Традиции, заложенные в далекие 30-е годы прошлого столетия, филармония хранит свято. Одна из них – приглашать первоклассных музыкантов, которые приезжают в Алматы не просто в качестве гастролеров, а друзей, – такова идея многочасового юбилейного концерта. Музыканты и деятели культуры из Москвы и Вены выступили на юбилейном торжестве, поздравив свою любимую, по их собственному признанию, филармонию… |
Казахской государственной филармонии им. Жамбыла – 75, но концертный сезон, который она открыла в октябре, 76-й. Дело в том, что в январе 1935 года нарком Луначарский подписал указ о создании филармонии в Алма-Ате. Через год, в 1936 году, концертная организация провела декаду искусств, во время которой было дано большое количество шефских концертов. Именно тогда казахский национальный оркестр, до этого игравший только по слуху и в унисон, впервые по нотам исполнил «Марш Черномора» Глинки и «Музыкальный момент» Шуберта. А в начале 1938 года филармонии присвоили имя Жамбыла Жабаева. Любое празднество, согласитесь, нарушает естественный ход событий. Руководство филармонии намеренно ушло от юбилейного пафоса, только афиши напоминали слушателям, что концерты посвящены юбилею. Для филармонии важнее в юбилейный год насытить художественными событиями концертную жизнь, увеличить число качественных филармонических концертов.
– Хотелось бы создать стойкую уверенность у публики, что филармонический концерт – всегда знак качества! – сказал перед юбилейным концертом генеральный директор Казахской государственной филармонии имени Жамбыла Мухтар Утеов.
И все же это не отменит возможных споров о вкусах, об исполнительских, репертуарных пристрастиях. Два года назад в Большом зале филармонии провели реконструкцию. В юбилейном сезоне проходят концерты и в великолепном стильном камерном зале. Эти два филармонических зала для Алматы чрезвычайно важны, когда многие залы, как на подбор, «глухие» – без акустики. У современного слушателя просто изменился порог слышимости из-за того, что многие из нас находятся под постоянным шумовым воздействием (плейеры, радио, телевидение). Один мой приятель привел маленького сына первый раз в филармонию, так тот сразу спросил: «Папа, почему так тихо?». «Здесь надо вслушиваться в музыку!» – ответил малышу родитель. Суть и главная задача Казахской государственной филармонии имени Жамбыла те же, что и в годы ее создания: просветительство. Так, например, здесь действует детский абонемент, который составляется из шедевров мировой музыкальной культуры, объединенных в циклы. Например, «По странам и континентам», «Литературные образы в музыке».
– Количество тех людей, которые себе представляют, что раз в месяц они могут пойти на концерты классической музыки, явно увеличилось. Мы над этим работаем, – говорит генеральный директор.
Казахская государственная филармония имени Жамбыла – одна из крупнейших в Казахстане и Центрально-Азиатском регионе. И «трудно преувеличить ее роль в развитии музыкальной жизни нашей страны», – отметил в поздравительной телеграмме министр культуры РК Мухтар Кул-Мухаммед.
Поздравил юбиляра и министр культуры РФ Александр Авдеев. «История филармонии имени Жамбыла – это летопись казахского исполнительского искусства. Быть или не быть артистом филармонии – такой вопрос просто здесь не стоит. Быть солистом филармонии во все времена было престижно», – сказано в телеграмме, которую зачитал заслуженный деятель РФ, профессор Московской консерватории, генерал-лейтенант Виктор Афанасьев.
А какая успешность концерта важнее для филармонии – художественная или финансовая? Сегодня очень важно и то, и другое. Удовлетворение потребностей широкой аудитории приносит мгновенный финансовый успех, формирование вкуса обеспечивает художественное развитие в будущем. Найти этот баланс и есть залог успеха для филармонии. Поэтому верно выстраивать концертную политику – задача сложная, но интересная. Каждый концерт требует своего подхода. Необходимы интуиция, ощущение публики, азарт и чувство времени. Это убедительно показала программа юбилейного концерта, которая состояла из популярных классических произведений.
Камерные сочинения «Полет шмеля» Римского-Корсакова и «Ак-сиса» Бестыбаева – такой была программа выступления квинтета деревянных духовых инструментов под управлением заслуженного деятеля РК Жаната Ерманова. Этот творческий коллектив концентрирован на эмоциях, для них важен момент острого переживания музыки здесь и сейчас, квинтет склонен наслаждаться шлифовкой деталей, при этом никогда не забывает про архитектонику целого.
Искусство Государственной хоровой капеллы имени Б. Байкадамова (художественный руководитель заслуженный деятель РК Беимбет Демеуов) вписало немало значительных страниц в историю нашей культуры. Слушая сегодня капеллу, невозможно поверить, что традиционная культура казахов не знала развитого многоголосия. Разнообразные полифонические приемы, многоплановая хоровая фактура, многозвучная гармония, изысканные модуляции, сложные метроритмические сочетания – все это качества современной казахской хоровой музыки. В юбилейный вечер капелла исполнила популярное произведение Евгения Брусиловского «Дударай».
Серия концертов симфонического оркестра, посвященных 75-летнему юбилею, запомнится многим слушателям. Интересных программ было много. Те, что оркестр исполнял на протяжении своей творческой жизни, музыканты распределили в ретроспекции, были и концерты, которые никогда не звучали в Алматы. Оркестр возглавил известный во всем мире дирижер Ваг Папян. И, как выяснилось, повлияла на этот замечательный факт отнюдь не цена вопроса. Маэстро – давний друг и партнер известнейшего дирижера, ныне покойного Толепбергена Абдрашева, почитающий казахстанского маэстро и испытывающий особые чувства к нашему оркестру. Оркестр закрывал юбилейный концерт знаменитым финалом 9 симфонии Бетховена.
Был на юбилее и приглашенный музыкант – маэстро Виктор Афанасьев. Профессор Московской консерватории начинал свой творческой путь на сцене филармонии. Под его управлением Государственный духовой оркестр РК подготовил сюрприз слушателям – «Парад солистов» Саульского. После него можно твердо сказать: оркестр приобрел принципиально новое звучание, и слова о его хорошей форме («форма» – еще одна филармоническая традиция) не оказались юбилейным преувеличением…
Мира Мустафина, фото Сергея Ходанова
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.253 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |