В Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) вынашивают идею так называемого адресного субсидирования социально уязвимых слоев населения. Чиновники намерены перенять опыт некоторых зарубежных стран, где малоимущим гражданам на карточки из бюджета регулярно перечисляют определенные суммы, чтобы человек мог пойти в специальный магазин и приобрести необходимый товар. Сегодня наши эксперты рассуждают, насколько применима такая система в Казахстане. «55 миллионов американцев получают на специальные карточки около 130 долларов (в месяц. - Ред.), - рассказал на днях в одном из интервью председатель комитета торговли МЭРТ Айдар КАЗЫБАЕВ. - Их нельзя обналичить, на них можно лишь купить удешевленные продукты. Такая практика есть и в Германии, в основном для переселенцев, и в Китае, и в ряде регионов России». А на вопрос, нужны ли подобные карточки-талоны и в Казахстане, г-н Казыбаев ответил: «Думаю, да. Тем самым мы снизим вмешательство государства в рынок и заодно поддержим социальный сектор». |
Ирина САВОСТИНА, председатель движения «Поколение»:
Это позорное предложение!
- Эти карточки - возвращение к временам войны. Вот скажите, что с ними делать тем людям, которые ограничены в передвижении, кто постоянно лежит? Мне кажется, правительству лучше было бы изучить нарушения законодательства о социальной защите, которые были допущены при перерасчетах пенсии.
Да и наш прожиточный минимум не лезет ни в какие ворота. Мы всё время трубим о том, что стремимся к мировым стандартам. Так вот, во всём мире прожиточного минимума хватает на то, чтобы наесться, напиться, одеться, обуться, оплатить коммунальные услуги, заплатить за проезд, купить лекарства и даже пойти куда-нибудь развлечься. А также выписать две газеты, чтобы человек не был придурком. У нас же прожиточного минимума хватает только на одну жратву.
Мне кажется, с карточками у нас не выйдет ничего путного. Во-первых, вы думаете, в этих спецмагазинах будут продавать что-нибудь нормальное? Во-вторых, большой вопрос, насколько там цены будут ниже. Если на 10 процентов, то пенсионер эту разницу истратит на дорогу, пока доедет до этого магазина. Сейчас старикам выгоднее ездить на оптовку и покупать там остатки того, что не распродано, почти задаром.
В общем, карточки - это позорное предложение.
Мурат АБЕНОВ, депутат мажилиса, секретарь комитета по экономической реформе и региональному развитию:
Подход - адресный
- Карточки - это точечный адресный подход. Считаю, если эти деньги будут действительно тратиться только на продовольствие, это будет целенаправленно снижать социальную проблему. По крайней мере, это лучшее из того, что мы сейчас имеем.
Кстати, недавно я читал книгу под названием «Запрет на достойное в исламе». Там был такой комментарий (цитирую не дословно): «Неправильно, когда власти пытаются сдерживать цены, запрещая торговцам завышать стоимость товара. Тем самым наносится вред семьям людей, которые занимаются торговлей, которые создают товар, которые его доставляют. Таким желанием помочь тому, кто нуждается, создается еще больше таких, которые тоже будут на грани бедности. Если вы сильный и достойный руководитель, помогите им так, чтобы они смогли купить неудешевленный товар». Вот в чём истина. Ведь у нас многие граждане вообще лишены возможности нормального заработка.
Магбат СПАНОВ, доктор экономических наук:
Не стоит тратить время на прожекты
- У нас любая здравая идея обычно переворачивается с ног на голову. Думаю, в Казахстане введение подобных карточек - нереально. У нас не так много населения. Наши чиновники, вместо того чтобы создавать возможности для товарного производства, которое выпускало бы дешевые товары и продукты, всегда ищут какие-то обходные пути. С моей точки зрения, они нарисовали красивую схему, а по-настоящему работать не хотят. Вспомните, сколько у нас таких красивых схем было нарисовано по ПИКам, по ПФИИР, по долевому строительству! И результат - всегда не тот, который закладывался. Потому я считаю, что надо не тратить деньги налогоплательщиков и время депутатов на прожекты - надо просто по-настоящему поднимать экономику, чтобы продукты были дешевыми.
И потом такие методы, как карточки, перечеркивают наше стремление последнего десятилетия заменить все льготы денежными выплатами: раз появятся магазины для льготников, то это уже откат назад.
Петр СВОИК, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии:
Весеннее наступление на грабли
- Алматы входит в тридцатку самых дорогих мегаполисов мира. Официальная средняя зарплата по стране - около 500 долларов. Если даже поверить в эту цифру, то это все равно чрезвычайно мало. Люди в городах с соизмеримым уровнем цен получают в разы больше! Поэтому чиновникам надо не заниматься дурью с карточками, а повышать пособия малоимущим хотя бы до уровня реального прожиточного минимума.
Карточки и спецмагазины - не от большого ума, это не решение проблемы. Люди должны покупать на свои пособия достаточно, причем в нормальных магазинах и нормальные продукты, причем в таком объеме, чтобы не умереть с голоду. Историю с карточками мы уже сто раз проходили, и давно пора понять - еще раз на эти граб-
ли наступать не стоит.
Канат БЕРЕНТАЕВ, замдиректора Центра анализа общественных проблем:
Назад - к пайкам?
- То, что предлагает министерство, по сути - платежная карточка. А большинство людей, которым она будет необходима, - жители села и малых городов. В каких магазинах они смогут эти карточки отоваривать, если даже в Алматы далеко не все торговые точки оборудованы терминалами для считывания карт? А сумма затрат на установку таких терминалов в спецмагазинах по всей стране будет сопоставима с самим объемом помощи малоимущим. Поэтому предложение абсолютно не подготовлено. В общем, сама идея разумна, но для Казахстана в ближайшей перспективе - технически неосуществима.
К тому же просто требовать от магазинов, чтобы цены были ниже рыночных, - нереально: для этого нужно будет вводить госдотацию. Тогда уж проще вернуться к продуктовым пайкам, которые во времена СССР выдавались ветеранам войны, инвалидам и пенсионерам.
Сайт газеты «Время»
Время загрузки страницы 0.883 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |