Устроить в городе ералаш – это по Грачевскому. В Алматы легендарный Борис Юрьевич приехал не один, а с дружной компанией юных актеров из театра-студии «Ералаш». И теперь международный детский фестиваль искусств «Кинотаврик.kz» ежегодно будет проводиться в южной столице. Однако в кулуарах презентации мы говорили с Борисом Юрьевичем о ситуации в молодежном и юношеско-детском кинематографе. |
– Как идеал фестиваля детского и юношеского кино я бы привел тот, что проходит в итальянском городе Джиффоне. Он проводится более тридцати лет. Картины там собираются не только детские, юношеские, но и молодежные. Есть мнение: за фильмами конкурсной программы гораздо эффективнее ездить на крупные национальные кинофестивали, но в те регионы, где детское и юношеское кино традиционно сильно. Это, прежде всего, Скандинавия. Половина кинопродукции Скандинавии – это детские и молодежные фильмы.
– С чем это связано?
– Во-первых, традиция. Там детское кино снимали всегда. Во-вторых, там существует стабильная государственная поддержка детского кино. И наконец, там детское кино смотрят. Оно приносит деньги, значит, есть и индустрия. А когда есть индустрия, то есть и нормальный кинопроцесс, в его русле появляются и выдающиеся картины. По производству детских картин этот регион – самый мощный в мире. Может быть, с ним сможет соперничать другой блок: Иран, Китай и Япония. Но конкурировать со скандинавами на поле детского, юношеского и молодежного кино эти страны могут только сообща. Традиционно много детского кино снимают и в Чехии: замечательные сказки, которые зрители постарше хорошо помнят с детских лет, фильмы со всяческими чудесами, да и просто про детскую и подростковую жизнь. Кстати, у чехов есть и свой знаменитый детский кинофестиваль в Злине. А на фестивале в Джиффоне – международное кино и международная аудитория. В маленький итальянский городок приезжают дети из 28 стран, в том числе из России, Белоруссии. Живут в местных семьях, в окрестностях Джиффоне: этот город в горах настолько мал, что просто не может вместить в себя всю аудиторию фестиваля. Под руководством воспитателей дети и подростки приходят на просмотры. Просмотров немного, как правило, два в день, режим щадящий. Но работа детского жюри строго регламентирована: дети обязаны отсмотреть весь конкурс. При этом регламентирован и возраст участников жюри. И это очень правильно, потому что сегодня фильмы для тех, кому от 14 до 18, могут включать элементы насилия, эротики, рассказывать о вполне взрослых проблемах. Показывают все. Но в центре – ребенок и его мир. Словом, праздник проходит без аукциона.
– Борис Юрьевич, что все-таки такое – детское кино? Люди, которые снимают подобные фильмы, а потом и формируют из них фестивальные программы, правы: они не боятся жизни, готовы посмотреть в глаза правде.
– Главное, воспринимать все – как есть. Девиз «Кинотаврика» «Дети как взрослые» – это не случайность. Детские истории с годами наполняются жизнью, ставшей более жесткой и прагматичной! Современное детское кино очень изменилось. Дети на экране, как правило, занимаются абсолютно взрослыми вещами. И гораздо раньше, чем их родители, все предыдущие поколения, осознают себя гражданами планеты, своей страны, людьми, имеющими как права, так и обязанности. Яркий пример моих слов – финская картина «Юная любовь». Десятилетний мальчик всерьез влюбляется в девушку 19 лет и, прекрасно понимая, что рассчитывать на настоящую взаимность не приходится, решает стать менеджером любимой, пытается сделать из нее телезвезду. И добивается своего! Что тут детского, вернее, не взрослого?
Мира Мустафина, фото Сергея Ходанова
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 1.145 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |