Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Как помочь первокласснику войти в новый режим жизни - Советы родителям от Zakon.kz



Как помочь первокласснику войти в новый режим жизни - Советы родителям от Zakon.kz

Как помочь первокласснику войти в новый режим жизни - Советы родителям от Zakon.kzКак помочь первокласснику войти в новый режим жизни - Советы родителям от Zakon.kz. Первый класс для малыша – время глубоких перемен. Помогите ему успешно, безболезненно пройти адаптацию к обучению в школе.


14 сентября одновременно в 250 общеобразовательных школах Казахстана была проведена большая родительская  Конференция «Психологическая помощь родителям первоклассников», на которой мамам и папам были данные ценные консультации и советы, разработанные Институтом Семейного Воспитания. Предлагаем их вашему вниманию. Почему у ребенка могут возникнуть трудности?  • В школе предъявляются новые требования (внимательно слушать, не отвлекаться, подчиняться установленным правилам и порядку); • Появляются новые требования со стороны родителей (изменение режима дня, появление самостоятельности в поведении, выполнение поручений по самообслуживанию); • Ребенок входит в новые отношения со сверстниками (ребенок начинает волноваться, сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята, не будут ли обижать его словами или действиями). При всех изменениях, произошедших в жизни ребёнка, родителям не стоит забывать:  • Первоклассники остаются очень эмоциональными;  • Обладают повышенной возбудимостью; • Быстро утомляются;  • Их внимание неустойчиво;  • Поведение зависит от внешней ситуации. Дети пока не умеют работать в коллективе. Новая непривычная обстановка в школе не на всех действует одинаково: у кого-то возникает психологическое напряжение, кто-то реагирует на новизну физическим напряжением, что может сопровождаться нарушением сна, аппетита, ослаблением сопротивляемости болезням. Если это не брать во внимание, может ухудшиться работоспособность, пропасть интерес к обучению. Если же мы с вами учтем новое положение детей, их возрастные особенности, применим немного изобретательности, то наши дети очень спокойно преодолеют период адаптации. Что же надо сделать, чтобы первый класс стал стартовой площадкой к успехам в будущем? Поговорим о ТРЕХ важнейших компонентах стратегий родителей первоклассников. ЗАКОН ТРЕХ «А»: АДАПТАЦИЯ, АВТОРИТЕТ, АКТИВНОСТЬ Адаптация ребенка к обучению в школе – задача родителей: оказать первокласснику моральную и эмоциональную  поддержку, помочь разобраться в непривычной обстановке. Авторитет – задача родителей: укрепление и развитие на новый уровень  авторитета родителей, формирование авторитета учителя, школы. Активность – задача родителей: установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел — любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда сын или дочь будут иметь повод гордиться своими родителями.  Адаптация ребенка к обучению в школе: советы родителям Совет первый: самое главное, что вам необходимо  дать своему ребенку — это ваше внимание. • Будьте терпеливы: внимательно выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы.  • Помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день!  • Слушая своего ребенка внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы. • Школьнику нужно внимание и мамы, и папы. Не забывайте выделять для него время, не обремененное домашними делами и просмотром телевизора.  • Помните, что ребёнок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он её меньше всего её заслуживает. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Совет второй: поддержите в ребенке его стремление стать школьником, развивайте и поощряйте желание учиться.  • Выражайте свою искреннюю заинтересованность в школьных делах и заботах вашего ребенка. • Отмечайте его успехи и не скупитесь на похвалу. В каждой его работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.  • Помните: похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка. Совет третий: помогите ребенку войти в новый режим жизни. • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. • Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Распорядок дня в жизни первоклассника имеет важное значение. У ребенка появились новые обязанности, которые требуют от него большей собранности, дисциплинированности – распорядок дня помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.  • В распорядке дня необходимо чередовать малоподвижные виды деятельности с двигательной активностью, интеллектуальные и физические виды деятельности. • Необходимо уменьшить количество (и отследить качество) просматриваемых телепрограмм и время игры на компьютере. • Контролировать продолжительность выполнения ребенком домашних заданий (в первом классе - 1-1,5 часа, включая чтение), а также время сна (сон должен составлять не менее 9-10 часов в сутки для полноценного отдыха). На соблюдении распорядка дня настаивают и врачи, потому что это – лучшее лекарство от перевозбудимости и раздражительности детей. Работоспособность неодинакова на протяжении дня. Исследования врачей-гигиенистов установили два пика трудоспособности: 8-11 утра, 16-18 вечера, а затем идет интенсивный спад. Поэтому переносить выполнение д/з на вечернее время не рекомендуется – это малопродуктивно. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его, Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше. Совет четвертый: умейте сохранять спокойствие по отношению к школьным заботам ребенка. • Ребенок пришел из школы - не торопитесь приставать к нему с вопросами, дайте ему расслабиться. Если видите, что он огорчен, лучше позже в спокойной беседе попытайтесь узнать о причинах его беспокойства.  • Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок – этим нельзя попрекать. Упреки понижают самооценку ребенка, лишают его уверенности в себе. • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.  Совет пятый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками  и чувствовать себя уверенно. • Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам.  • Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим.  • Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям.  • Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей. • Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее. Совет шестой: умейте быть мудрым по отношению к школьным успехам своего ребенка • Не превращайте своего ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это – не вся жизнь вашего ребенка. • Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Она не характеризует личность ребенка! • Не сравнивайте своего ребенка с другими учениками. • Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка. • Не относитесь к первым неудачам ребенка, как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка. Совет седьмой: старайтесь не перегружать вашего ребенка в первом полугодии первого класса. • Не стоит сразу по приходу ребенка из школы засаживать его за уроки. Дайте ему отдохнуть 2-3 часа или, если это возможно, попытайтесь организовать ребенку 1,5 часовой дневной сон. • Когда ребенок делает уроки, не стойте у него над душой. Пусть делает их сам! Ваша дело помощь, а не выполнение. • Не пытайтесь «объять необъятное»! Не тяните своих детей в «вундеркинды», отдавая их на дополнительные занятий: музыка, иностранный язык, бассейн, фигурное катание, живопись и т.д. Ребенок в такой ситуации сам себе не хозяин, за него решают другие, к тому же иногда против его воли и без учета его интересов, желаний и сил. • Найдите оптимальную дозировку и по времени и по количеству занятий. Здесь легко переборщить. А какой результат? Он порой страшен, потому что ребенок начитает тихо ненавидеть все, чем приходиться заниматься по указке взрослых и рвется на улицу, в свободную стихию, где его никто не контролирует. Ответ прост: идите от ребенка. Постарайтесь его заинтересовать, увлечь, а не принудить, настоять, заставить. • Поступление в школу не должно лишать ребенка радости от игр: у него  должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. • Не забывайте: даже большие детки любят, чтобы им почитали сказку, посидели с ними перед сном, обняли их и поцеловали. Все это помогает снять напряжение после долгого «рабочего дня» ЗАКОН ВТОРОГО «А»: АВТОРИТЕТ Авторитет родителей Отношения ребенка с родителями переживают новую стадию развития. Эти отношения перестраиваются: когда ребенок идет в школу, он неизбежно выходит за рамки семейных отношений. Он приобретает новые отношения - с одноклассниками, педагогами. Но его взаимоотношения с родителями еще долго будут оставаться главными для него, и влиять на всю его жизнь. Чтобы укрепить свой родительский авторитет, рекомендуем в общении с ребенком придерживаться таких правил: • Общайтесь с вашим ребёнком на правах равного партнёра и показывайте образцы поведения, общения, взаимодействия с окружающими.  • Выработайте единую тактику общения с ребенком всех членов семьи. • Но не стоит выяснять противоречия своих взглядов в присутствии ребенка. Все разногласия должны быть оставлены за дверью. • Высказывайте свое мнение, но не навязывайте ребенку своего взгляда на ту, или иную проблему.  • Не забывайте: ребенок формирует собственное отношение к жизни, может быть, отличное от вашего.  • Дайте ребенку достаточного количества времени для выражения своего мнения.  Дайте простор его вербальной активности.  • Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком. Авторитет учителя Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни.  Первые месяцы в школе учительница затмевает и маму, и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать.  Первый учитель — важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. - Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов. • Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя.  • Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми. • Если родителей не устраивает или им непонятна методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков. ЗАКОН ТРЕТЬЕГО «А»: АКТИВНОСТЬ Активное сотрудничество семьи и школы. Четыре основные ошибки, которые могут быть допущены родителями: Во взаимодействии школы и семьи могут быть допущены ошибки, которые существенно снижают его результативность: 1. Несогласованность действий семьи и школы. Не позволяйте себе обсуждать разногласия со школой в присутствии детей, допускать негативные высказывания в адрес учителей, демонстративно пренебрегать их рекомендациями, постоянно подчеркивать  позицию «есть вещи и поважнее школы».  2. Эпизодический характер контактов. Постарайтесь, чтобы посещение школы не было «от случая к случаю» или потому что произошло что-либо чрезвычайное. Не игнорируйте родительские собрания и другие мероприятия. Результатом станет ваше низкая осведомленность о жизни ребенка, его интересах, увлечениях, друзьях, заботах. Это приведет к накоплению непонимания, отделению педагогов, детей и родителей друг от друга, к низкой педагогической культуре родителей. Вследствие этого резко возрастает количество ошибок, допускаемых родителями и педагогами в воспитании детей. 3. Раздел «сфер влияния». Иногда родители убеждены, что их задача — обеспечить материальное благополучие ребенка, а воспитывать его должна школа. В результате в жизни ребенка появляется пространство, свободное от воспитательных воздействий семьи; это пространство может быть заполнено негативными влияниями и привести к трудновоспитуемости. 4. Система «руководящих указаний» как основа взаимодействия, тотальный контроль, неоправданное вмешательство в деятельность школы со стороны семьи. В этом случае родители убеждены, что только они знают, как воспитывать ребенка, и ссылаются на то, что лучше них никто их ребенка не знает. Результатом является отрицательное отношение ребенка к старшим, сопротивление любым воспитательным воздействиям или же отставание в развитии самостоятельности, инициативности, творческих способностей. Как понять, что процесс адаптации успешно пройден? Признаки успешной адаптации:      Первый — удовлетворенность ребенка процессом обучения.  Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха. Второй — насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми.  Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка, то учителю начальных классов, учителю иностранного языка и родителям необходимо внимательно следить, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше ее вовремя откорректировать, иначе последует множество проблем, в частности, проблема со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго. Часто родители слишком усердно помогают ребенку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Здесь необходимо сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их. Третий и самый важный признак того, что ребенок освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать их помощь в свой адрес. И ему необходимо помочь в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ребенок при распределении социальных ролей, зависит, насколько удачно пройдет его обучение в школе. Вспомним, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом. Вот такие, казалось бы, простые, но очень важные законы необходимо помнить всем родителям, чтобы помочь ребенку успешно пройти период адаптации к обучению в школе. Чтобы ваш ребенок был уверенным в себе, имел адекватную самооценку, был смелым, инициативным, будьте внимательны к своей речи: проанализируйте, есть ли у вас негативные установки и удалите их из своего общения с ребенком. НЕГАТИВНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ 1. «Глаза бы мои тебя не видели!», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Сколько тревог ты мне принес»! (обвинения родителей). Ребенок делает для себя вывод: "Лучше бы меня не было". В подростковом возрасте для несовершеннолетнего вероятно провоцирующее и опасное поведение, скрытый мотив которого – суицид. 2. «Что ты ведешь себя, как маленький?!" Данная установка приводит к тому, что во взрослой жизни люди берут на себя слишком много обязательств, у них возникают трудности в общении со своими детьми, поскольку им легче вовлекать ребенка в свои заботы и дела, чем входить в его состояние детства.  3. «Не умничай», "Делай, что говорят", "Я лучше знаю, что надо делать". Дети начинают испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувствуют беспомощность и опустошенность. 4. "Как тебе не стыдно бояться собаки?", "Как ты можешь злиться на папу?" Такие эмоции, как гнев, страх, обида, находятся под запретом. Это эмоции обладают силой разрушения внутренней гармонии личности. Впоследствии человек не может высказать словами свои чувства.  5. "Подумаешь, какой-то синяк". Пренебрежение к ощущениям ребенка. Родители не принимают во внимание физическую боль, ощущения ребенка, что в будущем у него утрачивается способность к безопасности. Последствия: утрачивается контроль над телом (как одно из проявлений - ожирение).  6. "У тебя все равно ничего не получится!" Неверие в возможность достижения ребенком успеха. Даже если ребенок трудолюбив и старателен, он будет считать свои достижения незаслуженными. Причиной данного отношения к ребенку может быть скрытая зависть родителя. 7. Никому не верь, кроме меня", "Кто, кроме меня, скажет тебе правду?". Данная установка учит ребенка не доверять другим людям, считать, что любая близость, откровение для него опасны. Последствия: человек не умеет определять, можно ли доверять другим, нечувствителен ко лжи или, наоборот, подозрителен во всем.  8. "Не делай сам - опасно!", "Я сама сделаю", "Дай, я помогу", "Не делай сам, подожди меня". С такими опасениями родители обращаются к младшим и "поздним" детям в семье. Последствия: чувство страха в начале каждого дела, оттягивание любой работы.  9."Будь похожим на …" (например, "Ты можешь лучше", "Стремись к идеалу."). Эти фразы родителей выражают недовольство, желание, чтобы их ребенок превосходил других. Последствия: человек постоянно недоволен собой. Корректирующее воздействие: ориентировать человека на конкретный результат, давать объективную положительную оценку.  10. "Ты у меня такой слабенький, а закончил четверть с хорошими оценками". Ребенок получает фактически запрет на здоровье, на хорошее самочувствие. Он воспитывается в культе болезни. Ребенок привыкает, что на него обращают больше внимание из-за его болезни, а главный акцент в любом разговоре делается на недуг. Он действительно плохо себя чувствует, развивая этим чувство вины у других, повышая собственную самооценку. ПОМНИТЕ: Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Негативные установки способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Слова, сказанные родителями, часто впопыхах, не задумываясь, превращаются в директивы и определяют дальнейшее развитие ребенка. Найдите в своем арсенале слова любви и восхищения, адресованные вашему ребенку. ТРИДЦАТЬ способов сказать ребенку «Я тебя люблю»:  1. Молодец!  2. Хорошо! 3. Удивительно! 4. Гораздо лучше, чем я ожидал. 5. Великолепно! 6. Прекрасно! 7. Грандиозно! 8. Незабываемо! 9. Именно этого мы давно ждали. 10. Это трогает меня до глубины души. 11. Как ты здорово сказал - просто и ясно. 12. Остроумно. 13. Экстра-класс. 14 . Талантливо. 15. Ты сегодня много сделал. 16. Отлично! 17. Уже лучше. 18. Замечательно. 19. Поразительно. 20. Красота! 21. Как в сказке. 22. Очень ясно. 23. Ярко, образно. 24. Прекрасное начало. 25. Ты на верном пути. 26. Ты отлично в этом разобрался! 27. Ты ловко это делаешь. 28. Это как раз то, что нужно. 29. Ух!!! 30. Поздравляю! Рекомендации нейро-психофизиологов для родителей  первоклассников - мальчиков и девочек: 1.Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.  2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.  3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.  4. Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.  5. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что. Подготовила Торгын Нурсеитова Zakon.kz благодарит Институт Семейного Воспитания и дирекцию школы-гимназии № 83 за предоставленные материалы.



Источник: ИА «Zakon.kz»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 19
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.247 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>