Казахстанские и белорусские импортеры товаров в Россию теперь обязаны заполнять новую справку – форму статистического учета перевозимых товаров. Сделать это нужно через Интернет не ранее чем за 15 дней до пересечения товаром границы. Таким образом российские таможенники пытаются предупредить экспансию «серого» товаропотока. По мнению представителей казахстанских компаний и независимых экспертов, опасения россиян неоправданны, а в рамках ТС вместо упрощения торговой деятельности создана еще одна бюрократическая проволочка. Изначально предполагалось, что новая форма должна вступить в силу с 8 марта. Но, как сообщили вчера «&» в отделе таможенного консультирования Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), 5 марта вышло постановление российского правительства №151 о переносе даты введения новой отчетности на 1 апреля. Советник юридической фирмы DLA Piper в России Марина Лякишева в беседе с «&» одной из причин отсрочки назвала перегрузку сайта ФТС: граждане трех стран – России, Беларуси и Казахстана – безуспешно пытались загрузить форму в электронном виде. По новым правилам, если таможенники выявят отсутствие справки у импортера, на участника ВЭД будет наложен штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ). Нововведение не коснется физических лиц, которые перевозят товары личного пользования, а также экспортеров и импортеров, торгующих со странами ТС по железной дороге. |
Новая форма статучета позволит вести корректную статистику товарооборота между странами Таможсоюза и поможет решить проблему нелегального импорта, полагают в ФТС. Глава российской таможни Андрей Бельянинов, судя по выступлениям в российских СМИ, очень опасается «серого» импорта из Казахстана, откуда идут китайские товары. Однако, согласно данным Росстата, в 2010 году товарооборот РФ с Казахстаном и Беларусью вырос на 19%, а с Китаем – на 50%. Цифры показывают: растет импорт китайский, а не казахстанский.
Г-жа Лякишева рассказала «&», что, когда в РФ шла работа над законом о таможенном регулировании (вступил в силу 29 декабря 2010 г.), поднятый таможней вопрос о борьбе с нелегальным импортом постоянно обсуждался и эксперты Минэкономразвития просили ФТС предоставить информацию о динамике выявления нарушений до создания ТС. «Где это безумное количество нелегальных товаров? Где случаи их задержания в пунктах пропуска? Либо «серого» импорта нет, либо российские таможенные органы его не выявляли. А если он был и причем был так страшен, то почему таможенные органы РФ не вели с ним борьбу до создания ТС?» – задается вопросами юрист.
По словам г-жи Лякишевой, бизнес-сообщество России не понимает, почему вместо того чтобы использовать форму, которая применялась в торговле с Беларусью на протяжении последних шести лет, потребовалось вводить иной документ. «Идет ужесточение таможенного контроля, и никакого упрощения ни для кого нет. ФТС не создает условий, чтобы легальный импорт расширялся, а нелегальный сокращался», – констатирует собеседница.
Упрощений не замечают и казахстанские бизнесмены. Замдиректора ТОО «Азурит» (производит полушерсть) Юрий Дмитриенко из Лисаковска заявил «&», что до сих пор не может наладить торговлю со своими прежними бизнес-партнерами из Челябинска, Екатеринбурга и Кургана. Компания тратит основное время на заполнение справок и прочих сопроводительных бумаг. Представитель транспортно-логистической организации EAT Ольга Александрова считает, что основной проблемой при введении новой справки станет неосведомленность участников рынка. Начальник таможенного отдела логистической компании M&M Logistics Рамазан Сывозов подчеркивает, что новый электронный документ только замедлит процессы торговли. «В целом Таможенный союз со дня его создания не привел ни к каким упрощениям для бизнеса. Все усложнилось, вплоть до заполнения деклараций, сбора подписей и т.д.», – сказал он «&».
С участниками ВЭД согласен независимый эксперт по международной торговле Руслан Саралинов. По его словам, введение каких-либо административных запретов, а тем более дополнительной документации только усиливает бюрократизм госорганов и никак не уменьшает контрабанду. «Главным и наиболее эффективным способом борьбы с нелегальным импортом может быть упрощение процедур и другая поддержка легальных импортеров со стороны государства, а также борьба с коррупцией в таможенных органах», – подчеркнул он в беседе с «&».
Деловой еженедельник «Бизнес&Власть»
Время загрузки страницы 0.251 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |