АЗК предложило ряд мер для улучшения конкурентной среды на товарных рынках. Было обращено внимание на такие рынки, как электроэнергии, газа, сотовой связи (телекоммуникаций), железнодорожных перевозок, авиатоплива, где происходит наибольшее количество нарушений Закона «О конкуренции». |
В Агентстве по защите конкуренции разработали ряд дополнительных мер для улучшения конкурентной среды на товарных рынках. Председатель Агентства по защите конкуренции Оразбаков Г. И. отметил ряд факторов, негативно влияющих на конкуренцию: монополизированность (на рынках присутствуют несколько игроков/компаний), сложный (дискриминационный) доступ на отдельные рынки, необоснованное участие государства в предпринимательской деятельности, государственное регулирование субъектов естественных монополий и регулируемых рынков. Было обращено внимание на такие рынки, как электроэнергии, газа, сотовой связи (телекоммуникаций), железнодорожных перевозок, авиатоплива, где происходит наибольшее количество нарушений Закона «О конкуренции». Исходя из проблем, негативно влияющих на конкуренцию, Г. Оразбаковым был представлен разработанный АЗК комплекс мероприятий. В данный план войдут мероприятия, целью которых является исключение негативных моментов, сдерживающих развитие конкуренции. Прежде всего, это те, которые осложняют открытие и ведение бизнеса. Например, частоты, необходимые для оказания услуг мобильной связи четвертого поколения (стандарт LTE), выделены только одному оператору. Предлагается ввести конкурентную и прозрачную процедуру получения лицензий и разрешений, в том числе путем введения принципа технологической нейтральности. Данный принцип - это возможность предоставления всем операторам связи радиочастотного спектра без привязки к конкретному стандарту связи (GSM, CDMA, LTE). Увеличит количество предпринимателей на рынке телекоммуникаций создание и развитие института «виртуальных» операторов (MVNO), а для этого необходимо разрешить действующим операторам связи передавать во временное пользование свои полосы частот и радиочастот тем, кто также желает вести такой бизнес. Другой целью Плана является развитие рынка частных грузовых железнодорожных перевозок. Также предусматривается открытие доступа в аэропорты и другим топливнозаправочным компаниям, что приведет к снижению стоимости авиатоплива, а значит и билетов. Выявлен ряд моментов, сдерживающих развитие конкуренции на рынках ТЭК, к которым относятся разного рода требования. Для того, чтобы работать на розничном рынке электроэнергии, необходимо наличие лицензии, которую энергоснабжающей организации (ЭСО) можно получить при наличии у себя систем для учета электроэнергии (АСКУЭ). Учитывая, что приобретение такого оборудования очень затратно, рынок монополизируется одним или двумя крупными субъектами, что негативно для потребителей, поскольку единственный поставщик в регионе не стремится улучшить качество своих услуг. Оптовый рынок э/энергии «заняли» энергоснабжающие организации – посредники. При этом, по усредненным подсчетам, возможность приобретения э/э без посредников экономия для предприятий составит порядка 10 млрд.тенге. Проблемой остается большое количество энергопередающих организаций. Это привело к образованию сильно отличающихся тарифов как в республике, так и внутри одной области (различные тарифы даже на соседних улицах) и неравному доступу к энергосистеме. В связи с чем, предлагается: 1) возложить обязанность по оснащению АСКУЭ с энергоснабжающих на энергопередающие организации; 2) исключить энергоснабжающие организации с оптового рынка э/энергии; 3) разработать механизм укрупнения энергопередающих организаций. Конкуренцию на рынке оптовой и розничной реализации газа сдерживает требование наличия баз хранения объемом 300 тонн. Это сложновыполнимое требование привело к вытеснению с рынка субъектов малого бизнеса, то есть к монополизации. Предлагается пересмотреть отдельные требования к газосетевым организациям при аккредитации. К примеру, мелкие предприятия, не прошедшие аккредитацию вынуждены прекращать свою деятельность и становиться подразделениями крупных газосетевых организаций, что ведет к монополизации рынка. По результатам анализа рынка экспертизы драгоценных камней и ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней установлено, что серьезным «препоном» в развитии конкуренции стало нормативное наделение АО «НацЭкС» исключительными полномочиями по проведению экспертизы. Хотя есть другие субъекты рынка, готовые оказывать данную услугу. По предложению Агентства МИНТ в законопроекте «О драгоценных металлах и драгоценных камней» предусмотрено, что любое юридическое лицо, прошедшее аккредитацию, сможет проводить экспертизу. В мае т.г. принят разработанный Агентством План мероприятий по проведению комплексного анализа регулируемых услуг на предмет их выведения из сфер естественной монополии. Основная цель данных анализов - исключить госрегулирование тарифов на тех рынках, где развивается конкуренция. Агентством проведена ревизия регулируемых рынков. По ее итогам предложено разработать конкретный перечень тех регулируемых рынков, на которые будет распространяться госрегулирование цен. Г. Оразбаков привел в качестве примеров рынки железнодорожного транспорта, гражданской авиации, портов и телекоммуникаций, где их некоторые сегменты можно «отдать в рынок». Так, предлагается отменить регулирование стоимости услуг ремонта подвижного состава, подачи-уборки вагонов, аренды и оператора грузовых вагонов. При этом, сохранить регулирование цен на билеты по социально-значимым маршрутам. В данной части уже есть примеры положительной реакции отраслевых госорганов на инициативы АЗК. Агентство по связи и информации отметило развитие альтернативных технологий распространения (ретрансляции) платных телерадиоканалов и поддержало предложение АЗК по выводу данных услуг из регулируемых рынков. В целом, как показывает практика, конкуренция вынуждает операторов понижать тариф и проводимая работа по экспертизе цен регулятором теряет всякий смысл. По итогам обсуждения представленного доклада члены Правительства поддержали необходимость принятия Комплексного плана по развитию конкуренции, демонополизации и устранению барьеров в основных отраслях экономики. После его согласования с государственными органами он будет внесен на утверждение в Правительство.
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 1.012 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |