приближает нас к истине в вечных поисках счастья.
Время меняет нас, оставляя свой суровый след на лицах, но игра артиста становится с годами только глубже, мудрость прожитых лет дает возможность переосмыслить поступки героев, поэтому интерес зрителя к любимому актеру с годами только возрастает.
Французской кинозвезде Алену Делону принадлежит фраза: «Чем значительнее актер, тем он несчастнее». Такова актерская доля: оставляя за кулисами свои личные беды и тяготы жизни, он должен на сцене соответствовать роли, образу героя. В зале сидит жаждущий видеть его игру зритель, ожидание которого и составляет смысл актерской профессии. Трудно быть правдивым не только в роли, но и в каждом шаге своей жизни, Асанали это удается.
Невозможно постичь тайну таланта. Истина всегда будет ускользать от нас. Ясно одно: повторить Асанали невозможно.
Торегельды Шарманов
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 2.401 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |