АСТАНА. 18 марта. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - Наурыз мейрамы - праздник, который своими корнями уходит в глубокую древность. Считается, что этот праздник пришел к нам из Персии. Например, в широко известном творении великого персидского поэта Абулкасыма Фирдоуси - «Шахнаме», - утверждается, что Навруз (в переводе с фарси - новый день) праздновался еще во времена одного из древнейших царей Персии Каюмарса. Об этом празднике упоминается также в произведениях Аль Бируни, Омара Хайяма, Садриддина Айни и других ученых. По их утверждениям, начало празднования Наурыза, которое в современном календаре приходится на 21 марта - это первый день Нового года, который совпадает с первым днем месяца «Фарвардина» по древнеиранскому календарю. По другим данным, Наурыз впервые начал праздноваться при шахе Джамшиде, примерно в 4-6 веке до нашей эры. В древности Наурыз праздновали от 6 до 13 дней, и эта традиция сохранилась в современном Иране, где этот праздник продолжается 13 дней. |
Известно, что арабы, обратив персоязычные народы в Ислам, не отменили празднование Наурыза - по-видимому, в связи с его широкой популярностью и значимостью.
В Средней Азии Наурыз считался официально Новым годом, приблизительно, до конца 19-го века. Правда, в разных регионах он отмечался с небольшим различием по срокам - вероятно, это было связано с разными сроками начала весенних полевых работ. Этот праздник был одним из важнейших и у народов Кавказа, татар и башкир.
Есть и другие мнения, хотя и менее распространенные, о том, что у тюркских народов Новый год также с древнейших времен отмечался весной - вне связи с иранским и исламским влиянием. Во всяком случае, у некоторых немусульманских тюркских народов, которые не испытывали также влияния персидской культуры - например, у хакасов, Наурыз празднуется, хотя и не так широко, как у казахов и киргизов. Наверное, древние тюрки также придавали большое значение обновлению природы весной, и таким образом отмечали начало нового хозяйственного цикла. Позднее, под влиянием иранской культуры, могло произойти наложение новой традиции на старую. В любом случае, кажется наиболее вероятным то, что в основе этого праздника изначально была земледельческая или животноводческая традиция - окончание зимы и подготовка к новому сельскохозяйственному или животноводческому циклу.
Сегодня Наурыз празднуют народы Ближнего Востока, Турции, Ирана, Афганистана, Таджикистана, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Узбекистана, Индии, Пакистана и Китая. Отмечают Наурыз и мусульмане на Балканах, в частности, в Боснии и Герцеговине, а также в России.
В советский период на всей территории СССР, в том числе на Кавказе, в среднеазиатских республиках и в Казахстане, произошли значительные изменения в социальной и культурной сферах. Официально Наурыз не праздновался, но среди мусульманского населения память об этом празднике сохранялась - люди отмечали этот праздник в семейном и родственном кругу, поздравляли друг друга. В Казахстане празднование Наурыза прекратилось в конце 20-х годов и возобновилось лишь в 1988 году, когда началось возрождение национального самосознания, и власти сделали народу уступку в этом вопросе. Можно также отметить, что некоторое время в последнее воскресенье марта в селах Казахстана устраивались народные гуляния под названием «Проводы русской зимы», в рамках которых организовывались конноспортивные соревнования, в том числе и «Кыз куу», а также традиционные русские развлечения. По-видимому, таким образом власти пытались заполнить возникший культурно-развлекательный вакуум, в связи с отменой празднования Наурыза и Масленицы.
Среди русскоязычного населения Казахстана долгое время бытовало представление о Наурызе, как мусульманском празднике. Однако с тех пор, как празднование Наурыза возобновилось, ведется широкая разъяснительная работа по этому поводу. Важно то, что Наурыз, как праздник Нового года, родился еще во времена зороастризма - когда не было ни христианства, ни мусульманства. Традиционные обряды Наурыза, как у казахов, так и у других народов, особенно у иранцев, таджиков, турков, курдов, сохраняют признаки зороастризма. Однако, в связи с тем, что само зороастрийское верование давно забыто, эти обряды потеряли какую-либо религиозную окраску.
Кроме того, празднование Наурыза в настоящее время насыщено различными национальными развлечениями, соревнованиями и зрелищами, в том числе, концертами с исполнением народных песен и танцев.
При том, что в разных странах празднование Наурыза происходит в соответствии со сложившимися национальными традициями, в том, как отмечается этот праздник, сохраняется и много общего. И это общее, как раз, делает этот праздник, по-настоящему, международным, объединяющим. Например, как и европейский Новый год, Наурыз - это время застолий, гостеприимства. Считается также, что накануне Наурыза следует возвращать долги, прощать обиды - то есть, оставлять все неприятности в старом году, забывать о плохом.
Учитывая большую значимость праздника, ЮНЕСКО в 2009 году включила Наурыз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Празднование и распространение информации о Наурызе поддержала Генеральная Ассамблея ООН в 2010 году, приняв резолюцию под названием «Международный день Навруз».
Для казахов, как и для других народов, празднующих Наурыз, этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. До прихода Наурыза люди стараются привести свои дома в порядок, на юге сажают деревья, цветы. Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесет в дом изобилие и успех на весь предстоящий год.
У казахов есть свое название этого праздника, используемое наряду с общепринятым. «Улыстын улы куны» - то есть, Великий день народа. Этим подчеркивается и значение самого Наурыза, и единство народа. Главное традиционное блюдо - наурыз-коже, состоящий из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни. Это вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. В народном представлении они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Само количество ингредиентов тоже не случайно - число 7 также обладает, как считается, определенными магическими свойствами. Например, у таджиков во время Наурыза на столе должны быть семь видов продуктов, чьи названия начинаются на соответствующую букву арабского алфавита. Кроме того, на стол ставят семь видов сладостей.
В Казахстане в дни празднования Наурыза проходят состязания акынов, организуются соревнования в национальных видах спорта, концерты и театрализованные представления.
С 2001 года Наурыз в нашей стране объявлен государственным праздником, а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Это решение было с пониманием и одобрением встречено населением. Многие известные общественные деятели особо подчеркивали важность возрождения этого праздника, как наиболее популярного у наших предков, а также у множества народов, с которыми казахи исторически связаны и продолжают поддерживать тесные отношения. Приветствуя празднование Наурыза в обновленном формате, многие также считают, что необходимо провести глубокие исследования по вопросу о происхождении и особенностях традиций празднования Наурыза, как у казахов, так и у других национальностей нашей страны. По их мнению, мы еще до сих пор не в полной мере представляем себе культурную ценность этого праздника и, соответственно, не полностью используем его потенциал для укрепления дружбы между народами, для усиления роли Наурыза в духовной жизни нашего общества.
В целом, празднование Наурыза способствует сохранению народных традиций, взаимопониманию между представителями различных национальностей. Как неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Президент РК Нурсултан Назарбаев, Наурыз мейрамы - праздник единства народа Казахстана.
Национальное информационное агентство «КазИнформ»
Время загрузки страницы 0.221 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |